kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Международное гуманитарное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Международное гуманитарное право». Цели: Образовательные: помочь учащимся получить знания об основополагающих принци¬пах и положениях международного гуманитарного права; воспитательные: способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, со¬действовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству; развивающие: продолжить формирование умений анализировать источники и пред¬ложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательст¬ва, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегри¬ровать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую ин-формацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Международное гуманитарное право" »

Тема «Международное гуманитарное право».

Цели:


Образовательные:

помочь учащимся получить знания об основополагающих принци­пах и положениях международного гуманитарного права;

воспитательные:

способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, со­действовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;

развивающие:

продолжить формирование умений анализировать источники и пред­ложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательст­ва, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегри­ровать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую ин­формацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.


Основные понятия:

международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.



Структура урока


1. Ознакомление учащихся с целями изуче­ния международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучения темы урока.

2. Изучение нового материала. Текущий контроль.

3. Обобщающий контроль.

4. Комментирование домашнего задания.

5. Рефлексия,

Оборудование:

современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечения), компьютер

План изучения темы

( слайд №2)

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.

3. Источники и основные положения международного гуманитарного права.

4. Дети и война.

5.Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца

6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарно­го права.








«Война незаживающая рана, которую получил мир».

(Дж. Пристли)


«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)



Ход урока

Мотивационная беседа (слайд №1)


Сегодняшний урок начнём с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

« Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово « милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

Современная история России богата не только красивыми праздниками, исследования космоса, трудовыми свершениями. Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

(слайд№2) Сегодня мы рассмотрим сущность МГП, источники, основные положения, проанализируем несколько ситуаций.

(слайд №3)

Перед вами 2 эпиграфа, (читает) подумайте, какой из них больше подходит к теме сегодняшнего урока.


1. Жестокое лицо войны.


Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

(слайд №4) Жестокая правда войны, судьба её рядовых участников стала содержанием картины В.В Верещагина «Апофеоз войны». На раме знаменитой картины начертаны слова:

« Посвящается всем великим завоевателям – прошлым, настоящим и будущим». Послушаем статистические данные.

(выступление ученика)

За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В наполеоновских войнах число убитых составило около милли­она человек.

(слайд № 5) Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.


Военные действия происходят и в наше время. На карте показаны некоторые горячие точки современности.

Человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия. На партах у вас документы. Прочитайте текст №1 и затем ответьте на вопросы:


1. Какие предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами?

2. А заключали ли соглашения? Какие? Назовите первый письменный договор.

Конвенция – документ, имеющий обязательную силу (записать в тетради)

Так было положено начало МГП.

2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.


Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? Вы дома должны были поработать со словарём. Как объясняется это понятие в словаре Ожегова?

(Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

(слайд №6)(1айд №1)иложение поработать со словарём 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000


МГП – совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.


МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

? Кого и что защищает МГП?

Откройте учебник на странице 235. Прочитайте абз. 2.3.4.

1. Итак, кого и что защищает МГП ?

2.Какие ограничения оно налагает в отношении методов ведения войны. (ответы учащихся)


Всё это можно изобразить в виде схемы, где называются категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП в условиях вооружённого конфликта. (слайд №7)



МГП


защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях

(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)



предоставляет защиту лицам, не принимавшим непосредственного участия в военных действиях

( гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)



защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям

(жилые дома, школы, места отправления культа )


запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания


Т. о. МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте, ограничивает насилие. На основании этого мы можем определить принципы МГП.

(слайд №8)

Принципы МГП



Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным


В период вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику


Мы познакомились с сущностью и принципами МГП, теперь рассмотрим источники и основные положения.


3. Источники и его основные положения МГП.


Во второй половине 19 века идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь - международное гуманитарное право. Какие же источники приняты за основу этой отрасли права?

МГП является постоянно развивающейся отраслью права. В настоящее время его нормы отражены в более чем 80 международных соглашениях. (слайд №9)

Основными источниками являются четыре Женевские конвенции 1949г. и два Дополнительных протокола к ним 1977г. Каждая из четырёх конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов

Сейчас проведём практическую работу с источниками. Каждый ряд подробно ознакомится с правовыми положениями и назовёт категории лиц, которым предоставляется защита. (читают)

Слово группам.

Вопросы:

1. Какой категории лиц предоставлена защита I Женевской конвенцией? (слайд №10)


2 Кому предоставляет защиту II? (слайд №11)


3. Какой категории лиц предоставлена защита III Женевской конвенцией? (слайд №12)


4. Какой категории лиц предоставляется защита IV Женевской конвенции? (слайд №13)


5. Кому предоставляет защиту дополнительный протокол № 1,

(слайд №14)


6. Кому предоставляет защиту дополнительный протокол № 2

(слайд №15)


Всё сказанное можно изобразить в виде таблицы, она у вас тоже на столах, дома воспользуетесь. (слайд №16)















Основные источники современного международного гуманитарного права.

