Цели и задачи: дать представление об устройстве общества и его структурных элементах; познакомить с типами и формами общественных отношений; сформировать относительно целостное представление об обществе, основных признаках общества, механизмах и регуляторах общественных отношений; развивать умения и навыки учащихся при выполнении практических и познавательных заданий, связанных с жизнью человека в обществе; воспитать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; дать нравственные ориентиры для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности. Планируемые результаты: предметные: объяснять значение понятий: общество, общественные отношения, собственность, производство, обмен, финансовые учреждения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как устроена общественная жизнь»
Как устроена общественная жизнь Цели и задачи: дать представление об устройстве общества и его структурных элементах; познакомить с типами и формами общественных отношений; сформировать относительно целостное представление об обществе, основных признаках общества, механизмах и регуляторах общественных отношений; развивать умения и навыки учащихся при выполнении практических и познавательных заданий, связанных с жизнью человека в обществе; воспитать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; дать нравственные ориентиры для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности. Планируемые результаты: предметные: объяснять значение понятий: общество, общественные отношения, собственность, производство, обмен, финансовые учреждения, социальная солидарность; применять изученные понятия для раскрытия причин появления общества как формы жизнедеятельности людей; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; анализировать основные социальные объекты; объяснять явления социальной действительности; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; Уроки 2, 3. Как устроена общественная жизнь 13 устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формировать мотивацию, направленную на активное и сознательное участие в общественной жизни; развивать устойчивый познавательный интерес к изучению обществознания. Оборудование: учебник; схемы и таблицы к урокам; пакет с рабочим материалом для работы в группах. Тип уроков: урок открытия нового знания, практикум. Ход уроков I. Организационный момент II. Актуализация знаний – Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника. (Проверка выполнения задания.) III. Мотивационно-целевой этап Вы вспомнили некоторые особенности межличностных отношений. Такие отношения складываются между людьми, они субъективны, т. е. исходят из личных предпочтений человека, в них задействованы его эмоции. Поэтому межличностные отношения называют психологическими. Сегодня на уроке мы рассмотрим общественные отношения, которые также называют социальными. Тема уроков: «Как устроена общественная жизнь». 1. Предположите, о чем мы будем говорить. 2. На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.) План уроков 1. Общество – что это такое? 2. Как устроено общество. 3. Общественные отношения. IV. Введение в новый материал Многих мыслителей на протяжении веков интересовали вопросы: что такое общество? Как оно рождается? Почему человечество создало такое объединение? Что заставляет общество развиваться? Каким будет общество в будущем? Не потеряли актуальность эти вопросы и в наши дни. Ведь каждый человек живет в каком-то обществе, является гражданином определенного государства. 14 Глава I. Мы живем в обществе Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. Вам предстоит определить, чья позиция и почему вам более близка. V. Работа по теме уроков 1. Общество – что это такое? – Какие ассоциации у вас вызывает слово «общество»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «общество».) Общество – это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. Таким образом, общество – это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. Термин «общество» в обществоведческих науках используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь человека вне общества невозможна. – Почему жизнь человека вне общества невозможна? (Ответы учеников.) Даниель Дефо описал приключения человека, попавшего на необитаемый остров и оказавшегося вне общества. Однако герой романа – Робинзон Крузо – не перестал быть человеком. – Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества? (Ответы учеников.) Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое. – Назовите как можно больше словосочетаний с понятием «общество». Уроки 2, 3. Как устроена общественная жизнь 15 (Ученики называют, учитель записывает на доске.) • Общество охраны животных; • Российское историческое общество; • Общество любителей российской словесности; • Общество спасения на водах; • акционерное общество; • первобытное общество; • сословное общество; • современное общество. Таким образом, обществом может быть названо и национально-государственное образование, и добровольное объединение людей по профессиям и интересам. Этот термин употребляют и в случае, когда говорят о социальном окружении человека (например, он попал в «плохое общество»). Или «Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом» (Л. Толстой). В науке существуют следующие объяснения сущности общества: 1) особый самодеятельный коллектив людей; 2) процесс коллективной деятельности (материальное производство, организационная и духовно-культурная деятельность); 3) система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. – Изучите и прокомментируйте схему. В узком смысле В широком смысле Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество) Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество) Исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми Формы объединения Способы взаимодействия между людьми Организация субъектов права (например, современное российское общество) Общество 16 Глава I. Мы живем в обществе По мере развития общества все более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями. – Приведите примеры общественных отношений. (Версии учеников. Далее учитель выводит следующий текст на интерактивный экран.) Тема для дискуссии. Прочитайте слова английского поэта и писателя Джона Донна. Согласны ли с данным мнением? Свой ответ аргументируйте. Рабочий материал «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». (Учитель организует мини-дискуссию.) Задания для класса 1. Работая с текстом, представленным на с. 8, 9 учебника, выпишите три-четыре основных признаков общества. 2. Выполните задания рубрики «Картинная галерея» на с. 14 учебника. (Проверка выполнения заданий.) 2. Как устроено общество (Рассказ учителя в пределах материала учебника. Изучение рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 10, 11 с помощью приема «комментированное чтение».) Мы узнали, что структура общества очень сложна. В него входят большие и малые группы людей. – Помогите мне составить схему, подтверждающую сложную структуру общества. (Первый вариант. Учитель представляет наполовину заполненную схему. Второй вариант. Ученики заполняют схему самостоятельно с помощью приема «мозговой штурм» (см. с. 17).) 3. Общественные отношения Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникают между социальны- Уроки 2, 3. Как устроена общественная жизнь 17 ми группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. (Рассказ учителя в пределах материала учебника. Учащиеся ведут опорные конспекты.) Проблемное задание. Докажите на конкретных примерах, что в обществе есть отношения, которые устанавливаются между людьми в отдаленных друг от друга местах и в разное время. В работе используйте следующие понятия. 1. Сотрудничество – участие в общем деле (деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами). 2. Соперничество – стремление сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.). (Проверка выполнения задания, исправление допущенных ошибок.) Задание для работы в парах или малых группах. Приведите примеры общественных отношений и заполните таблицу (см. с. 18). Профессиональные группы Древние объединения Демографические группы людей – кровно-родственные группы Объединения для выполнения необходимых обществу функций, например: Дети Подростки Молодежь Семья Род Племя Пожилые люди Школа (обучение, воспитание) Семья (восполнение, воспитание) СМИ (информирование, просвещение) Люди среднего возраста Компании (производство товаров и предоставление услуг) Финансовые учреждения (финансирование, обмен) Структура общества 18 Глава I. Мы живем в обществе Виды (типы) общественных отношений Сотрудничество Соперничество Взаимопомощь Солидарность Конкуренция Вражда Неприятие Пример Пример Пример Пример Пример (Проверка выполнения задания.) – Изучите рубрику «Жил на свете человек», представленную на с. 12, 13 учебника, и ответьте на следующие вопросы. 1. Какие черты личности В.О. Ключевского вас удивили (поразили, привлекли, не оставили равнодушными)? 2. Как вы поняли смысл его высказываний об истории? (Проверка выполнения задания.) В начале урока вы назвали характерные особенности межличностных отношений. Давайте определим, в чем заключается разница между межличностными и общественными отношениями. (Версии учеников, составление перечня.) Отличия общественных отношений от межличностных: 1) общественные отношения складываются у социальных групп, а межличностные отношения – это отношения между двумя людьми или небольшими группами; 2) общественные отношения объективны (основаны на законах и правовых нормах), а межличностные субъективны (основываются на наших личных предпочтениях, зависят от нашего характера); 3) общественные отношения возникают в социальном взаимодействии и связаны с положениями людей в обществе и выполняемыми ими функциями, а межличностные отношения строятся на симпатиях, эмоциях (человек – источник отношений). VI. Практикум (Задания выполняются в группах.) 1. Работая с рубрикой «Учимся ценить социальную солидарность» на с. 16, 17 учебника, ответьте на вопросы и выполните задания. 1) Что такое социальная солидарность? 2) Почему так важно развивать чувство социальной солидарности? 3) Назовите приемы и способы формирования социальной солидарности. Уроки 2, 3. Как устроена общественная жизнь 19 4) Как вы понимаете сущность справедливости в повседневном общении и в обществе? Приведите примеры. 2. Раскройте смысл высказывания В.Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». 3. Как вы относитесь к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества – процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль. 4. Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества? 5. Аргументируйте свою позицию по отношению к высказыванию русского публициста и литературного критика В.Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств». VII. Подведение итогов уроков – Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Вернемся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Аргументируйте свое мнение по поводу спора Аллы и Николая. При ответе используйте знания, полученные на уроках истории. (Учитель может организовать мини-дискуссию.) VIII. Рефлексия Упражнение «Корзина мнений и идей». Инструкция. Учитель раздает листки с незаконченными предложениями. Учащиеся дописывают предложения и кладут листки в корзину. Учитель дает учащимся выбрать листочки и прочитать. Примеры предложений • На сегодняшнем уроке я понял(а), что… • Я похвалил(ла) бы себя за… • Было интересно, потому что… • Было трудно, так как… • Общение на уроке было… • Мне бы хотелось, чтобы на уроках было больше… и т. д. Домашнее задание 1. Прочитать § 1 учебника. 2. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» (на выбор учителя) на с. 15, 16 учебника. 20 Г