Вводный | Приветствие учащихся, учитель проверяет готовность класса к уроку. 1. Внимание на экран. Я прочту вам стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход». Прослушав его, выделите в стих-ии ключевое слово, которое объединяет все остальные слова? - (учитель читает стих-е ,показ слайда) Кто по улице идет? Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен: Hа заводе - слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! -Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить? -Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Россия-наша Родина). -Скажите, что мы должны узнать на уроке? - А положение в обществе определяется правами и обязанностями -На уроке, мы узнаем, какими правами и обязанностями наделены граждане России Работая с разными источниками, сформулируем понятия «гражданин», «гражданственность», «выборы», «референдум». Откройте тетради, запишите тему урока «Гражданин России». | Учащиеся прослушав стихотворение, делают вывод, отвечают: - Гражданин своей страны -о гражданине Ответы уч-ся.. «Гражданин России» -кто такой гражданин - его положение в обществе Уч-ся записывают тему урока в тетрадь | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -определять цели и задачи урока; - участвовать в обсуждении проблемы, интересоваться мнением своего товарища, высказывать свое мнение -овладение понятием «гражданин» Познавательные УУД: -работа с понятиями из словарей (выделить понятие, которое больше подходит к уроку) -усвоение понятия «гражданин» -осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной логической операции Личностные УУД: -проявлять интерес к новому материалу Коммуникативные УУД: -Работа в парах, обсуждение информации -уметь обосновывать свое мнение |
| 2.Индивидуальная работа, работа с дополнительными источниками Древнегреческий философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений» Сейчас, вы и определите значение слова «гражданин» используя разные источники информации. Работать будете по вариантам. (Задание на слайде.) 1 вариант работает с учебником Л.Боголюбов «Обществознание», параграф 13, стр.107, 124 2 вариант- с дополнительным материалом Приложение №1(разложены на парте) В ваших источниках представлены несколько определений понятия «гражданин» из толковых словарей Даля, Ефремовой, Ушакова, из учебника «Обществознание» Вы должны будете из нескольких определений выбрать то понятие, которое больше подходит нашему уроку с вашей точки зрения и обосновать свой выбор. Можете обсудить со своим товарищем по парте, выписать в тетрадь и представить классу. Приложение № 1 с понятием «гражданин», вы можете взять себе и вклеить в тетрадь. Оценивание учащихся, которые дали более полное объяснение данному определению. | Ребята представляют свои варианты. Большинство выбирают определение из словаря в учебнике. Т.к., в данном определении более четко выражена принадлежность гражданина к государству, наличие прав и обязанностей | |
Основной -работа с понятие «гражда-нин» | Ребята, а вы впервые слышите понятие «гражданин» или нет? Вспомните, где вы познакомились с этим понятием? А кого считали гражданином в Афинском государстве Вспомните, что такое «демократия»? Чем обладал афинский гражданин? Перед вами гражданин Афинского государства (слайд). Вспомните, какие права и обязанности были у этого гражданина. На экране перемешались основные права и обязанности. Вам нужно привести в соответствие данный перечень. Выбрать отдельно права и обязанности, которые подходят для афинского гражданина. (право участвовать в Народном собрании, выбирать должностные лица, на защиту своей Родины –участие в народном ополчении, собственности на участок земли в полисе. Вспомните, кто именно наделялся этими правами? Женщины были полностью отстранены от участия в жизни государства обязанности: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах – приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни.) Мы с вами вспомнили какими правами и обязанностями пользовался гражданин Афин. | Нет На уроках истории, Древняя Греция, «в демократическом Афинском государстве -Демократия «демо»-народ, «кратос»-народное управление -коренной житель Афин,чьи мать и отец родились в семьях граждан; гражданин обладал правами и обязанностями -Ребята называют отдельно права и обязанности афинского гражданина (устно). На экране приводится в соответствии схема «Права и обязанности афинского гражданина» Мужчины по достижении 18 лет | Познавательные УУД: -находить отличия -работа с информационными текстами-объяснениями значения новых слов; - |
-Права и обязанности граждан России | А как вы понимаете слова «права», «обязанность». Ребята, мы с вами граждане? Граждани, какого государства? Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности? Выполнив следующее задание, вы и познакомитесь с основными правами и обязанностями граждан РФ. Возьмите Приложение № 2 на 2-х листах( 1 лист – схема, 2-лист –перечень прав и обязанностей граждан РФ) Из этого перечня, вы должны найти права и заполнить ими пустые ячейки в схеме «Граждане РФ имеют право». А обязанности, подчеркнуть карандашом в тексте. Итак, какими основными правами наделены граждане РФ? На экране таблица с пустыми кармашками. Дети отвечают, кармашки заполняются. Граждане РФ имеют много иных прав, о которых вы узнаете в дальнейшем. А вы пользуйтесь этими правами? Перечислите, какими из этого перечня.. А почему не всеми?.. Осуществлять в полной мере свои права гражданин может с 18 лет Как вы думаете, где записаны основные права граждан? А что значит «Участвовать в управлении государства»? Граждане РФ избирают своих представителей в Гос.Думу и доверяют им решения главных дел; они избирают президента. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным. Самые важные вопросы государственной жизни могут быт решены путем голосования всех граждан РФ. Такое голосование называется «референдум» (слайд), откройте словарь в конце учебника, стр.126, найдите понятие «референдум», прочтите и запишите. референдум –всенародный опрос. Приведите пример референдума А 12.12.1993 г. референдум , где была- принята новой КРФ (Еще раз нажимаю на кнопку «участие в управлении делами государства»), Выборы –это избрание лиц Приведите пример выборов Президента – 4.03.2012 г. (слайд) Кроме прав есть еще и обязанности. Давайте с ними познакомимся. Кроме прав, есть еще и обязанности. Откройте учебник, стр.109, сравните те обязанности, которые в учебнике и те, которые вы подчеркнул. Перечислите их. Все справились с этим заданием? Ребята, НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ Все граждане имеют равные права и обязанности. А вы можете соблюдать все эти обязанности? Нет, не все. Осуществлять в полной мере свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. (допустим, участвовать в выборах) Ребята, мы с вами в 7 классе будем подробней знакомиться и с правами и с обязанностями гражданина РФ. А есть ли права и обязанности у вас, как у уч-ся гимназии? А где они зафиксированы? Перечислите их. Дома, еще раз напомните себе перечень прав и обязанностей нашей гимназии. На след-ем уроке мы вспомним их. Устали, отдохнем? ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА… Ребята, с какого возраста человек становится гражданином? Ребята, какой самый первый документ вы получаете? Обратите внимание на графу «гражданство» (слайд). Что записано в этой графе? Что такое «гражданство»? Давайте посмотрим в словарь Ушакова (слайд) «Гражданство» -это принадлежность лица к данному государству и распространения на него прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства. Запишите определение в тетрадь Внимание на экран, кто перед вами? Что объединяет этих людей?? (Они граждане РФ, жители СПб, определенного района…) ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ. А что значит ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН? Из истории: Еще в XIX в. присваивали звание Почетный за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам. Такое звание сохранилось, и сейчас избирают почетных граждан 1 раз в год, 1-2 чел. | «Права» -это то, что можно делать, а можно и не делать» «Обязанности» - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет. Да. России Да Ребята работают самостоятельно, заполняя схему. (3-5 мин.) Представляют ответы. (Граждане имеют право: участвовать в управлении делами государства, на образование, защиту своих прав и законных интересов, охрана здоровья, на жилище, забота о детях и…..) Эти все права записаны в основном законе РФ - Конституции в главе 2. (слайд) Ответы уч-ся 17 марта референдум в Крыму. Крым вошел в состав РФ Зачитывают из текста определение «выборы» и записывают в тетрадь Ребята перечисляют обязанности гражданина Да (В Уставе гимназии, в дневниках школьниках) Ответы уч-ся С рождения Если ты родился в Росси и твои родители – граждане этой страны, то и ты становишься ее гражданином с рождения Свидетельство о рождении. «гражданин России» Ответы ребят Ребята читают подписи под портретами О.Берггольц (поэтесса) -Д.Лихчев (ученый) - А.Фрейндлих (актриса) - Л.Е.Спиридонова (директор гим.271) - Е.С.Семенова (депутат Законодательного Собрания СПб) -они граждане РФ -жители СПб, района -знаменитые -ПОЧЕТНЫЕ граждане - достойный, уважаемый, заслуживающий, настоящий гражданин. Их выделили за особые заслуги перед городом, районом, государством | |
Заключи-тельный этап Рефлексия | Ребята, быть настоящим гражданином, достойным своей страны – это значит любить, гордиться Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять обязанности гос-ва. А вы достойные граждане своей страны? Что вы делаете для своей Родины, как школьники, как граждане? Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. Рефлексия: Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам высказать свое мнение о уроке. Возьмите из раздаточного материала Приложение № 3 и продолжите фразу, которая представлена в вашем Приложении. ОЦЕНИВАНИЕ: за правильные, полные ответы, за интересные аргументы, за активное участие на уроке, получают оценку «отлично»… И хочу закончить наш урок строками Николая Алексеевича «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Домашнее задание: Учебник, параграф 13., стр.111, рубрика «В классе и дома», вопр.3 (устно) Написать мини-сочинение или рассказ - «Каким гражданином я хочу стать» (используя памятку «Учимся быть достойными гражданами», стр.111); - Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами. | Ответы: -примерно учимся -соблюдаем правила культурного поведения -уважаем права других -бережем школьное имущество | |