Просмотр содержимого документа
«"Биологическое и социальное в человеке"»
Тема:Биологическое и социальное в человеке Обществознание, 6 класс
Цель: сформировать представление об особенностях развития и становления человека.
Задачи: 1. Образовательная: охарактеризовать понятие «Человек», получить представление о двойственной природе человека, сравнить свойства человека и животных
2. Развивающая: умение работать с источником информации, делать выводы, формулировать и аргументировать личную точку зрения.
3. Воспитывающая: формирование самоконтроля и самооценки деятельности.
Ход урока:
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: решение теста по теме «Социальное становление человека». (Приложение 1)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Подумайте и ответьте на вопросы: кто такой человек? У вас есть домашний питомец? Говорят, что хозяева и их питомцы в чем-то похожи? Как думаете, есть ли сходства между нами и животными?
3. МОТИВАЦИЯ. Показ видеоролика: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7112/20200527155030/OEBPS/objects/e_obsc_6_2_1/5dc14232e200247758100cfa.mp4 Ответьте на вопрос: что означает фраза «человек имеет двойственную природу»? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
4. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Человек – это биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в эволюции живых организмов на Земле.
Теории происхождения человека:
Религиозная – человек создан Богом.
Космическая - жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
Биологические признаки человека, схожие с признаками животного:
Физиологические и биологические потребности;
Врождённые инстинкты и рефлексы;
Использование предметов природы.
Биологические признаки, которые отличают человека от животного:
Прямохождение, развитая кисть руки, объём мозга, устройство гортани;
Управление многими из инстинктов.
Социальные признаки человека (характеризуют его как личность):
Абстрактно-логическое мышление;
Членораздельная речь;
Нравственные качества;
Способность и готовность к труду, изготовление и использование орудий труда;
Сознательная и целенаправленная деятельность;
Социальные (общение, взаимодействие) и духовные (занятие творчеством и тд) потребности.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Показ ролика: социальные и биологические черты в человеке. https://dzen.ru/video/watch/631e38879719a27ab44d2dca?share_to=link
6. РЕФЛЕКСИЯ. Кто такой человек? Назовите схожие и отличительные черты человека и животного? Почему для человека важное значение имеет общество?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вариант 1.
1. Найдите наиболее корректное окончание предложения. Человек формируется как личность, когда он 1) получает еду и питье 2) учится ходить на двух ногах 3) растёт и развивается среди людей 4) взаимодействует с окружающей средой
2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который обладает совокупностью качеств, сформировавшихся в обществе и важных для общества, — это 1) друг 2) труженик 3) ученик 4) личность
3. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) проявляются качества личности. 1) Андрей гуляет перед сном. 2) Андрею подарили коньки. 3) Андрей светловолосый и голубоглазый. 4) Андрей — капитан футбольной команды.
4. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных. Каждый человек уникален, то есть обладает ___________________ (неповторимой внешностью, индивидуальностью, сознанием). Индивидуальные черты внешности мы получаем ___________________ (в процессе развития, с возрастом, по наследству). Другие уникальные качества формируются ___________________ (в определенном возрасте, в социальной среде, до рождения).
5. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мы называем сильной личностью того, кто может подчинить свои интересы интересам дела. 2) Успех в деятельности зависит только от качеств, которые человек унаследовал генетически. 3) Человек рождается как социальное существо (развивается в обществе).
Вариант 2
1. Найдите наиболее корректное окончание предложения. В отличие от животных человек обладает сознанием, поэтому он может 1) ставить перед собой цели и достигать их 2) удовлетворять потребности в еде и питье 3) двигаться и реагировать на изменения окружающей среды 4) расти и размножаться
2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который обладает совокупностью качеств, сформировавшихся в обществе и важных для общества, — это 1) друг 2) труженик 3) ученик 4) личность
3. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) проявляются качества личности. 1) По утрам Настя ест бутерброды и пьёт чай. 2) Настя носит очки. 3) Настя заботится о младшей сестре. 4) В школу Наст я ездит на трамвае.
4. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.
Любой человек рождается как ___________________ (личность, биологическое существо, индивидуальность).
Рост и развитие ___________________ (в благоприятной биологической среде, среди людей, с течением времени) влияют на ребенка и формируют его как ___________________ (социальное существо, человека, индивида).
5. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Неповторимость человека проявляется в его внешности и во внутреннем мире. 2) Преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства бывает нелегко, но в этом проявляется сильная личность. 3) Сильная личность всегда стремится к превосходству над окружающими людьми.