Я - гражданин России.
Цель: Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт, воспитывать чувство гордости своим гражданством.
Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын Отечества.
Материалы и оборудование. Символика России: флаг РФ, герб, аудиозапись гимна России, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина.
Предварительная работа. Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.
Домашнее задание. Рассмотреть свои свидетельства о рождении, паспорта родителей.
«Беседа без добрых дел нет доброго имени», рассказ воспитателя о достойных сынах Отечества, об А. С. Пушкине - великом поэте и гражданине, о героях Великой Отечественной войны, о Ю. А. Гагарине и В. В. Терешковой.
Чтение художественных произведений: « Дядя Стёпа» С. Михалкова,
«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, стихов из книги «Моя Родина- Россия» В. Степанова («Флаг России», «Герб России», «Москва»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой страны мира. Ни в одной другой стране не живёт так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и флаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном.
Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Ребята вспомните, что означают цвета российского флага?
Дети читают стихи В. Степанова:
Флаг России
Белый цвет-берёзка,
Синий - неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет.
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.
Москва
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которая любит тебя.
Гимн - торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн - они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья.
(Воспитатель напоминает детям, что гимн поют стоя, слушают тоже стоя)
Беседа «А что такое гражданин - Отечества достойный сын?»
Воспитатель: Ребята, а что означает - быть гражданином? (воспитатель предлагает детям поразмышлять о том, как они понимают выражение «Быть достойным сыном Отечества».)
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». К. Ушинский «Наше Отечество».
Рассказ воспитателя о дне космонавтики (из книги «Сегодня праздник») А. Митяев.
Пальчиковая гимнастика «Российская семья» (слова из книги В. А. Степанова).
Беседа «Я – гражданин России»
Воспитатель объясняет детям, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
- Ребята, как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином своей страны? (ответы детей).
- С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши близкие и родные, но и государство. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны, граждане России. У вас есть документ, отличающий вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России. Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется? (ответ детей - день рождения).Затем дети рассматривают паспорт воспитателя, который объясняет, что с совершеннолетием им тоже выдадут паспорта. Игра «Звездный час» Дети объединяются в группы по 4-5 человек и совместно готовят речь на тему: «Как можно сберечь природу?», «Как можно защищать животных?», «Как помочь одиноким людям стать счастливыми?» (отвечает один ребенок или все вместе по желанию). Воспитатель: Настоящий гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края, как страдают беззащитные животные, как одиноко старым и больным людям. Он протестует, он участвует в жизни своей страны, объединяясь с другими людьми.