Тема: Что такое власть? Демократия и власть.
Цели: 1. Рассмотреть понятие и сущность власти;
2. научить учащихся выявлять средства власти и оценивать их влияние на человека;
3. Изучить структуру высших органов государственной власти в РК.
МО: беседа, работа с текстом, «мозговой штурм», работа в группах, работа в парах.
Оборудование: плакаты, маркеры, клейкая лента.
Ход урока
- Орг. момент:
- Объяснение нового материала:
- Сообщение темы и цели урока
- Беседа:
- Слышали ли вы слово «власть»? Где, когда и при каких обстоятельствах?
- Подумайте и ответьте: что связывает обе стороны в парах
Дети – родители
Ученик – учитель
Студенты – деканы
Рабочие – начальники
(учащиеся высказывают свое мнение)
Одни подчиняются, другие приказывают. Господство и подчинение. У одних власть, у других – нет. Одни могут навязывать свою волю другим. Одни могут заставить подчиниться других, даже если те этого не хотят.
- Работа в группах. Групповое упражнение «Улей».
Цель: побудить учащихся задуматься о том, для чего нужна власть, к примеру, в семье и в армии.
Родительская власть. Мама отвечает за сына, у нее авторитет, сила и материальные средства. Все это составляет ее родительскую власть над сыном. Эта власть начинает работать, когда мама что-нибудь требует. Ее власти приходится подчиниться, не подчинишься - тебе же хуже.
Власть в армии. Бывает, что приказ не выполняется. Последует наказание. За особо опасные преступления могут судить военным судом, трибуналом. Наказание может стать вплоть до лишения свободы.
Порядок проведения
Разделить на две группы. Дать прочитать текст из пособия для ученика:
1 группа о родительской власти
2 группа о власти в армии. Ответить на вопросы. В каждой группе назначить руководителя и секретаря. Руководитель следит за тем, чтобы у каждого была возможность высказаться, а секретарь фиксирует на бумаге все предложения. Затем выступает один из них.
Подводя итоги обсуждения, обратить внимание школьников на то, что детей и родителей, солдат и офицеров, студентов и деканов, рабочих и начальников, связывают властные отношения.
Обобщение:
- Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-чем – нибудь, подчинять своей воле. Политическое господство, государственное управление и его органы. Верховная власть, прийти к власти, быть у власти.
- Согласны ли вы с этим определением?
- Дайте свое толкование термина «власть»
4. «Мозговой штурм». «Средства власти»
Разбить учащихся на 4 группы, раздать ватман и маркеры.
Задача: назвать средства (основания, ресурсы) власти.
1 гр.- определяет ресурсы власти, рожденные обществом.
2 гр. – ресурсы структурные (в государстве)
3 гр. – ресурсы, возникающие в политической среде.
4 гр.- ресурсы психологического характера.
Секретарь (в каждой группе) на одном листе бумаги записывает все идеи. Могут нарисовать «дерево средств власти»
Выступление учащихся.
Обобщение: От того, какие средства применяются при осуществлении власти, зависит и характеристика самой власти.
Конкретные политические решениями действия власти опираются на систему средств, которые также называют основаниями власти или ресурсами. Они многообразны.
Это могут быть средства, рожденные обществом: нормы, традиции, идеология, вера, история.
Структурные средства: государственный аппарат, суд, органы принуждения, средства массовой информации.
Средства, возникшие в политическое сфере: политическая теория, политический язык, политическая речь, символика, политические ритуалы, пропаганда.
Могут быть такие средства, как страх, интерес, убеждение, влияние, внушение, способность увлекать за собой.
5.Работа в парах. «Человек и власть»
Деление класса по парам
- Вопрос: Что означает словосочетание «Человек и власть»? Приведите примеры.
Власть человека в отличие от власти звериной.
Власть над человеком, а не над государством.
Человек против власти бессилен.
Человек может быть выше власти или не будет ей подчиняться.
Властный человек любит приказывать и подчинять себе других.
6. Групповое упражнение «Говорим по кругу». Что такое государственная власть и для чего она нужна?
(учащиеся по кругу отвечают на вопрос, никто не имеет право пропускать свою очередь и говорить вне очереди)
- Итог урока
Работа класса по изучению высших органов власти в РК.
Вопрос: Соответствует ли структура власти в Казахстане демократическим критериям? (ответы обсудить)
- Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно …
Домаш