kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическая культура. социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА – система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ:

  1. экономические знания и практические умения;
  2. экономические качества личности;
  3. экономическая направленность личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая культура. социальная структура общества»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

11 класс


ТЕМА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Представляю Вашему вниманию видео:

https://yandex.ru/video/preview/18177008063650559025


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА – система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ:

  1. экономические знания и практические умения;

  2. экономические качества личности;

  3. экономическая направленность личности.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ – совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на устойчивое развитие общества;

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – познание сущности экономических явлений и процессов, умение использовать экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации;

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

а) положительная (бережливость, дисциплина);

б) отрицательная (расточительство, нечестность).

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере (социальные установки и социально значимые ценности).

Представляю Вашему вниманию видео:


https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/sotsialnaya-sfera/sotsialnaya-struktura-obschestva


СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Общество, безусловно, очень сложная структура. Когда мы говорим об общественной организации, то иногда пользуемся даже терминами, взятыми из других дисциплин, например «социальные механизмы» или «социальный организм», то есть, по сути, берём термины из физики и биологии.  Это происходит потому, что изучение общества наталкивает нас на довольно сложные проблемы, охарактеризовать которые самостоятельно довольно сложно. На самом деле человек сам изобрёл науку об обществе, в какой-то мере она искусственна. Конечно, в природе есть социальные животные (муравьи, пчёлы и т. д.), но эти животные не в состоянии изучать то, каким образом они организованы, какая система взаимодействия внутри их общества и почему оно распадается.  А вот человек изучает.  Поскольку социология – достаточно молодая наука, некоторые термины она заимствует извне, у других наук.

Социальная стратификация

Так сложилась система, которая позволила нам процесс структурирования общества также назвать термином, взятым из геологии – «стратификация». Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Говоря о внутреннем строении Земли, мы говорим о слоях, из которых состоит земная кора, а в случае с обществом мы упоминаем социальные прослойки. Человеческое общество, в целом, действительно напоминает слоёный пирог. Критерии отнесения людей к тому или иному социальному слою могут быть самыми разными, хотя основополагающими критериями являются материальные возможности людей и возможность управлять общественными структурами, иными словами, власть.

Человеческие общества могут выглядеть по-разному. Есть общества, которые похожи на пирамиду: небольшая группа очень богатых людей, чуть большая группа, представляющая средний класс, и огромная масса людей с очень низким уровнем дохода. Такое общество не будет благополучным. Те неимущие слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности, рано или поздно проявят своё недовольство и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды, у наиболее обеспеченных граждан этого социума. Современные стабильные общества, хорошо развитые в экономическом плане, больше похожи на ромб, то есть всё та же небольшая часть обеспеченных людей,  широкая прослойка среднего класса, то есть людей, которые обеспечены достаточно для жизненного благополучия, и небольшая часть людей, находящихся за чертой бедности либо стеснённых материально.

 

Рис. 1. Структура общества (карикатура)

Рис. 2. Социальная пирамида

Но не только богатство является показателем структурирования общества, могут быть и другие факторы.  Таким фактором, «кодирующим показателем» может быть причастность к власти, возможность участвовать в управлении обществом: это могут быть как отдельные граждане, так и какие-то социальные группы. Либо же это возможность получать образование, ведь не во всех социальных системах граждане имеют равный доступ к среднему и высшему образованию. Если мы говорим о малоразвитых в экономическом смысле странах,  то там причастность к образованию означает социальный статус, и получить образование – значит проехаться на так называемом «социальном лифте». В дальнейшем мы ещё вернёмся к вопросу «социальных лифтов».

Социальная мобильность

Активность граждан внутри общества выражается в их социальной мобильности. Социальная мобильность – это способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально. То есть мы говорим в данном случае либо о вертикальной мобильности, либо о горизонтальной мобильности. Примером горизонтальной мобильности может служить переезд из одного города в другой, при котором вы продолжаете сохранять все те социальные возможности, которые имели и ранее: аналогичную работу, материальный доход, сферу полномочий и т. д. В данном случае меняется только ваше окружение и место пребывания, что само по себе является важным социальным фактором, так как экономическая ситуация, уровень цен в городах может быть разной. Но всё-таки это лишь горизонтальная мобильность: вы не меняете свой статус.