Основные источники современного международного гуманитарного права

Категории лиц, которым предоставляется защита

Женевские конвенции 1949г.:

 

Первая конвенция

Защита раненных и больных и состава сухопутных армий.

Вторая конвенция

Защита раненных, больных, лиц потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море.

Третья конвенция

Защита военнопленных.

Четвертая конвенция

Защита гражданского населения во время воны.

Дополнительные протоколы 1977г. к Женевским конвенциям 1949 г.:

 

Дополнительный протокол I

Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов международного характера.

Дополнительный протокол II

Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов не международного характера.



Во время вооруженного конфликта Конвенции и Протоколы применяются в любых обстоятельствах, также должны соблюдаться принципы гуманности. Поэтому, всегда и всюду, запрещаются: убийства, пытки, телесные наказания, нанесение увечий, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, и все виды жестокого и унизительного обращения. Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. (Ст. 15)

Вооруженные конфликты бывают двух типов: международные и немеждународные.

Международные – вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами. (пример – Вов)

Немеждународные - вооружённое противостояние в пределах одного государства. (Гражданская война)

(слайд №17)

Почти все страны мира приняли Женевские конвенции.


(слайд №18)

Наша страна присоединилась к конвенции в 1954.

Рассмотрим основные положения МГП.

1 ряд – каковы основные положения МГП по отношению к больным, раненым и потерпевшим кораблекрушение? Как следует с ними обращаться?

( Раненых и больных нужно подбирать и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно)

Послушайте ситуацию, затем мы её обсудим.


1. Сосед военврача.

С соседом моим часто вспоминали военные будни. Я служил в авиации. А он был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь, доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на войне близкого человека, сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается — как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.

Прав ли был мой сосед?

(военврач прав. Раненым, оказавшимся во власти противника, должны быть обеспечены защита, уважение и гуманное обращение, медицинская помощь и уход)


2ряд- что сказано в третьей конвенции об обращении с военнопленными?(Обращаться с ними гуманно)

Послушайте ситуацию.


2. Бывший военнопленный

В плен нас взяли троих. Пока переправляли в лагерь, сильно сжав зубы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли вверх руки.

На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я не мог сообщить им то, что они хотели узнать о наших потерях, расположении интересующих их объектов.

Совершенно неожиданно в лагере я столкнулся с еще одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам я вдруг не понравился лагерному повару. Когда нас приводили в столовую, он выбегал из-за своей стойки в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, намеренно опрокидывал миску. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзуживали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую и приготовил себя к смерти от голода.

Перед самым моим освобождением комендант лагеря объявил сбор добровольцев для разминирования шоссе. Во время разминирования четверо погибли. На следующий день добровольцев уже не было, и тогда комендант лагеря, угрожая физическими наказаниями, заставил участвовать в разминировании пятерых военнопленных. Среди них был и я.

Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальными условиями обращения с военнопленными? Могут ли они быть иными, менее жестокими?

(Нет, нельзя. Обращение должно быть гуманным, нельзя было допускать избиения, использовании на опасных работах без его добровольного согласия, нельзя запугивать и угрожать.)



Война есть война: вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. (слайд №19)

Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бом­бардировщиками испанского города, уничтожившей его населе­ние. История дает немало примеров грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население).

3 ряд - Какие нормы содержит четвёртая Женевская конвенция и дополнительный протокол о защите гражданского населения?

(Гражданские лица имеют право на уважение их личности При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.)

Ситуация.

3. Девушка 16 лет из зоны оккупации

На оккупированной территории я познала всю тяжесть присутствия чужих войск. У меня не стало своего дома. Многие знакомые тоже ос­тались без жилья: кого-то выгнали, чтобы разместить сол­дат, чьи-то дома сожгли.

Оккупанты постоянно пытались подчеркнуть свое превосходство. Угрожали и унижали, Они смеялись над тем, как обставлены наши дома, как мы одеваемся, как говорим.

Им постоянно не хватало рабочих рук: рук, которые бы их об­стирывали, накрывали на стол, строили укрепления. Моя должность посудомойки в столовой для офицерского состава их армии позво­ляла мне не умереть с голоду. Два моих бывших одноклассника по специальному распоряжению оккупационных властей работали на нефтеперегонном заводе. Троих вообще насильно увезли в другую страну.

В назидание другим новые власти устраивали массовые расправы. Каждый из нас чувствовал себя в постоянной опасности.

Я хочу опросить, существуют ли какие-нибудь правила обращения с мирными жителями на оккупированной территории? И, если эти правила есть, пусть они прозвучат сегодня здесь ещё раз...

(Да, такие правила существуют. Запрещаются пытки, оскорбительное и унизительное обращение. Нельзя направлять на принудительные работы тех, кому нет 18 лет)



С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблему красного креста, красного полумесяца или другие защитные знаки. (на доске дается графическое изображение эмблемы красного креста).

Какой сделаем вывод к этой части урока?

Вывод: Согласно нормам МГП, стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности

Наши знаменитые полководцы наряду с боевыми качествами были милосердны и гуманны по отношению к гражданскому населению, военнопленным и раненым. Об этом свидетельствуют выдержки из приказов, воспоминаний. (слайд №20, 21)


( « С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства… не меньше оружия поражать противника человеколюбием».

Суворов –генералисимус Российской армии.

Из приказа войскам Кубанского корпуса,1778 год.


« Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем».

М.И. Кутузов

Приказ войскам от 21 декабря 1812 года, г. Вильно.

« В Берлине и его окрестностях еще шли бои, а советское командование уже приступило к организации нормальных жизненных условий для населения Берлина».

Маршал Советского Союза Г.К Жуков « Воспоминания и размышления».

« Пусть враг знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным».

К.К.Рокоссовский Маршал Советского Союза.

по поводу пленения генерала- фельдмаршала Паулюса, 1942год.)

4.  Дети и война

Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает мирное население, дети, прежде всего. (слайд №22)

Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками. (слайд №22.)

Так 1 сентября 2004 года был террористический акт в Беслане в школе №1, взятие заложников; погибло около 350 человек, большинство дети.

Все хорошо понимают необходимость помощи детям в вооруженных конфликтах, но дети снова и снова становятся их участниками и жертвами.

А что же мировое сообщество? Делало ли оно какие- либо шаги, чтобы облегчить участь пострадавших, защитить жертвы войн и вооруженных конфликтов? Да, делало и неоднократно.

Международное гуманитарное право предоставляет детям общую и особую защиту: (слайд №23)



Общая:

- дети имеют право на гуманное обращение, в отношении их запрещается посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников.

Особая :

– дети должны быть защищены от утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества

- дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны

- дети, не достигшие 18 лет, не должны направляться на принудительные работы

- запрещается зачисление детей до 15 лет в армию

- в случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых.



Предлагаю разрешить ситуацию в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

В начавшемся вооруженном конфликте четырнадцатилетнему подростку поручают собирать сведения о передвижении неприятельских войск. Имеют ли право военные власти так поступить? (нет, т.к. не исполнилось 15 лет)

Главный вывод этой части урока.

Международное гуманитарное право обеспечивает защиту детей в вооруженных конфликтах и они имеют право на гуманное обращение

Дети в войне – так быть не должно,
Даже если это просто кино.
Люди, будьте всегда вы людьми
Дети в войне страдать не должны

5. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста. Когда он образовался, и каковы его задачи нам расскажут ваши одноклассники. (выступления учащихся).

Сообщение 1 ученика. (слайд №24)

В 1859 году недалеко от г. Сольферино на севере Италии произошла битва между австрийскими и французскими войсками. После битвы, продолжавшейся 16 часов, на поле боя остались 40 тысяч убитых и раненых. Вечером того же дня гражданин Швейцарии Андри Дюнан случайно оказался в этой местности. То, что он увидел, привело его в ужас. Тысячи, истекающих кровью раненых, умирали в мучениях. Призвав мирных жителей из соседних деревень, А. Дюнан немедленно принялся оказывать раненым помощь, не обращая внимания на то, к какой стороне они принадлежат.

Вернувшись в Швейцарию, Андри Дюнан , даже спустя 3 года, никак не мог забыть кошмар, свидетелем которого он стал. Он взялся за перо и написал необыкновенную книгу «Воспоминание о битве при Сольферино». Прочитав эту книгу, начинаешь проклинать войну. Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помогать страдающим.

В заключение своей книги он выдвинул 2 предложения:

  • создать сообщество по оказанию помощи раненым

  • принять конвенцию о защите раненых и медицинского персонала на поле боя.

9 февраля 1863 года благотворительное Женевское общество

« Поощрения общественного блага» приняло решение создать комиссию из 5 человек для изучения возможности претворения идей А .Дюнана в жизнь. Так был создан международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже стал называться Международный комитет Красного Креста.

Сообщение 2 ученика.

(слайд №25)


Международный комитет Красного Креста (МККК) образован в 1880году . И теперь штаб - квартира МККК находится в Женеве. Он имеет представительства почти в 60 странах, осуществляет свою деятельность более, чем в 80 странах мира.

