Дисциплина | Обществознание | Группа | Дата |
Тема занятия | Формы правления | | |
Вид занятия | Теоретический |
Цели занятия: | |
дидактические | Охарактеризовать формы правления |
развивающие | Развивать умение формулировать свою точку зрения, делать выводы |
воспитательные | Формировать гражданскую позицию студентов |
Результат | Должны знать | Понятия «форма правления», «монархия», «республика» |
Должны уметь | Формулировать определения |
Показатели оценки результата | Уметь разбираться в формах правления |
|
Межпредметные связи | Обеспечивающие дисциплины | История, география |
|
|
Обеспечиваемые дисциплины (МДК) | Философия |
|
|
Средства обучения | ТСО |
Основная литература | Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015 |
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа |
1 | Организационный этап: | |
1.1 | проверка готовности студентов к занятию; | |
1.2 | проверка посещаемости; | |
1.3 | сообщение темы. | |
2 | Мотивационный момент: 1. На слайде два высказывания: «Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря,- Повсюду на этой земле только слуги царя». (Из древнекитайской «Книги песен»). 2. «Торжественно клянусь, что буду честно исполнять обязанности Президента США и, по мере своих сил, буду охранять, оберегать и защищать Конституцию США». (Из присяги Дж.Вашингтона). Вопросы: О чем идет речь в отрывках? В чем отличие отрывков? Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? | |
3 | Актуализация опорных знаний | |
3.1 | - что такое государство? - что такое власть? | |
4 | Изучение нового материала | |
4.1 | Изучение темы по плану: 1.Форма государственного правления. 2.Монархия и ее виды. 3.Республика и ее виды. | |
4.2 | В науке нет определенной классификации форм правления, но все сходятся в том, что лучшая является типология Аристотеля. Он выделял 3 основных вида: - монархия - аристократия - демократия Данные виды он объединял в одну и назвал ее республикой. И 3 их антипода (извращенные формы): - тирания - олигархия - охлократия Практически все формы правления, которые мы сейчас знаем, были придуманы еще в древности. За последние 5000 лет человечество непрерывно совершенствовало свое государственное творчество. Геродот, Платон и Аристотель рассуждая о функциях правления, пришли к выводу о том, что оно может быть 3 типов: - правление одного (монархия - тирания) - правление немногих (аристократия - олигархия) - правление многих или большинства (демократия - охлократия) Форма правления - это способ организации верховной государственной власти | |
4.3 | Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху и, как правило, передаётся по наследству. Признаки монархии: 1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; 2. наследственный порядок преемственности верховной власти; 3. монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене; 4.юридический иммунитет и независимость монарха. Виды монархии (показать на карте): Абсолютная Дуалистическая Конституционная Теократическая | |
4.4 | Республика - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок Виды республики (показать на карте): Президентская Смешанная Парламентская | |
5 | Закрепление материала | |
5.1 | 1. Что такое форма правления? Какие формы правления вы знаете? 2. Опишите монархический тип устройства государства? 3. Опишите республиканский тип устройства государства? 4. Какая форма правления характерна для нашей страны? почему? Графический диктант ГОСУДАРСТВО – ЭТО ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ В ЧЬИХ РУКАХ СОСРЕДОТОЧЕНА ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ; СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ:АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ; МОНАРХИЯ – ЭТО ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ ВЕРХОВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА – ПРЕЗИДЕНТА, КОТОРЫЙ ИЗБИРАЕТСЯ НАРОДОМ; ВИДЫ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ – ТИРАНИЯ, ДЕСПОТИЯ. Да - , нет - | |
6 | Рефлексия | |
| «Я» - как работал? Допускал ли ошибки? «Мы» - насколько мне помогали одногруппники. Учитель, а я им? «Дело» - понял ли материал? Узнал ли больше? Что понравилось? А что затруднило? | |
7 | Подведение итогов занятия: | |
| Итак, сегодня мы с вами изучили формы государственного правления, такие как монархия и республика. | |
8 | Домашнее задание: | |
| Сообщение «Формы правления» | |
Преподаватель | | | |