kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День России. Символы моего государства образовательная игра (для учеников 8-9 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расчитана на учеников 8-9 классов, соответствует ФГОС. Урок может быть проведен как самостоятельный урок обществознания при изучении тем, связанных с конституцией РФ, а может быть проведен отдельно в канун дня конституции или дня независимости РФ. Данный урок можно немного изменить и провести его в летнем лагере, т.е. непосредственно в день Независимости России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«День России. Символы моего государства образовательная игра (для учеников 8-9 класса) »

День России. Символы моего государства

образовательная игра (для учеников 8-9 класса)

Спиридонова Т.Г.,

учитель истории и обществознания

МОУ лицей 10, г. Волгоград.



Цель: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, познакомить учащихся с символикой Российского государства и ее историей.


Задачи: развитие личностных УУД - установление учащимися обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Учащийся должен задавать вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

формирование регулятивных УУД и обеспечение организации учащимся своей учебной деятельности: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Учащиеся самостоятельно выделят и сформулируют познавательные цели; осуществят поиск и выделение необходимой информации; применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности .


Описание хода урока:

Урок изучения нового материала проводится в виде игры лото.

Для его проведения надо:

  1. Лототрон или игровое поле, поделенное на секции. Число шаров или секций должно соответствовать количеству планируемых для изучения на уроке символов. Это могут быть история Конституции (можно взять три страны: Россия, США, Великобритания), из истории герба, из истории флага, из истории гимна и др.


  1. Разделить класс на 6 групп – каждый ученик получает карточку с номером от одного до шести, затем те, у кого карточка № 1 садятся за один игровой стол, карточка с № 2 за другой стол и т. д.

1. группа работает и делает обзор материалов по истории конституции США

2. группа делает обзор материалов из истории конституции Великобритании.

3.обрабатывает информацию о появлении Государственного праздника «День России»

4.работает с конституцией и её разделами, особенно с символикой России.

5.Судьи, определяют критерии оценивания групп

6. Пресс-центр, готовят примерные вопросы для демонстрации классу.

Группы 1-4 работают с использованием ноутбуков и выходом в интернет, их задача выбрать необходимый материал для презентации выступления своей группы.

3.Разделившись на группы, учащиеся получают задание, которые для своей группы выбирают сами (берут один шар из лототрона или открывая закрытую секцию.) Две группы получат задание на отдельных карточках. Две группы будут работать в качестве пресс-центра и судей. Задача каждой группы выполнение индивидуального задания. Группы, вытянувшие задания из лототрона (секции) получают отпечатанную информацию (о том или ином символе). Группа, изучив информацию должна дать краткое изложение своего материала всему классу.

Группа пресс-центра.

Получает для работы бумагу формата 297 х 420 мм, маркеры, скотч, фотографии разбираемых на уроке символов. За время работы групп они должны будут оформить, озаглавить листы, а во время выступления групп дать краткую информацию на листе о символах (у них также есть весь материал предоставленный группам и они тоже делают свою выборку информации. Таким образом, они могут внести свою корректировку в выступление группы).

Группа судей.

Работают по заданию учителя и разрабатывают оценочный лист с учетом следующих позиций (на основе памятки)

  • из материала выбраны ключевые понятия, даты, приведены факты;

  • в тетрадь сделана запись изученного самостоятельно материала;

  • четко сформулировали свое выступление;

  • групповое выступление (количество выступающих не ограничивается);

  • соблюдение регламента (судьи следят за временем).

Судьи должны выслушивая учащихся ставить оценки за изученный и рассказанный классу материал. Оценки за работу получает и пресс-центр, судьи учитывают оформленный и кратко описанный материал, предоставленный группами.

Работу судей оценивает учитель, учитывая аргументированную позицию выступления судей.

Регламент работы:

1. Вступительное слово учителя, разбивка класса на группы 8-10 мин.

2. Работа с лототроном (получение задания группами) 3 мин.

3. Работа по группам 15 мин.

4. Выступление групп 8 мин.(2 мин. на группу)

5. Комментарий пресс-центра 2-3 мин.

6. выступление судей 2-3 мин.

7. Подведение итогов урока, заключительное слово

учителя, домашнее задание 5-7 мин.

Приложение № 1.


Вступительное слово учителя.


Добрый день. Сегодня у нас с вами необычный урок, посвященный Дню России, Конституции России и ее символам. Учитель задает вопрос классу - какова цель нашего урока? Ребята отвечают, учитель фиксирует ответы ребят.

Цель урока узнать о государственном празднике День России, знакомство с символикой государства и его Конституцией.

Вывод учителя: 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник – День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года. Это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов. К тому времени многие республики СССР уже приняли решение о своем суверенитете, поэтому данный документ принимался в условиях, когда республики одна за другой становились независимыми. И важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия). Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента – в этот день, но уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть Днем независимости.

Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами Ваша страна». Мы граждане России знаем, что у нашего народа многовековая, овеянная славой история. Наши предки – Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и многие другие – под знаменами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. Душа наполняется гордостью за свое отечество. На протяжении всей истории государства мира имели свои символы. Их могло быть много, но исторически сложилось так, что государство имеет свою конституцию и три основных символа – флаг, герб, гимн. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с историей Конституций разных стран, с символами нашей родины и ее Конституцией.

Для работы на уроки мы разобьемся на 6 групп, представитель группы получит задание, будет работать пресс-центр и группа судей. Я раздала вам номера от 1 до 6, теперь вы должны сесть по своим номерам. Представители групп из лототрона выбирают материал. Теперь группа за 15 минут должна изучить полученный материал (в качестве раздаточного материала учитель раздал краткие приложения (открывают они их лишь после того как найдут материал сами) используя которые ребята сравнят найденный ими материал в Интернете с тем, что им было предложено учителем) и подготовить выступление на 2 минуты. Задание пресс-центру и судьям учитель дает индивидуально. Весь урок учитель находится в роли координатора, подходя от одной группы к другой помогает выбрать главное, составить 2-х минутное выступление.

Приложение №2


Из истории Конституции США:


После провозглашения независимости была принята первая Конституция США, независимая «Статья Конфедерации». Созданная на основе этих Статей Конфедерация независимых Штатов была слабым государственным союзом. Поэтому в Филадельфию из всех штатов были созваны депутаты – лидеры революции для доработки Статей Конфедерации. Однако депутаты решили превысить свои полномочия и создать новую Конституцию. Заседания Конституционного Конвента проходили за закрытыми дверями, так как депутаты не желали вмешательства широкой публики в обсуждении столь серьезного документа. Проект Конституции был подписан почти всеми делегатами Конвента, которые стали называться создателями или отцами-основателями Конституции. Среди наиболее известных делегатов – Джорж Вашингтон, герой Войны за независимость, Президент Конвента и первый Президент США; Бенджамин Франклин, выдающийся ученный и мыслитель; Джеймс Мэдисон, который вместе с адвокатом Александром Гамильтоном внес самый значительный вклад в принятие Конституции. Активное участие в создании Конституции приняли Томас Джефферсон и Джон Адамс, которые не были делегатами Конвента, так как исполняли обязанности послов Франции и Англии. Конституция состояла из семи статей, основные три были посвящены трем ветвям власти – законодательной (Конгресс), исполнительной (во главе с Президентом) и судебной (во главе с Верховным Судом). Вместо слабой Конфедерации создавалось сильное федеративное государство. Конституцию должны были одобрить 9 штатов из 12, чтобы она вступила в силу. Однако в США были противники сильной федеральной власти, которые получили название «антифедералисты». Одним из основных их аргументов было отсутствие в Конституции Билля о правах. Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон и Джон Джей - сторонники Конституции написали ряд статей в защиту Конституции, названные «Федералист». В них они призывали штаты одобрить (ратифицировать) Конституцию без Билля о правах, считая его излишним в государстве, где народ обладает суверенитетом и где Конституция не дает правительству нарушать самоочевидные естественные права человека. Однако многие штаты требовали включения Билля о правах в Конституцию. Тогда федералисты пошли на компромисс и согласились с тем, что на первом же Конгрессе будут приняты поправки к Конституции. Эти первые 10 поправок и получили название Билля о правах.

Приложение 2.

ИЗ ИСТОРИИ КОНСТИТУЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.


На примере Великобритании видно, что в стране может действовать конституция, но документа под названием «Конституция» может и не быть. Устройство Великобритании получило закрепление в самых разных документах, а также в неписаных обычаях. Поэтому такую конституцию называют «неписаной» конституцией. Сами англичане не проводят резкого различия между конституционными и другими законами. Лорд Пальмерстон говорил: « Я готов дать хорошую награду тому, кто принесет мне экземпляр английской конституции». «Неписаная» конституция Великобритании состоит из более чем четырех тысяч разных законов, среди которых: Великая Хартия Вольностей 1215 года, Хабеас Корпус Акт 1679 года, Билль о правах 1689 года, Акты о парламенте1911и 1949 годов, Акты о министрах Короны, акты разных лет о народном представительстве, Акт о местном самоуправлении 1972 года и другие. Одним из первых конституционных актов была Великая Хартия Вольностей (Магна Карта) 1215 года, которая до сих пор признается одним из основополагающих действующих законов Англии и США. Важность этого документа показывает, например, статья 39, которая гласит: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы (король) не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны ».

Вторым источником конституции являются тысячи решений судов высших инстанций, которые, согласно установившемуся правилу, обязательны для всех судов в будущем. Такие решения судов, обязательные для других судов, получили название судебных прецедентов. Третьим источником английской конституции является множество неписаных обычаев и традиций, которые постепенно складывались в Англии. Например, король Георг I, немец по происхождению, не смог выучить английский язык, а потому счел за благо не являться на заседания кабинета министров. Министры быстро оценили преимущество такого порядка и в последующем «рекомендовали» королям воздерживаться от посещения заседаний кабинета министров. Этот обычай существует до сих пор. Королева царствует, но не правит.











Приложение 3.

ИЗ ИСТОРИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ.


Идея конституции в России связана, прежде всего, с конституционной монархией – ограничением самодержавной власти императора законодательным органом и законами, в которых признавались естественные права и свободы всего российского народа. Однако для большинства населения России и даже для большинства образованных людей идеи конституционализма означали гибель Святой Руси, как с любовью говорил о своей Отчизне русский народ – «Божий народ». Благо страны неразрывно связывалось с самодержавной властью монарха, данной от Бога. В подотчетности царя только Богу виделась гарантия совестливого, честного, отеческого правления, а в искреннем служении такому царю – смысл мирской, земной деятельности любого подданного. Сторонники монархии и сейчас считают, что зависимость власти не от Бога, а от переменчивой «воли народа», земные заботы о своем переизбрании и сохранении привилегий – гибельны для России. Недаром царей воспитывали в атмосфере служения Богу и народу, и царствование воспринималось как «несение креста».

Поэтому идеи конституционализма и ограничения власти царя долго не пользовались в России такой популярностью, как в Европе. В середине XVIII века Екатерина II, желая представить себя перед Европой «просвещенной государыней», пыталась провести в своем законодательстве принципы Просвещения – свободы, равенства, естественных прав человека – при сохранении самодержавия. Но ее Наказ к составителям нового Соборного Уложения вызвал резкое неприятие даже среди ее ближайшего окружения. В это же время свой проект политического переустройства России разработал профессор Московского Университета Семен Ефимович Десницкий (1740 -1789), отец русской науки о праве. В проекте предусматривалось ограничение власти императора сенатором, избираемым всеми сословиями. Таким образом, предлагалась конституционная монархия.

Александр I был учеником блестящего швейцарского юриста и педагога Лагарпа, сторонника идей Просвещения. Император считал, что наилучшим государственным устройством является республика, в которой нет рабской зависимости крестьян. В течение всего правления Александр готовился к крупным государственным преобразованиям, с трудом находя поддержку в своем окружении. К 1809 году царю были представлены первые проекты конституционных законов, подготовленные знаменитым законоведом и государственным деятелем М.М. Сперанским. После Отечественной войны 1812 года негласно под руководством графа Новосильцева продолжалась подготовка конституции, а комиссия во главе с графом Аракчеевым работала над отменой крепостного права. В это же время тайные общества декабристов пишут свои конституции, готовят восстания, считая, что царь – противник свободы. Кровопролитные революции и восстания в Португалии, Испании, Италии, Греции, бунт Семеновского полка в России отрезвили императора. Он отказался от либеральных преобразований. Потерпело поражение и восстание декабристов.

Реформы начались только в 1861 году, когда Александром II было отменено крепостное право. Затем были проведены другие либеральные реформы – судебная (1864), земская (местного самоуправления) (1864), городская (1870), военная (1874) и ряд других. В день убийства Александра II революционерами-террористами, мечтавшими о конституции России, у императора на столе лежал для подписи и последующего обнародования манифест, в котором провозглашалось создание представительного законодательного органа. По существу это было завершение преобразования России в конституционную монархию. После гибели Александра II его сын Александр III отклонил манифест, хотя большинство членов Государственного Совета были за его подписание. Конституционные идеи почти полностью ушли в среду «инакомыслящих » - революционеров, либералов, демократов.

Под давлением революции 1905 года Николай II провозгласил в манифесте от 17 октября 1905 года «незыблемые основы гражданской свободы» и учредил представительный законодательный орган – Государственную Думу. Манифест и последующие Основные Законы (1905 - 1906) многими признавались российской конституцией. Только после Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием «Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». В 1924 году, после образования СССР, провозглашается Основной Закон СССР, и изменяются конституции союзных республик. С принятием «сталинской» Конституции СССР 1936 года республиканские конституции лишь повторяли положения союзного Основного Закона. Брежневская Конституция «развитого социализма» 1977 года и последующая за ней Конституция РСФСР стали последними коммунистическими конституциями. В этих конституциях, хотя и провозглашались права человека, но только в интересах трудящегося народа или в целях коммунистического строительства. А эти цели и интересы определяла коммунистическая партия. После перестройки в конституции неоднократно вносились изменения и дополнения, а в 1993 году принимается новая, пятая по счету Конституция России.







Приложение № 3


Флаг.


Из глубины веков пришел в наши дни нынешний российский государственный флаг. Он бело-синий-красный. Именно такое полотнище развивается сейчас над Кремлем в Москве. Именно он символизирует нашу родину с ее очень не простой судьбой и ее очень славным прошлым. Именно этот флаг как бы напоминает нам: предки ваши все выдержали.

В летописях сохранились упоминания о стягах – первых русских знаменах. Стяг – это длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы, конскими хвостами. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. С принятием христианства на Руси на стягах появилось изображение креста. Во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышении. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его. Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступил на Куликово поле. Этот стяг был черного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно тогда стяг впервые в летописи назван знаменем. Действительно ли оно было черным? В летописях встречается два написания слова, указывающего цвет: черный и «чермный», т.е. красный. При отце Петра 1, царе Алексее Михайловиче, в России впервые появились знамена с сочетанием трех цветов – белого, синего и красного. Объяснялся выбор именно этих цветов тем, что издавна на гербе Москвы имелось сочетание этих цветов. Во второй половине 19 в. в России появился черно-желто-белый флаг. Но к концу века государственным флагом России вновь стал бело-сине-красный. Эти цвета издревле имели символическое значение: белый – великодушие, благородство, откровенность; синий – верность, честность; красный – мужество, смелость, любовь. Объясняли сочетание этих цветов тогда так: красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам. Бело-сине-красный флаг оставался государственным до 1917 года. Вновь государственным флагом России он стал в 1991 году.

Герб.

Герб – это официальная эмблема государства. Российский герб – это двуглавый орел, на груди которого расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем на белом коне. Сам орел имеет три короны. В одной лапе у него – скипетр, в другой – держава. Это древнероссийские символы государственной власти. Герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем поражающего змея, и двуглавого орла. Первое изображение связано с гербом Москвы, второе же с незапамятных времен обозначало власть, зоркость, честность, жертвенность (готовность отдать жизнь ради других). Двуглавый орел пришел к нам в конце 15 века из Византии после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице византийского императора. Эти два изображения стали считаться гербом России с 17 века. Менялись лишь отдельные детали герба. В 18 веке были установлены цвета герба: черный орел на желтом поле, всадник на красном поле. Сюда же добавляются изображения гербов Москвы, Царской России и современного государства.

Гимн.

Третьим государственным символом России является ее государственный гимн. Если о флаге и гербе можно читать, на них можно посмотреть, то гимн можно только слушать. Правда, можно прочитать слова гимна. В середине 1997 года текст гимна России не был еще утвержден. Многие поэты, литераторы пытались создать слова Российского гимна. Работа шла, и такой гимн у России появился. Музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИИ.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достоянье на все времена!


Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данное мудрость народная!

Славься страна! Мы гордимся тобой.


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!


Припев.


Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Припев.






























Предлагаемые картинки:


























В завершении урока учитель предлагает ученикам подвести итоги урока, задавая вопросы выполнены ли поставленные цели, какими способами ребята работали, что нового узнали. Учитель обращает внимание на записи, которые вывешивал пресс-центр по ходу урока и на основании этого делает свой вывод.

12 июня в России отмечается День России или День независимости России. День России раньше, до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России - государственный праздник, и является одним из самых «молодых» праздников в стране.

Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают национальный характер народа. Ребята, наш урок подошел к концу. С задачами, поставленными на уроке, вы справились. Хочется отметить работу пресс-центра, который сделал и оформил главные выводы из выступления групп. Судьи огласили оценки, судей оценила я (результат можно вывесить в качестве заранее подготовленного табло, на котором вывешен список фамилий учащихся класса, а графа оценки выставляется судьями и учителем при подведении итогов). Свои оценки вы увидели на нашем табло. Пришло время домашнему заданию, а оно будет таким: 1.сделать презентацию «День России», 2.составить текст конституции нашего класса, 3.нарисовать флаг, герб, 4.написать гимн для страны под названием «Класс»,5. Используя предложенные картинки сделать логический ряд событий, связанных с темой урока. 6. Составить кроссворд по материалам урока. Работу можно продолжить по группам, работавшим на уроке.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.


14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
День России. Символы моего государства образовательная игра (для учеников 8-9 класса)

Автор: Спиридонова Татьяна Георгиевна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Повторительно-обобщающий урок по разделу "Введение в историю" "
    ["seo_title"] => string(72) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-razdielu-vviedieniie-v-istoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "223899"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438229036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Внеклассное мероприятие "Конституция- основной закон государства" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "146392"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419170134"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства