kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Афинская демократия.Перикл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- личностные: продолжить формирование чувства уважения к человеческой личности, способности понимать ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость. Способствовать формированию чувства уважения к великому государственному деятелю, показывая его заслуги перед обществом.

- метапредметные: (регулятивные):  уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе,  конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные):  давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.

 - предметные: обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Обеспечить усвоение обучающимися понятия демократия. Выявить и осмыслить функции Народного собрания. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории,пониманию демократических преобразований.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта.

Словарик:  Совет пятисот,  гелиэя,  остракизм,                                        

                                        ХОД УРОК.

  1. Организационный блок.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым. Помощником в нашем путешествии будет компьютер и иллюстрации, которые он нам покажет, интерактивная доска, учебник.

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находится Греция, Афины? (работа с картой).

 На слайде портрет Солона (594 г. до н. э.

. – Вспомните, какова заслуга Солона  в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Афинская демократия.Перикл»

Цели урока:

- личностные: продолжить формирование чувства уважения к человеческой личности, способности понимать ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость. Способствовать формированию чувства уважения к великому государственному деятелю, показывая его заслуги перед обществом.

- метапредметные: (регулятивные):  уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе,  конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные):  давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.

 - предметные: обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Обеспечить усвоение обучающимися понятия демократия. Выявить и осмыслить функции Народного собрания. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории,пониманию демократических преобразований.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта.

Словарик:  Совет пятисот,  гелиэя,  остракизм,                                        

                                        ХОД УРОК.

  1. Организационный блок.



Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым. Помощником в нашем путешествии будет компьютер и иллюстрации, которые он нам покажет, интерактивная доска, учебник.

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находится Греция, Афины? (работа с картой).

На слайде портрет Солона (594 г. до н. э.

. – Вспомните, какова заслуга Солона в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(С именами Солона , Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

             2. Информационный блок. Изучение новой темы.

Приложение №1                                                                                                                    

  «В этом муже, — писал о нем Плутарх, — достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности, среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей; славнейшей заслугой своей он считал то, что, занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу...»                      

ВОПРОС: О каких характерных чертах Перикла говорится в документе?

Приложение № 2       из «Афинской политии» Аристотеля.                                                            

 Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:    

Сторонники Перикла: Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?  

( должностным лицам ежедневно платили деньги из государственной казны.)

Противники Перикла: Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?

Приложение № 3.

 Отрывок о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.                                                     

 По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление …- это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:  Сторонники Перикла:

Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

Зарождение демократии в Афинах (повторение в связи с изучением нового материала)

V век до н.э. называют “золотым веком” или веком “Перикла”. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

3. Задание на урок:

- Что в Афинской демократии было положительным,   а что - отрицательным ?

- Что означает слово “демократия”?

- С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Для решения важных государственных дел 3-4 раза в месяц собиралось Народное собрание. Поднятием рук Народное собрание выбирало стратега, тайным голосованием Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.

Задание учащимся: найдите отличия : народное собрание в Афинах и Государственная дума в современной России.

Древнегреческий историк Плутарх в своей книге "Сравнительные жизнеописания" писал, что Перикл начинал готовиться к выступлению на Народном собрании за несколько дней до его заседания, и не виделся в это время ни с кем из близких. Он настраивал свою речь как музыкальный инструмент, и, подходя к трибуне, молил богов, чтобы против воли у него не вырвалось ни одного неподходящего слова. Перикл, по словам Плутарха, умел убеждать афинян в своей правоте, но мог и заставить народ повиноваться своей воле, как врач, который применяет сильные лекарства для спасения больного.

Перикл предложил принять закон, по которому судьям, сборщикам налогов, др. должностям ежедневно платили деньги из государственной казны.

Работа с документом “Греческий ученый Аристотель о проверке прав гражданина”.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Стратег пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название “Пропилеи”. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.



+

-

1. Власть простого народа

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2.Жребий (должность может занять недостойный)

3. Выборы стратега открытым голосованием (без жребия)

3. Женщины не участвовали в управлении Афинами

4. Плата деньгами за исполнение должностных обязанностей

4. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : §40, вопросы и задания стр. 188.

Литература:

  1. История Древнего Мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, - 9-е издание, - М.: Просвещение, 2002.

  2. Поурочные разработки по истории древнего мира, О.В.Арасланова, М. “Вако”, 2004.

  3. Методическое пособие. История древнего мира. Г.И. Годер. М. “Просвещение”, 2004




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Афинская демократия.Перикл

Автор: Ефремова Людмила Валентиновна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства