Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правовое государство и гражданское общество"»
Урок обществознания в 11 классе (профиль)
Правовое государство и гражданское общество
Цель урока: Создать условия для формирования представления учащихся о государстве, как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.
Задачи урока:
Познакомить с правовым государством, как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками.
Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Воспитывать ответственное отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: развитие у обучающихся ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты: формирование умения сознательно организовать свою познавательную деятельность.
Предметные результаты: получение знаний, достаточных для защиты прав и законных интересов личности
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип урока: урок-анализ
Ход урока:
Организационный момент
Этап актуализации, мотивации
Послушайте притчу: Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплотой, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.
- В чем смысл притчи?
Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.
Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество»
План урока:
Сущность правового государства
Гражданское общество и правовое государство.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Этап операционно-содержательный
Сущность правового государства.
- Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации. Которые возникают у вас при уполтреблении понятия «Правовое государство».(Составляют кластер)
- Сформулируйте определение этого понятия. (Правовое государство – организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власти.)
- Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же правовое государство утвердилось в XIX веке.
-Каковы же сущность и основные черты правового государства?
- Посмотрите на рабочую схему, которая лежит на ваших столах, проанализируйте ее.
Правовое государство
Главная цель
Обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах
Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества.
Признаки
Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества в том числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства ограничена рамками права.
Реальное разделение властей.
Взаимная ответственность личности и государства.
Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью.
Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании разных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Подчинение национальных правовых систем международному праву.
Пути формирования
Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.
Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.
Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.
Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.
Гражданское общество и правовое государство.
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы.
Разберем природу и сущность гражданского общества. Рассмотрите схему.
Гражданское общество
Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. В нем преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми.
Структура
Политические партии и лоббистские организации, создаваемые при законодательных и правительственных органах.
Общественно-политические организации и движения(экологические, антивоенные, правозащитные)
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, акционерные общества
Научные и культурные организации, спортивные общества
Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.
Независимые средства массовой информации
Церковь
Семья
В современной науке не существует целостного подхода к понятию «гражданское общество». Посмотрите на схему. Какой из подходов вам представляется наиболее точным? Почему?
В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу
Противопоствление дикости (анархии)
2.Противоположность церкви.
3.Комплекс общественных отношений, противоположных государству
4.Конкретный феномен западных цивилизаций
Основные черты гражданского общества
Верховенство закона
Доступность образования
Наличие сильной системы СМИ
Создание условий для саморазвития граждан в сфере экономики, политики, культуры
Деятельность политических организаций во благо всех членов общества
Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной и политической.
Работая с текстом учебника на с. 188-189, заполните таблицу «Типы подсистем гражданского общества»
Типы подсистем гражданского общества
Подсистемы
Характеристика
Социальная
Экономико-хозяйственная
Духовно-культурная
Политическая
В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях. Их деятельность показана на схеме.
Местное самоуправление
Органы местного самоуправления – это органы демократической самоорганизации общества
Муниципальное образование(город,район,село)
Население управляет посредством: схода, т.е общего собрания жителей; референдума; прямых выборов органов самоуправления
Представительный орган
Выборное собрание (Дума, комитет и т.д.)
Выборный орган
Глава муниципального образования – мэр, староста, глава администрации
Назначаемый главой муниципального образования аппарат управления – администрация.
- Как вы считаете от чего зависит эффективность местного самоуправления?
III. Мы выяснили, что развитое гражданское общество неудобно для государства. По своей сути гражданское общество – это контроль общества за деятельностью институтов публичной власти.
Работая с текстом пункта 3 параграфа 18, определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти. Продумайте собственные пути контроля.
Закрепление
Один из философов древности Цицирон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона».
- Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?
- Представьте себе, что вам поручено обсудить законопроект. Укажите, на какие из нижеприведенных положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценивать данный законопроект для общества:
А) согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
Б) приоритет в нем классовых интересов над национальными;
В) приоритет в нем государственных интересов над личными;
Г) утверждение в законопроекте прав и свобод личности.
Свой выбор аргументируйте.
Д/з параграф 18, выполнить задания к параграфу.
Литература:
Е.Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию» профильный уровень, М.: «ВАКО», 2011 г.