Урок обществознания в 8 классе. Цель: представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Задачи: знакомство с понятиями: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биологическое и социальное в человеке »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №21
Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Биологическое и социальное в человеке.
Учитель истории и обществознания
Беляева Ирина Рафаэлевна.
Цель урока: иметь представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, сформировать устойчивую мотивацию к саморазвитию, самореализации, толерантности.
Задачи урока:
образовательная: познакомиться с понятиями – личность, социальная среда, индивид, индивидуальность, самовыражение, показать взаимосвязь между личностью и социальной средой;
развивающая – учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;
воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.
Оргмомент. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Карточки с тестовыми заданиями, текст с пропущенными словами.
В.1 Индустриальное общество в отличие от традиционного …..
1. имеет классовую систему деления общества
2.имеет низкий уровень развития
3. преобладает религиозное мировоззрение
В.2 Отличительной чертой постиндустриального общества является:
1. распространение мобильных технологий
2. увеличение числа крупных предприятий
3. сословная структура общества.
В.3. Переход от ручного труда к машинному служит примером :
1. научной революции
2. общественного прогресса
3. сокращения объемов производства.
В.4 Традиционное общество характеризует:
1. массовое производство
2. глобализация
3. низкий уровень мобильности
В.5 Под прогрессом понимается
1. циклическое развитие
2. состояние стабильности
3. движение вперед
В.6 Переход к индустриальной цивилизации был осуществлен в результате:
1. реформации
2. Ренессанса
3. промышленной революции
В.7 В эпоху НТР происходит:
1. сокращение использования ручного труда
2. усиление зависимости человека от средств массовой информации
3.увеличение физических нагрузок
Слайд №1. Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему – прогресс.
Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников, которые готовят прогрессивные изменения в обществе. Прогрессивные изменения осуществляются через реформу или через революцию.
Коренное изменение в обществе вплоть до смены существующего строя - революция.
Преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса- реформа.
Противоположный прогрессу процесс – регресс (деградация)
Изучение нового материала.
- Биологическая и социальная сущность человека
- Человек, индивид, личность
- Факторы, влияющие на развитие личности.
Закрепление.
-решение тестовых заданий.
Подведение итогов. Вывод. Оценки.
Домашнее задание.
Человек - биосоциальное существо. Как вы это понимаете, с чем ассоциируется это понятие?
(Ответы детей)
Слайд №2. Тема сегодняшнего урока биологическое и социальное в человеке. Мы постараемся выяснить условия и предпосылки существования человека, его сущность, а также определим основные признаки, характеризующие человека.
Слайд №3 (план урока) Человек появился в результате длительной эволюции живых организмов на Земле и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens. Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Слайд №4,5
Существующие теории происхождения человека: религиозная теория, теория палеовизита, эволюционная теория, материалистическая. Первобытные люди мало чем отличались от животных, но они жили сообща, могли изготавливать орудия труда. Слайд №6,7
Чем же люди отличаются от животных? Ответы детей. Слайд №8
(Учащиеся записывают отличия человека от животных в тетради)
Вывод: человек – дитя природы, как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими, без природы человек жить не может, так как нуждается в удовлетворении своих биологических потребностей.
Природа человека определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Примерно 30-40 тысяч лет назад биологическая эволюция практически прекратилась, ведущую роль стала играть социальная эволюция. Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полное развитие человек получает только в обществе.
Как вы думаете, чем определяется социальная сущность человека?
(ответы детей)
Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе..
.Человек – результат развития общества и общественных отношений, но не только. Одновременно он и творец их.
Слайд №9
Биологическое и социальное в человеке.
Нуждается в свете, пище, питье, сне и т.п.
Каждый индивид обусловлен генотипом – набором генов, получаемых от родителей. При рождении получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах.
Эти задатки влияют на физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.).
Человек становится человеком только в обществе, воспринимая всю совокупность общественных отношений: разумное, культурное, трудовое, экономическое, политическое и др. Вне социальных отношений, общения и деятельности человек просто не может стать человеком
Развитие человека предопределено исключительно социальной средой и воспитанием.
Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.
Вывод: человек биосоциальное существо, биологическая основа является условием и предпосылками существования человека, социальная основа является его сущностью.
Задание на соответствие (на доске. ) Соотнесите части таблицы. Слайд №10.
А) рыжие волосы
1. Биологическое
Б) общение
2. Социальное
В) синие глаза
Г) группа крови
Д) создание семьи
Е) участие в политической жизни
Ж) обучение в школе
Дополнительный материал.
Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода
Продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30—40 тыс. лет назад Homo sapiens?
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях.
Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens.
Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?
Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75—78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens — 80—90 лет.
Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822—1911) был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ.
К тому же у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький мозг среди одаренных людей имел известный французский писатель Анатоль Франс. У него размер мозга не превышал 1000 куб. см. Большой объем мозга имел И.С. Тургенев — 2012 куб. см. Но вряд ли кто возьмется сравнивать их способности и тем более ставить последние в зависимость от объема мозга.
Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования Homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной информацией, развитие которой «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».
По мнению большинства ученых, самая главная опасность для человека состоит в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п. Достаточно отметить, что в России в конце прошлого столетия уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17 процентов. Все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека — в нашей собственной культуре.
Итак, в человеке сочетаются биологические и природные начала. Будучи существом мыслящим, наверное, каждый из вас задавался вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласится с множеством определений – я (имя), я (ученик), я (национальность )и т.д. Проанализировав ответы можно выделить различные отличительные признаки человека. Многие могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, кожи, разум, речь. Признаки, характеризующие человека как одного из себе подобных называют индивидными. Родившись, человек уже является индивидом. Индивид – это человек как один из людей, это самая общая характеристика человека.
При этом каждый человек наделен неповторимым, свойственным только ему набором уникальных свойств (внешний вид, манера поведения, характер)
(работа с учебником, стр. 40 разбор текста)
Как вы думаете, тождественны ли понятия индивид, индивидуальность и личность?
(ответы детей, аргументы)
Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Позднее слово личность стало обозначать человека, который играл определенную роль всерьез, а не в качестве актера. Кого же можно назвать личностью, и в чем отличие этого понятия от понятия индивид?
(ответы детей, работа с учебником стр. 43)
Итак, основными признаками, характеризующими человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.
Слайд 11
Человек появляется на свет как биологическое существо. Он индивид, наделенный чертами индивидуальности. Личностью же человек становится в процессе социализации (накопления жизненного опыта и усвоения социальных ролей)
Какие факторы влияют на развитие личности?
(ответы детей)
Факторы, влияющие на развитие личности: Слайд 12
- биологические ( черты лица, цвет глаз, физиологические особенности, особенности нервной системы)
- социальная среда
- воспитание и обучение.
- способность к самосовершенствованию.
Становление личности происходит только в обществе. Социальные факторы ученые называют агентами социализации, каковыми являются семья, родственники, школа, армия, церковь, производство.
Становление личности продолжается в течение всей жизни человека и включает три основные фазы:
- индивидуализация (человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности)
- интеграция ( лучшее применение своим индивидуальным свойствам)
Чтобы стать личностью нужно объективно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор, быть терпимыми к окружающим.Слайд №13.
Итак, теперь вы знаете в чем заключается биосоциальная сущность человека, какие факторы влияют на развитие личности. Ответьте на вопрос – маугли кто он – человек или животное?
Слайд№14 Обсуждение высказывания.
Итак, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.
"Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми" (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.)