Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями" »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ
«ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
Разработала: учитель истории и обществознания Кудрявцева С.Ю.
Саранск 2014 г.
Тема урока: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
Цели урока: Сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни.
Задачи урока: познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, ПК, проектор.
Ход урока
Оргмомент: приветствие, проверка готовности к уроку
Повторение домашнего задания.
Дайте определения: человек, потребности, интерес, способности, мораль.
Составить предложения со словами: способности, интерес, потребности.
Добавить слово в схеме:
А.
……
Социальный
Биологический
Б.
Потребности
……
Разумные
……
В.
……
Завышенная
Фронтальная беседа:
- Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»?
- Что такое самооценка?
- Объясните, что значит завышенная и заниженная самооценка.
- Что способствует высокой, а что низкой самооценке подростка?
- Объясните смысл афоризма: «Кто не уважает себя – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, – глуп» (Г.Мопассан).
- Почему так важно, оценивая себя в соотношении с другими людьми. Критически и объективно относиться к себе?
Вывод по домашнему заданию.
Сообщение темы и задач урока.
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
«Здравствуйте!»
Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно беречь и уважать этот дар. Но, несмотря на то, что мы всегда желаем здоровья, нас окружают разные люди, в том числе и нездоровые, больные, особые.
Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, он - инвалид)
Работа с терминами «инвалид», «инвалидность», «ОВЗ»
А.Беседа
- Кто же это такие – инвалиды? (Ответы)
Учитель: Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы)
Учитель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их.
Б.Работа с терминами в учебнике, с.33, 34 (инвалид, инвалидность, ОВЗ)
Причины инвалидности
Вопросы для обсуждения:
- Как становятся инвалидами?
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
Комментарий учителя:
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.
Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Положение инвалидов (практическое занятие и рассказ учителя)
Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье – это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов).
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение. Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?
Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов – попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.
А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой (рисунок 3). Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта – одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами наук.
5)Отношение к инвалидам
Беседа:
- Слышали ли вы что-нибудь о таких словах: «доступная среда», «ограниченные возможности здоровья», «колясочники», «пандус», «азбука Брайля»? Можете ли их пояснить?
- Работа с иллюстрациями в учебнике с.35
- Как государство относится к людям с ОВЗ (пенсии, льготы, программы помощи, медицинское обслуживание, специальные условия)
- Как относятся простые люди к инвалидам (помощь, уважение, принятие человека таким, как он есть)
6) Паралимпийские игры
Опережающее задание: рассказ подготовленного ученика.
5. Закрепление
- Что такое здоровье?
- Что означают слова «особый ребенок», «люди с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?
- Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Комментарии учителя:
Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и вино, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
6.Вывод урока:
Инвалиды – это особые люди, но они такие, же люди. Поэтому относиться к ним, принимать их надо такими, какие они есть. Среди окружающих нас людей немало с ограниченными возможностями здоровья. Это люди, имеющие нарушения в физическом или психическом развитии, которые не могут самостоятельно жить в обществе. Но таким людям характерна готовность максимально использовать имеющиеся у них способности. Среди них много таких, кто добился успехов в творчестве, труде и даже в спорте.
Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми.
7. Домашнее задание: параграф 5 (учебник Обществознание. А.И.Кравченко. 5 класс. М., Русское слово, 2013), зад. 2-5 раздела «Практикум» на выбор.