kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина - Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                        Тема: «Наша Родина – Россия».

Цели:

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина - Россия" »

10

Урок обществознания. 5 класс

Тема: «Наша Родина – Россия».

Цели:

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.


Технологическая карта урока


этапы

методы и приемы обучения

время

1 этап. Мотивация

1.ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.



2. Используется структура -  Джот Тотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. 

Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы.

3. Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся ответь на вопросы.

Вопросы классу:

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течении определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Время  на выполнение  - 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3, стол номер 1 расскажите свои ответы:

не более

10 мин.





2 этап.

Целеполагание

Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».

- сообщение целей урока

1 мин.

3 этап.

Исследование информации .


План.

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.


1 мин.

3.1.

1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Запись в тетради: определение слова «родина»

2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

Записи в тетради.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запись в тетради: определение слова «федерация»




10 мин.












5 мин

3.2.

Работа с текстом учебника (комментированное чтение).

Беседа с учащимися о значении государственного языка

(ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН) – думать, писать, обсуждать по кругу;

обсуждение пословиц о русском языке

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течении определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

5-6 мин.


3.3

Работа с текстом: стр.93,9, 97 – (комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

«Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь.

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)






10мин.





4. Заключительная часть 


1.Подведение итогов. 

ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.


5 мин.

2 мин.

5этап. Оценивание.

2. Оценивание 
- оцените работу группы в целом. 
- оцените свою работу в группе. 

Рефлексия. 
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…


6 этап

Домашнее задание.

3. Домашнее задание 
- Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.

1-2 мин.


План урока:

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.



ХОД УРОКА.

  1. МОТИВАЦИЯ (не более 5 мин.)

Какие слова вызывают у вас ассоциации с выражением «Наша Родина – Россия»

Используется структура -  Джот Тотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 4, стол номер 2 зачитайте свои ответы:


Работа со стихотворениями о Родине: Учитель организует прослушивание стихотворений о Родине и просит обучающихся ответь на вопросы:

Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя, 
Смотрю вокруг и что я вижу: 
Кругом бескрайние поля 
И снег лежит на нашей крыше. 
Российский снег, он словно пух 
Ложится прямо на ресницы. 
Россия без зимы - ничто 
И жаль, что улетают птицы. 
Зимой неслышен соловей, 
Ах, как поет он ночью летом! 
И нет нигде таких берез. 
Березы... Вся Россия в этом. 

Когда расстанусь с детством я, 
Объеду я дорог не мало. 
Россия - Родина моя! 
Хочу, чтоб ты сильнее стала! 
И чем смогу, я помогу: 
Цвести полям, расти деревьям. 
Российский дух поднять смогу, 
Чтоб гордость за него 
досталась нашим детям. 
Д. Пенцов 

Если скажут слово «Родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)



Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Вопросы классу:

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Время  на выполнение  - 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3, стол номер 1 поделитесь своими ответами.


Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

- Определите тему сегодняшнего урока.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».

    1. Российская Федерация

Работа с текстом

Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу:

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Время  на выполнение  - 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 1, стол номер 3 поделитесь своими ответами.



Работа с терминами:

«Родина» - Запишите определение слова в тетрадь.

1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика   — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. В этот период, также, неофициально — Российская ФедерацияРоссия.  25 декабря 1991 года название республики было официально заменено на «Российская Федерация», однако советская конституция 1978 года (в редакции 1992 года, где частично оставались наименование «РСФСР» и упоминание о конституции и законах СССР) и советы всех уровней продолжали действовать до октября 1993..

Первое в мире социалистическое государство. Создано в результате Октябрьской революции в России.

После образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и по 1991 год РСФСР — союзная республика в составе СССР, была самой крупной по площади, населению и экономической мощи. На её долю приходилось три четверти территории и свыше половины населения, две трети промышленной и около половины сельскохозяйственной продукции Советского Союза.

А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Составными частями Российской Федерации являются объединившиеся в союз относительно самостоятельные республики, края, области, а также города Москва и Санкт – Петербург. Эти части федеративного государства называют субъектами Федерации.


Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95). Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное де­мократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.


Задание:

- Покажите наиболее крупные города.

- В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?


Работа с терминами:

«Федерация» - Запишите определение слова в тетрадь.

Слово происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»; государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России- области, края, республики)


3.2. Русский язык - государственный

Работа с текстом на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».

Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.

Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:

  1. Язык – стяг, дружину водит.

  2. Не пройми копьём, пройми языком.

  3. От приветливых слов язык не отсохнет.

Как вы понимаете эти пословицы? Ответ запишите в тетрадь.

(ТАЙМД РАУНД РОБИН) – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

Время  на выполнение  - 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 1 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:


Учитель: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации

(ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН) – думать, писать, обсуждать по кругу.

Время  на выполнение  - 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 4 , стол номер 2 поделитесь своими ответами.



    1. Что значит быть патриотом.

Работа с текстом: стр.93,9, 97 – ( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

«Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь.

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

4.Заключительная часть 

1. Подведение итогов. 


ЭЙ АР ГАЙД


Страничка ожидаемого и полученного.


1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUND ROBIN)


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ


Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия



Это название страна обрела в 1991 году.



Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.



Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»



Русский язык – государственный язык



Тюменская область это субъект Российской Федерации



Патриот – это человек любящий свое Отечество



5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?


2. Оценивание 
- оцените работу группы в целом. 
- оцените свою работу в группе. 

3. Домашнее задание 
- Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.


4. Рефлексия. 
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Наша Родина - Россия"

Автор: Вальтер Надежда Константиновна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-roka-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-gosdarstviennyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756810"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства