Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина - Россия" »
10
Урок обществознания. 5 класс
Тема: «Наша Родина – Россия».
Цели:
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.
Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.
Технологическая карта урока
этапы
методы и приемы обучения
время
1 этап. Мотивация
1.ЭЙ АР ГАЙД
Страничка ожидаемого и полученного.
2. Используется структура - Джот Тотс
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.
Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы.
3. Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся ответь на вопросы.
Вопросы классу:
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течении определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3, стол номер 1 расскажите свои ответы:
не более
10 мин.
2 этап.
Целеполагание
Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».
- сообщение целей урока
1 мин.
3 этап.
Исследование информации .
План.
1.Российская Федерация.
2. Русский язык - государственный.
3.Что значит быть патриотом.
1 мин.
3.1.
1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
Запись в тетради: определение слова «родина»
2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.
Записи в тетради.
-В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Запись в тетради: определение слова «федерация»
10 мин.
5 мин
3.2.
Работа с текстом учебника (комментированное чтение).
Беседа с учащимися о значении государственного языка
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течении определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
5-6 мин.
3.3
Работа с текстом: стр.93,9, 97 – (комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?
«Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь.
Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)
10мин.
4. Заключительная часть
1.Подведение итогов.
ЭЙ АР ГАЙД
Страничка ожидаемого и полученного.
5 мин.
2 мин.
5этап. Оценивание.
2. Оценивание - оцените работу группы в целом. - оцените свою работу в группе.
Рефлексия. Продолжите фразу: Я научился… Мне было трудно… Мне понравилось…
6 этап
Домашнее задание.
3. Домашнее задание - Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.
1-2 мин.
План урока:
1.Российская Федерация.
2. Русский язык - государственный.
3.Что значит быть патриотом.
ХОД УРОКА.
МОТИВАЦИЯ (не более 5 мин.)
Какие слова вызывают у вас ассоциации с выражением «Наша Родина – Россия»
Используется структура - Джот Тотс
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 4, стол номер 2 зачитайте свои ответы:
Работа со стихотворениями о Родине: Учитель организует прослушивание стихотворений о Родине и просит обучающихся ответь на вопросы:
Россия - Родина моя. Россия - Родина моя, Смотрю вокруг и что я вижу: Кругом бескрайние поля И снег лежит на нашей крыше. Российский снег, он словно пух Ложится прямо на ресницы. Россия без зимы - ничто И жаль, что улетают птицы. Зимой неслышен соловей, Ах, как поет он ночью летом! И нет нигде таких берез. Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я, Объеду я дорог не мало. Россия - Родина моя! Хочу, чтоб ты сильнее стала! И чем смогу, я помогу: Цвести полям, расти деревьям. Российский дух поднять смогу, Чтоб гордость за него досталась нашим детям. Д. Пенцов
Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! (З. Александрова)
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
Вопросы классу:
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3, стол номер 1 поделитесь своими ответами.
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.
- Определите тему сегодняшнего урока.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».
Российская Федерация
Работа с текстом
Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Вопросы классу:
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 1, стол номер 3 поделитесь своими ответами.
Работа с терминами:
«Родина» - Запишите определение слова в тетрадь.
1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.
Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. В этот период, также, неофициально — Российская Федерация, Россия. 25 декабря 1991 года название республики было официально заменено на «Российская Федерация», однако советская конституция 1978 года (в редакции 1992 года, где частично оставались наименование «РСФСР» и упоминание о конституции и законах СССР) и советы всех уровней продолжали действовать до октября 1993..
Первое в мире социалистическое государство. Создано в результате Октябрьской революции в России.
После образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и по 1991 год РСФСР — союзная республика в составе СССР, была самой крупной по площади, населению и экономической мощи. На её долю приходилось три четверти территории и свыше половины населения, две трети промышленной и около половины сельскохозяйственной продукции Советского Союза.
А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Составными частями Российской Федерации являются объединившиеся в союз относительно самостоятельные республики, края, области, а также города Москва и Санкт – Петербург. Эти части федеративного государства называют субъектами Федерации.
Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95). Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.
Задание:
- Покажите наиболее крупные города.
- В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Работа с терминами:
«Федерация» - Запишите определение слова в тетрадь.
Слово происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»; государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России- области, края, республики)
3.2. Русский язык - государственный
Работа с текстом на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».
Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.
Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:
Язык – стяг, дружину водит.
Не пройми копьём, пройми языком.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Как вы понимаете эти пословицы? Ответ запишите в тетрадь.
(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 1 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:
Учитель: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации