воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство уважения к человеку, которого можно назвать «гражданином», мотивировать желание формировать у себя гражданскую позицию.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство уважения к человеку, которого можно назвать «гражданином», мотивировать желание формировать у себя гражданскую позицию.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование:
-справочник школьника «Конституция –основной закон России», плакаты с государственной символикой России, портрет президента РФ, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, свидетельство о рождении ребенка, паспорт.
Планируемые результаты:
Предметные: учатся воспринимать на слух текст; читают сами вслух осмысленно; пересказывают содержание материала выборочно, кратко;; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.
Личностные: выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и объясняют мотивацию своих поступков и действий в определенных ситуациях.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Экран настроения. Приветственное слово учителя.
II. Коррекционное упражнение: подбери слова синонимы к слову Россия
(Родина, Отечество, Отчизна).
III. Актуализация знаний:
У каждого ли человека есть Родина? Что может человек называть Отечеством? Как объяснить слов Отчизна? А как узнать, где родился человек?
(Через рассказы родителей, сами помнят, ДОКУМЕНТ).
А какие документы получает человек уже при рождении?
(Свидетельство о рождении)
И что там говориться?
(Указывается данные родителей, ребенка, страна, где он родился).
Когда человеку исполняется 14 лет он получает что? И о чем свидетельствует это документ?
(Давайте рассмотрим. Уже данные этого человека, затем - где выдан паспорт, когда; его серия и номер; кем выдан, т.е. опять принадлежность страны и прописка).
Так если у вас есть свидетельство о рождении или уже паспорт, как вас можно назвать?
(Варианты ответов, выходим на слово – ГРАЖДАНИН).
IV.Сообщение темы, новых знаний.
Молодцы. И тема нашего урока «Я-гражданин России». Открыли тетради, записали число и тему урока.
Рассказ учителя:
Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то ученик, кто-то учитель, рабочий продавец, водитель, космонавт, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России! Ребята, как вы думаете, кто такой гражданин России? Кто может ответить на этот вопрос?
Да, это человек, который живет в своей стране. А еще?
- Гражданин – добрый, честный человек.
- Гражданин- смелый человек, совершает хорошие поступки. (Слайд). Читаем по очереди.
Теперь давайте обратимся к словарю.
- В настоящее время термин “гражданин” имеет несколько значений.
(Записать в тетрадь)
1.Гражданин - это человек, которыйпринадлежит к населению какого-либо государства, имеет права и исполняет обязанности, установленные законами этого государства.
2. Гражданин - это человек, обладающий чувством гражданской ответственности, который занимает активную нравственную позицию, глубоко осознаёт свой долг и ответственность перед родиной, народом, национальными ценностями и культурой своей страны.
А теперь, поразмышляем о том, кто такой "гражданин", что значит быть гражданином для каждого из нас. Как вы думаете? (Варианты)
Давайте. Посмотрите на слайд. Скажите своими словами.(Слайды). Читаем вслух.
А сейчас обратимся к справочнику школьника «Конституция – основной закон России».
Читаем по очереди «Я – гражданин». Вывод. Это человек, который является патриотом своей страны, который признаёт её законы, выполняет свои обязанности, переживает события, происходящие в стране, старается сделать её сильной и богатой.
Обращаемся к плакат с символикой. (подходим к классному уголку»
Рассказы обучающихся о значении каждого символа.
Звучит гимн РФ.
-что вы ощутили при его слушании? Почему?
Работа в тетрадях. Начертим в тетради таблицу:
Гражданин России
Права гражданина
Обязанности граждаина
А заполните её дома, это ваше домашнее задание.
V Первичное закрепление.
Работа с карточками – ТЕСТ. На столах у вас лежат карточки с тестами.
Прочитай задание и отметь знаком + правильный ответ.
1. Гражданин – это человек, который:
а) любит своё Отечество и свою Родину;
б) защищает от врагов;
в) бережёт и преумножает культурное наследство;
г) всё выше перечисленное.
2. Кого можно назвать гражданином?
а) человека, рождённого в данной стране;
б) кому исполнилось 18 лет;
в) иностранного гражданина.
3. Можно ли сказать, что между государством и гражданином существуют права и обязанности друг перед другом?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Настоящий гражданин живёт согласно закону и старается его не нарушать:
а) да;
б) нет;
в) не всегда.
5. Какую роль для вас играет образование:
а) воспитывает гражданские качества;
б) предоставляет возможность двигаться вверх;
в) открывает путь к престижным профессиям.
г) всё вышеперечисленное
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
‒ Можно ли назвать любого человека гражданином?
‒ Какими качествами характера должен обладать гражданин?
-Приведите примеры вашей гражданской позиции? (Или вы наблюдали это проявление у своих родителей, товарищей).
(Ответы обучающихся).
-Что нового вы узнали на уроке?
-Было ли такое, что заставило вас посмотреть на себя с точки зрения материала сегодняшнего урока?
Можете ли вы так сказать о себе:
Мне не безразлично, что происходит с людьми вокруг меня, я готов защитить слабого от сильного и злого, я не ломаю деревья, стараюсь хорошо учиться и поэтому уже сейчас могу с гордостью сказать: «Я – гражданин и патриот России!».
А теперь оцените себя. На карточках с тестами поставьте себе отметки за вашу работу на уроке, положите мне на стол.
Не забудьте домашнее задание – таблица в тетради. Можете использовать материал урока, а также внести свои дополнения.
Давите, еще раз прочитаем и постараемся запомнить, кого же мы можем назвать гражданином-СЛАЙД
И на прощание, следует отметить свое настроение на экране и сравним какое оно было перед уроком и по окончанию его.