Иная ситуация складывается, если вы перемещаетесь вертикально, то есть, допустим, вчера вы были сержантом Вооруженных сил, а завтра вам присваивается очередное воинское звание – старший сержант. То есть вы растёте в должности, постепенно получаете свой социальный статус, поднимаетесь по социальной лестнице. Это и есть вертикальная мобильность.

    

Рис. 3. Схема социальной мобильности

 

Рис. 4. Вертикальная мобильность

Социальные группы

Понятно, что, если мы говорим об обществе, значит, мы не персонифицируем действия человека, потому что так или иначе действия каждого из нас в отдельности связаны с множеством действий других людей. Так создаются социальные группы. Социальная группа – это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. Групп в обществе мы можем выделять огромное количество, причём они могут быть как малыми (например, семья, друзья), так и большими. Например, можно выделять большие группы людей одного возраста (старшеклассники, причём не одной конкретной школы, а всей страны). Вместе с тем группы можно подразделять на формальные и неформальные. Под формальными группами понимают группы, определённые документально, созданные в результате каких-то необходимых действий, например, Вооруженные силы, ведь действие каждого из участников этого объединения регламентируется законом. Точно также мы можем говорить об ученике или о работнике на каком-то определённом предприятии. Иной вопрос, когда мы говорим о неформальных группах. Под неформальными группами понимают спонтанно возникшую группу людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальная группа является антиподом формальной группы, то есть данное объединение ничем не регламентируется. Но именно неформальных групп в любом обществе большинство, потому что люди часто проявляют какие-то связи, которые могут быть слабыми и незначительными, даже одномоментными, и, разумеется, никак не регламентированными. Неформальной группой являются пассажиры автобуса, которые ничем не связаны друг с другом, однако в данный момент они вместе перемещаются из пункта А в пункт Б. Эта группа распадается, как только автобус прибывает в пункт Б. Но если вдруг с пассажирами автобуса случатся какие-то события, реакция на них наверняка будет совместной, так как они коснутся каждого из членов этой малой группы. Примером неформального объединения могут также служить друзья, которые являются малой группой людей, объединённых общими интересами. Документально друзей ничто не связывает, они не пользуются специальным регламентом, общаясь друг с другом. Они объединены неформальными связями, так и живёт человеческое общество.

Социальные конфликты

Так или иначе, мы выявили, что общество – это какая-то весьма сложная система, и если мы начинаем присматриваться к нему с точки зрения неких оценок и характеристик, то можно поразиться, как люди, столь разные по своему экономическому благополучию, культурному уровню, по своим интересам и ценностям, могут жить сообща. Человек по натуре существо, в общем-то, достаточно агрессивное: мы не очень уживчивы, не так уж любим своих соседей, мы не поддерживаем дружеские отношения с большим количеством людей. И вот поэтому среди людей в обществе неизбежно возникают конфликты, социальные конфликты. Если эти конфликты касаются межэтнических, межконфессиональных отношений, они приобретают очень серьёзный характер. Такие конфликты могут превратиться в глобальные, общесоциальные, а это уже угрожающее социальное явление.

Поскольку вопрос социальной стратификации общества достаточно сложен и болезнен, может привести к социальным потрясениям, он требует тщательного изучения. На следующем занятии мы поговорим о социальных ролях как об одном из факторов социального структурирования. В этом сложном вопросе мы постараемся разобраться вместе.

 Домашнее задание. Выписать выделенное.

Выполненные задания отправлять на эл. адрес: [email protected]






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическая культура. социальная структура общества

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Экономическая культура (урок обществознания 10 класс)"
    ["seo_title"] => string(59) "ekonomichieskaia-kul-tura-urok-obshchiestvoznaniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250028"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447003439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тест по теме "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(60) "tiest-po-tiemie-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165042"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Активные процессы в лексике русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie_protsiessy_v_lieksikie_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "351674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477250800"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "доклад по теме " Культура Древнего Востока""
    ["seo_title"] => string(39) "dokladpotiemiekulturadrievnieghovostoka"
    ["file_id"] => string(6) "304824"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457795842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства