kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 5 классе к учебнику А.И. Кравченко. Обществознание.5 класс. - Москва:"Русское слово", 2013.

Урок имеет большой воспитательный потенциал, т.к. учит детей доброте, принятию людей такими, какие они есть, толерантности.

Тип урока - комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями" »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»







КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ

«ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»







Разработала: учитель истории и обществознания Кудрявцева С.Ю.












Саранск 2014 г.

Тема урока: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цели урока: Сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни.

Задачи урока: познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, ПК, проектор.


Ход урока

  1. Оргмомент: приветствие, проверка готовности к уроку

  2. Повторение домашнего задания.

  1. Дайте определения: человек, потребности, интерес, способности, мораль.

  2. Составить предложения со словами: способности, интерес, потребности.

  3. Добавить слово в схеме:


А.

……





Социальный

Биологический





Б.

Потребности



……

Разумные





……


В.





……



Завышенная






  1. Фронтальная беседа:

- Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»?

- Что такое самооценка?

- Объясните, что значит завышенная и заниженная самооценка.

- Что способствует высокой, а что низкой самооценке подростка?

- Объясните смысл афоризма: «Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, – глуп» (Г.Мопассан).

- Почему так важно, оценивая себя в соотношении с другими людьми. Критически и объективно относиться к себе?

Вывод по домашнему заданию.

  1. Сообщение темы и задач урока.

  2. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.

«Здравствуйте!»

Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно беречь и уважать этот дар. Но, несмотря на то, что мы всегда желаем здоровья, нас окружают разные люди, в том числе и нездоровые, больные, особые.

Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, он - инвалид)


  1. Работа с терминами «инвалид», «инвалидность», «ОВЗ»

А.Беседа

- Кто же это такие – инвалиды? (Ответы)

Учитель: Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы)

Учитель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их.

Б.Работа с терминами в учебнике, с.33, 34 (инвалид, инвалидность, ОВЗ)


  1. Причины инвалидности

Вопросы для обсуждения:

- Как становятся инвалидами?

- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

Комментарий учителя:

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

  1. Положение инвалидов (практическое занятие и рассказ учителя)

Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье – это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов).

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение. Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?

Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов – попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой (рисунок 3). Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта – одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами наук.


5) Отношение к инвалидам

Беседа:

- Слышали ли вы что-нибудь о таких словах: «доступная среда», «ограниченные возможности здоровья», «колясочники», «пандус», «азбука Брайля»? Можете ли их пояснить?

- Работа с иллюстрациями в учебнике с.35

- Как государство относится к людям с ОВЗ (пенсии, льготы, программы помощи, медицинское обслуживание, специальные условия)

- Как относятся простые люди к инвалидам (помощь, уважение, принятие человека таким, как он есть)


6) Паралимпийские игры

Опережающее задание: рассказ подготовленного ученика.


5. Закрепление

- Что такое здоровье?

- Что означают слова «особый ребенок», «люди с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?

- Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?


Комментарии учителя:

Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и вино, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.


6.Вывод урока:

Инвалиды – это особые люди, но они такие, же люди. Поэтому относиться к ним, принимать их надо такими, какие они есть. Среди окружающих нас людей немало с ограниченными возможностями здоровья. Это люди, имеющие нарушения в физическом или психическом развитии, которые не могут самостоятельно жить в обществе. Но таким людям характерна готовность максимально использовать имеющиеся у них способности. Среди них много таких, кто добился успехов в творчестве, труде и даже в спорте.

Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми.


7. Домашнее задание: параграф 5 (учебник Обществознание. А.И.Кравченко. 5 класс. М., Русское слово, 2013), зад. 2-5 раздела «Практикум» на выбор.


8.Оценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

Автор: Кудрявцева Светлана Юрьевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект родительского собрания "Природа и дети" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-priroda-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "241171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445188523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства