Задачи:
Образовательные:
закрепить понятия «история» и «историки»; вспомнить основные виды исторических памятников; проверить знания учащихся о России, ее государственных символах; выявить представления учеников о счете лет в истории.
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательные способности (память, речь, мышление, внимание); закреплять умения работать с географической картой, а также выполнять задания как индивидуально, так и в группах.
Воспитательные:
Воспитание патриотических чувств и активной гражданской позиции; мотивации к обучению.
Оборудование и материалы:
карта «Российская Федерация», карточки с заданиями, аудиозапись гимна России, изображения герба и флага РФ на стендах в классе, портрет Президента РФ.
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Учитель: Ребята, давайте скажем:
- Какой раздел мы закончили изучать?
Ученики: Мы закончили изучать раздел «Введение в историю». Записывают тему.
Учитель: А теперь ребята, кто сможет сказать:
- Какие темы входят в этот раздел?
Ученики: Либо с помощью оглавления, либо записей в тетрадях называют: «История – наука о прошлом», «Исторические памятники», «Наша Родина – Россия», «Моя родословная», «Счет лет в истории», «Историческая карта».
Учитель: Сегодня мы с вами большинство из этих тем повторим. А сделаем мы это с помощью различных заданий. Это будут задания устные, письменные, а также задания у доски.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель: Ребята, давайте сначала вспомним: - Что такое история?
Ученики (1): История – это наука о прошлом человечества.
После этого хором читают определение слова «история».
Учитель: - А как называют людей, которые занимаются изучением истории?
Ученики: Людей, которые занимаются изучением истории называют истоками.
Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что ученые-истории изучают прошлое человечества по различным историческим памятникам, которые сохранились до наших дней. Давайте вспомним какие бывают исторические памятники.
Задание 1. Один ученик выходит к доске.
Учитель: - Какие бывают исторические памятники? Ученик у доски
открывает карточки.
Учитель: «Зимой и летом одним цветом» (загадка); показывает учебник по истории (книга); показывает тарелку (посуда); читает по листку пословицы; показывает газету «Таштагольский курьер» или другую (газета); показывает рубль (монеты); «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (поговорки); показывает нож (оружие).
Исторические памятники
Устные Письменные Вещественные
Загадки, Книга, газета. Оружие, посуда,
Пословицы, монеты.
Поговорки.
Учитель: Ребята, в первом разделе мы с вами познакомились с нашей Родиной. Теперь давайте проверим, что вы помните о нашей Родине-России.
Задание 2. Учитель читает ученикам предложение, а они говорят слово в рифму.
1. «Самая огромная держава в мире это, конечно же ………» (Россия).
2. «В России город главный есть и мы ими с вами все гордимся, еще бы не гордиться им, ведь город этот наша ……….» (Столица, Москва).
После каждого ответа нужно выйти к доске и показать на карте Россию, Москву.
Учитель: Ребята, я вам уже рассказывал о том, что в каждом государстве есть свои государственные символы. Давайте сейчас вспомним, какие государственные символы есть у России.
Задание 3. Игра «Восстанови изображение». Класс делится на две группы (по рядам). 1-й ряд должен составить изображение флага РФ, а 2-й – герба РФ. После этого учитель открывает доску, на которой изображены различные флаги и гербы.
Один из группы выходит к доске и выбирает из предложенных иллюстраций ту, которую он составил. Тоже самое делает ученик из второй группы.
Учитель: Ребята, а теперь скажите, какие символы России вы сейчас составили?
Ученики (по очереди): 1 группа – Мы составили флаг; РФ 2 группа – Мы составили герб РФ.
Учитель: Но мы вспомнили только про два государственных символа России. А сколько же их на самом деле?
Ученики: Государственных символа три.
Учитель: Для того, чтобы вспомнить третий символ России, послушайте небольшой музыкальный отрывок и назовите его (включает аудиозапись гимна России).
Учитель:
– Ребята, что вы сейчас услышали?
Ученики: Гимн России.
Учитель: - Давайте еще раз назовем все государственные символы России.
Ученики (хором): Флаг, герб, гимн.
Задание 4. Учитель: Ну а теперь давайте поотгадываем загадки.
1. «На этом символе изображен орел,
Но не с одною головою, а двумя,
Да и еще, к тому ж, в коронах обе…». (Герб)
2. «На символе этом три цвета:
Один – похож на снег,
Другой – как небо,
А третий – словно летняя заря». (Флаг).
3. «Спортсмен на пьедестале – он звучит,
Торжественная встреча происходит – он поется». (Гимн)
Учитель: Ребята, а вам не кажется, что мы с вами про кого-то забыли?
Задание 5.
Учитель: Внимательно послушайте стихотворение и подберите нужное слово, которого в нем не хватает:
«Он работает в Кремле,
Постоянно путешествует по миру,
Помогает людям при беде
И неудивительно, ведь это ……….». (Президент России)
Учитель: Ребята, а кто такой Президент?
Ученики: Президент – это глава государства.
Учитель: Ребята, а как зовут нынешнего Президента России.
Ученики: Дмитрий Анатольевич Медведев.
Задание 6. Учитель: Ребята, а теперь послушайте предложения и если вы будете не согласны с тем, о чем в них говорится, то нужно будет топать, а если согласны, то – хлопать. И кто-нибудь из вас должен будет объяснить, почему он топал или хлопал.
1. Наша страна называется Украина. (Топают)
2. Столица нашей Родины – это город Москва. (Хлопают)
3. Глава нашего государства – это царь. (Топают)
4. Цвета флага России – красный, желтый, черный. (Топают)
5. На гербе России изображен двуглавый орел. (Хлопают)
6. Когда на международных соревнованиях выигрывает российский спортсмен, то звучит гимн России. (Хлопают)
Учитель: Ребята, на одном из уроков мы с вами знакомились с различными единицами измерения времени, а также учились определять век. Давайте проверим, как вы это усвоили.
Задание 7. Один ученик выходит к доске. На доске висит ватман с кармашками. В левом углу находятся карточки: день, неделя, месяц, год, век, тысячелетие. Затем учитель показывает карточки: 24 часа, 4 недели, 12 месяцев, 100 лет, 7 дней, 1000 лет. Ученики говорят, к какой карточке каждую из них нужно подставить.
День – 24 часа.
Неделя – 7 дней.
Месяц – 4 недели.
Год – 12 месяцев.
Век – 100 лет.
Тысячелетие – 1000 лет. (Читают хором)
Задание 8. На две части доски вывешиваются карточки: 1 – 1550 год, 1290 год, 1120 год; 2 – 1655 год, 1915 год, 1888 год. Класс делится по рядам. Каждый ряд делает свой вариант письменно. В это время учитель подставляет к карточкам их значения: начало века, конец века, середина века.
1550 год – начало века. 1655 год – конец века.
1290 год – середина века. 1915 год – середина века.
1120 год – конец века. 1888 год – начало века.
Когда сделают, то смотрят на доску и, если нужно, меняют местами карточки.
3. Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок.