Конспект урока по обществознанию "Гражданин России" может быть полезен для учителей обществознания, работающих в 5 классах. Соответствует ФГОС. В разработке предлагаются приемы для формирования УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Урок разработан в технологии критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданин России »
Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Гражданин России»
Цель урока: Способствовать формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях.
Планируемые результаты:
Предметные УД:
- Определяют права и обязанности гражданина Российской Федерации; опознают понятия «гражданин», «Конституция», «референдум», «выборы», адекватно используют их в собственной речи.
Регулятивные УД:
- Самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы; планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
Познавательные УД:
- осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; структурируют знания.
Коммуникативные УД:
- Обсуждают разные точки зрения и вырабатывают общую (групповую) позицию.
Личностные УД:
- Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: карточки с заданиями
Ход урока.
Мотивационно - целевой этап.
Актуализация знаний.
Учитель предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о Родине и выполнить задание в тетрадях.
Закончи предложение:
Края, республики, области, а также города Москва и Санкт-Петербург – это… .
Основной закон государства – это … .
Государственным языком всех россиян независимо от их национальности является … .
Россия имеет свои государственные символы … .
Никогда не будет равнодушен к своему народу, своей стране настоящий … .
Создание проблемной ситуации.
Учитель обращает внимание учащихся на тему урока и задает вопрос: - Как вы думаете, важна ли эта тема для вас? Почему?
После обсуждения учитель предлагает прочитать стихотворение А.Н.Некрасова.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын! (А.Н.Некрасов)
После чтения, учитель задает вопрос: - К чему призывает поэт? (Быть достойным гражданином своего Отечества)
Учитель предлагает учащимся выбрать из набора предложений только те, в которых понятие «гражданин» применено правильно, и записать порядковые номера в два столбика.
Гражданин плачет.
Гражданин влюбился.
Гражданин участвует в референдуме.
Гражданин бережно относится к природным богатствам.
Гражданин любит свою маленькую дочь.
Гражданин участвует в выборах президента.
Гражданин платит установленные налоги и сборы.
У гражданина ничего не получается с английским языком.
Гражданин защищает Отечество.
Правильно … Не правильно …
После выполнения задания, учитель задает вопрос: - По какому принципу (правилу) вы отбирали предложения?
Постановка цели учебной деятельности
Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.
- Выяснить, что значит быть достойным гражданином?
Ориентировочный этап.
1. Планирование исследования
- Сможем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:
Выяснить … (значение понятия «гражданин»).
Изучить … (права и обязанности гражданина).
Определить … (какие поступки должен совершать достойный гражданин).
Сделать вывод о том, … (что значит быть достойным гражданином своего Отечества).
Учитель предлагает спланировать последовательность действий по поиску решения. Совместно с учителем составляют алгоритм для исследования (что буду делать?).
Поисково - исследовательский этап.
Сбор, анализ и организация информации
Учитель организует работу с понятием «гражданин»: предлагает группам заполнить пропуски в схеме (Приложение). После проделанной работы, учитель предлагает сравнить свои записи, сверившись со словарем в учебнике и оформить схему в своих тетрадях, учитывая исправления.
Организует групповую работу по алгоритму действий.
Обмен и организация информации
После работы с текстом, учитель организует обмен сведениями в группах. Представители групп представляют классу результаты работы.
Формулирование выводов
Учитель просит вернуться к набору предложений о гражданине и ответить на вопрос, поставленный в начале урока: - По какому принципу вы сгруппировали предложения?
Практический этап.
Учитель предлагает в группах составить памятку - советы «Быть достойным гражданином».
Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель предлагает школьникам проанализировать свои действия на уроке и оценить их.
- Какое затруднение возникло в начале урока?
- Удалось ли нам справиться с трудностью?
- Что мы сделали для этого?
- С какими новыми понятиями познакомились?
Запишите в тетрадях начало одной из фраз и продолжите ее по своему усмотрению: «Оказывается, …», «Теперь я знаю, что...». Прочитайте получившиеся фразы в группе. Выберите один вариант для озвучивания всему классу.