ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ФОРМА ГОСУДАРСТВА»
(по типу брейн-ринга)
Цели:
Образовательная
-продолжить работу по формированию у учащихся понятий государство, форма государства, форма правления, национальное устройство, политический режим, республика, монархия, федерация, конфедерация, унитарное государство, демократия, тоталитаризм, диктатура, права человека, механизм сдержек и противовесов и др.
- Показать отличительные черты республики и монархии, федерации и конфедерации, унитарного государства, демократического и антидемократического режимов, особенность Конституции как основного закона нашего государства.
- Раскрыть пути, возможности злоупотребления властью и необходимости контроля за властью; способах этого контроля; работе механизмов сдержек и противовесов;
Воспитательная
- Способствовать формированию убеждений, что государство может предотвратить злоупотребления властью и это должно стать его важной обязанностью; возможности, необходимости защищать свои права; участвовать в управлении страной; воспитывать активную гражданскую позицию; обязательность и необходимость контроля органов власти; обязательность участия в выборах.
Развивающая
- Способствовать формированию умений и навыков сравнения различных форм правления, национально-государственного устройства, политических режимов; приводить примеры из жизни, умений использовать межпредметные связи; связывать знания по предмету с сегодняшней реальностью, т.е. практически использовать свои знания; аргументировать свой ответ, логически отвечать, обобщать, делать выводы, проводить дебаты по предложенным темам.
Порядок проведения: Класс разбивается на 4 группы (для данного класса, т.к. в классе 28 чел.). Каждая группа располагается за своим, оборудованном настольной лампой, столом. Ведущий задает вопросы, команды сигнализируют о своей готовности отвечать нажатием кнопки включения лампы. Для подготовки ответа дается контрольное время – 1 мин.
Игра состоит из нескольких раундов (в данном случае - 3). От раунда к раунду задания усложняются, за правильный ответ дается большее количество баллов. Для облегчения подсчета баллов и выявления победителей за каждый правильный ответ команда получает жетон определенного цвета (например, зеленый – 1 очко, желтый – 2 очка, синий – 3 очка). Для команд нарушителей предусмотрены штрафные санкции: предупреждение, снятие 1 балла (жетон красного цвета).
1 раунд. «Простые» вопросы (по 1 очку)
- Приведите примеры унитарного (простого) государства.
- Приведите примеры федеративного государства.
- Приведите примеры современной монархии.
- Приведите примеры современной республики.
- Приведите примеры государства с тоталитарным режимом.
- Когда в России в ХХ веке существовала монархия?
- Когда в России в ХХ веке существовала республика?
- Когда в России в ХХ веке существовала диктатура?
- Как форма Российского государства описана в ст. 1 Конституции России?
- Когда отмечается в России День Конституции и почему?
- Сколько в России субъектов Федерации?
- Какие субъекты Российской Федерации граничат с нашей Ленинградской областью?
2 раунд. Дать определение понятий (по 2 очка)
- Унитарное государство.
- Федерация.
- Республика.
- Монархия.
- Диктатура.
- Демократия.
- Тоталитаризм.
- Авторитаризм.
- Разделение властей.
- Механизм сдержек м противовесов.
- Судебный контроль.
- Правовое государство.
3 раунд. «Сложные» вопросы (по 3 очка).
- Чем отличается республика от монархии?
- Приведите пример работы механизма сдержек и противовесов.
- Приведите пример злоупотребления властью.
- Как государство может предотвратить злоупотребление властью?
- Как могут граждане участвовать в управлении страной?
- Как соблюдаются права человека при разных политических режимах?
- Назовите виды субъектов Российской Федерации.
- Как может быть нарушен принцип разделения властей?
- Приведите пример действенности судебного контроля в России.
- Докажите, что в России действует принцип разделения властей.
- Чем отличается тоталитарный политический режим от демократического?
- Чем отличается унитарное государство от федеративного?
Подведение итогов. Ведущий подсчитывает количество баллов, полученных командой и объявляет победителя. В конце урока обсуждение игры: в чем были трудности, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение, почему.
Рекомендации. Данную игру можно проводить как обобщение по теме, для закрепления материала, в качестве повторения ранее изученного материала. В зависимости от типа урока планируются цели. В старших классах (11 кл.) можно добавить 4 раунд «Проведение мини-дебатов по темам»:
- Для России наиболее подходящая форма территориально-государственного устройства – федерация;
- Для России наиболее подходящая форма правления – монархия;
- Для России наиболее подходящий политический режим – авторитарный;
- Для России наиболее подходящая форма территориально-государственного устройства – унитарное государство;
- Для России наиболее подходящая форма правления – республика;
- Для России наиболее подходящий политический режим – демократический;
Подведение итогов