Российское общество Красного Креста было создано в 1867 году. Многие годы делегатами Международного комитета Красного Креста становились граждане Швейцарии. С середины 90 –х годов 20 века появляются и граждане других стран. Первым из россиян, кому была доверена эта почетная и ответственная должность, стал Арчил Крюков в 2001 году. Арчил родом из Ленинграда, когда в 1990 году Арчил поступил учиться в Москву, семья переехала в Москву. Он представлял Международный Красный Крест в Восточноафриканской республике, где был конфликт между двумя основными народностями, населяющими Руанду. Арчил вспоминал:

« Выходишь на улицу - сотни детей устремляются за тобой с протянутыми за подаяниями руками. Тяжелейшее наследие войны - огромное количество бездомных, нищих, потерянных детей». Детская беспризорность – вот одна из основных проблем, которой занимался Арчил, являясь представителем Международного комитета Красного Креста, вместе со своими сотрудниками (их было около 30) занимались вопросами соединения семей, которые были разлучены в результате войны.

Сообщение 3 ученика. (слайд №26, 27)

В задачи Международного комитета Красного Креста входит:

- посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с военным вооруженным конфликтом;

- розыск, пропавших без вести;

- воссоединение разлученных семей;

- предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам,

которые лишены самого необходимого;

-распространение знаний о международном гуманитарном праве и контроль за

соблюдением его норм;

- привлечения внимания к нарушениям МГП и содействие его развитию.

Чтобы распознать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту, используют международные отличительные знаки и эмблемы. Отличительные знаки должны быть больших размеров, хорошо видимы.

(1.Для всех медицинских образований и духовных служащих отличительный знак- красный крест на белом фоне, этот знак не имеет религиозного смысла.

Мусульманские страны, сначала Турция , а затем и другие, приняли знак красного полумесяца.

2. Знак белоголубого щита означает культурные ценности.

3.Знак трех оранжевых кругов, расположенных на белом поле обозначают

установки и сооружения, содержащие опасные силы.

4. Синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне - объекты и персонал

гражданской обороны.

6. Белый флаг-это флаг парламентеров, который используется для переговоров.)


Красный крест на белом поле является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эмблема употребляется как защитный и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала учреждений,

Принцип, которым руководствуется МККК - « даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий».


Государства-участники Женевских конвенций 1949 г. приняли на себя обязательство предпринимать меры для того, чтобы не допускать и пресекать злоупотребления эмблемой как в мирное, так и военное время.


6.  Ответственность за нарушение международного гуманитарного права


Международное гуманитарное право определяет нормы поведения участников военных действий. Как и любые законы, МГП соблюдается не всегда. Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями.


Они указаны в 1 и 2 Женевской конвенции. (вслух) и в ст.356 Уголовного кодекса.








Нарушения, зафиксированные в международных договорах

Нарушения, зафиксированные в статье 356 Уголовного кодекса Российской Федерации

Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет




Совершивший военное преступление, несёт ответственность на основе международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за международные преступления


В большинстве случаев привлечение к ответственно­сти лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства.

Т. о, ответственность может быть как на национальном, так и на международном уровне.


...Непросто - следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть, в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни.


? В чём же главное предназначение МГП?

( регулирование поведения участников вооружённых конфликтов с целью смягчения тяжёлых последствий.)


Возвращаемся к эпиграфам. Какой и почему вы выбрали?


Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.


Стихотворение.


Вновь недобрая чья-то рука

Хрупкий мир наш разрушить стремится,

Чтоб ложились опять за строкою строка

В «Книгу Памяти» черной страницей.

Неужели так быстро забылся ГУЛАГ?

И кровавые камни Афгана?

Что же ты, человек, не прозреешь никак,

Ранишь душу земли постоянно?

И когда же устанут делившие власть

Измываться над этой землею,

И когда, наконец, навоюются всласть,

И дождется Россия покоя?

Над Россией гуляют недобрые дни,

Как стервятники в пиршестве диком,

Через край плещет горькая чаша Чечни,

Тонут в ней материнские крики.

И опять в призывные тревожные дни

Уезжают из дома ребята,

Чтоб вернуться в гробах из соседней Чечни.

Согласитесь, большая расплата.

Почему мы опять платим жизнью своей?

Почему преступленья прощаем?

И творенье веков, и творенье людей

Вновь в безликую пыль превращаем?

К Вам взываю сегодня, принявшие власть,

Ведь давно уж пора догадаться:

Так легко на колени однажды упасть,

Но как трудно бывает подняться.

Как судьба у России моей нелегка!

Почему в ней такое творится?

И ложится опять за строкою строка

В «Книгу Памяти» черной страницей.



Словарь

Военные лица — лица, входящие в состав вооруженных сил.

Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил. ».

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему "Международное гуманитарное право"

Автор: Хомутова Галина Николаевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 124056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Единая система РСЧС""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaiedinaiasistiemarschs"
    ["file_id"] => string(6) "290418"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства