kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

1.1 Природное и общественное в человеке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и школьников.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для выпускников 11 классов в подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1.1 Природное и общественное в человеке »

    1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Богбаз10, §3, 27 – 29; Богбаз10, §7, 67 – 69; Богпроф10, §7 (антропогенез и социогенез); Богпроф10, §8, 80-85; Богпроф10, §9, 93-95 (культура).   

КРАТКО

Эволюция -  процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э.) или же к понижению этого уровня (регресс)

Эволюционизм.

Чарльз Дарвин понимал человека как особый биологический вид, имеющий естественное происхождение и генетически связанный с высшими млекопитающими.

Недостатки:

1) отсутствие промежуточных звеньев;

2) несовершенство методик датирования (радиоуглеродный метод, радиокарбонный метод) =неточная датировка;

3) как мелкие, так и крупные мутации несут вредные последствия.

Трудовая теория антропогенеза.

Основные труды: Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876);  «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что специфические качества человека (сознание, язык, творческие способности) сформировались под влиянием трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.  

Социологическая Периодизация антропогенеза

1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн лет назад до 40-35 тыс. лет назад).

2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).

3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.

Человек, индивид, личность.

Индивид - это единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Человек - это лицо, принад­лежащее к чело­веческому роду, а также обладающее всеобщими, свойственны­ми всем людям чертами и качества­ми.

Личность – это челове­ческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятель­ности, обладающий совокупно­стью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – это процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов и воздействующего на них общества и его структур.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.

Социальный статус — это положение индивида в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется система потребностей человека:

  • К потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.)

  • Добавляются потребности социальные (потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества).

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.


ПОДРОБНО


Богбаз10, §3, 27 – 29; Богбаз10, §7, 67 – 69; Богпроф10, §7 (антропогенез и социогенез); Богпроф10, §8, 80-85; Богпроф10, §9, 93-95 (культура).   

1.1. Антропогенез.

1.1.1. Периодизация.

1.1.2. Гоминидная триада.

1.1.3. Прародина человека.

1.1.4. Гипотезы происхождения человека.

1.1Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.  

1.1.1. Периодизация антропогенеза.

Археологическая (технологическая) периодизация.  

1) Палеолит (от греч. palaios – древний и lithos – камень) – ранний, древнейший период каменного века.

Делится на ранний, или нижний, палеолит (около 2 млн. лет назад – до 35 тыс. лет назад) и поздний, или верхний, палеолит (35 – 10 тыс. лет назад). Поздний палеолит – время существования человека современного типа (неоантропов).

2) Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный и litos камень) – средний каменный век, период между концом палеолита и распространением неолитического типа экономики. Мезолитическая эпоха началась примерно 10 тыс. лет назад, но время ее существования различно в разных регионах.

3) Неолит (от греч. νεος новый и λιθος камень) – новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).

Социологическая периодизация.

   1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн лет назад до 40-35 тыс. лет назад).

2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).

3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.

Геологическая периодизация.

Кайнозойская эра:

1) палеогеновая система (период) начало – 67 млн. лет тому назад; продолжительность – 42 млн. лет; 

2) неогеновая система (период) млн. лет, начало 25 млн. лет тому назад, продолжительность – 23,5 млн. лет;

3) антропогеновая (четвертичная) – 1,5 млн. лет назад, длительность 1,5 – млн. лет.

Его подразделяют на эпохи: плейстоцен, с характерным для него рядом смен ледниковых периодов, и голоцен, начавшийся примерно 10 000 лет назад.

Плейстоцен (от греч. pleistos – наибольший и kainos – новый) – начальная, наиболее длительная эпоха четвертичного периода. Характеризуется общим похолоданием климата Земли и периодическим возникновением в средних широтах обширных материковых оледенений.

Голоцен (от греч. holos – весь и kainos – новый), послеледниковая эпоха, современная геологич. эпоха, составляющая последний, не закончившийся ещё отрезок антропогенового периода. Начало голоцена совпадает с окончанием последнего материкового оледенения на севере Европы (ок. 10 000 лет назад).

Антропологическая периодизация.

1) Начальные стадии антропогенеза начались 2,5 – 3 млн. лет назад с возникновением австралопитека африканского (Australopithecus Africanus), который был прямоходящим, обладал развитым мозгом и изготавливал орудия труда. Однако часть современных специалистов не считает австралопитека прямым предком современных людей, а полагает, что это была боковая (тупиковая) ветвь эволюции.

Австралопитеки (от лат. australis – южный и греч. pithekos – обезьяна) – ископаемые высшие человекообразные приматы, передвигавшиеся на двух ногах. Многочисленны находки скелетных остатков на юге и востоке Африки (зинджантроп и др.). Жили около 3 млн. лет назад.

2) Архантропы (от греч. Archaios – древний и anthropos – человек) – собирательное назв. ископаемых людей, рассматриваемых как древнейшие представители человеческого рода. Всех архантропов объединяют в один вид – человек прямоходящий (Homo erectus).

Представители:

Homo georgicus. Найден в Дманиси (Грузия) в 2001 г. Возраст 1,8 млн. лет. Это самая древняя находка гоминид (и людей) за пределами Африки (она же и самая примитивная).

Питекантроп (от греч. píthekos – обезьяна и ánthropos – человек) – представитель группы древнейших людей – архантропов, кости которого (черепная крышка, бедренная кость, зубы) найдены на о. Ява в 1890 – 92 голландским учёным Э. Дюбуа. Древность П. определяют в 500—700 тыс. лет, по новым данным (1972) – до 1,2 млн. лет.

Гейдельбергский человек – близок к синантропу. Первая находка датируется 1907 годом, когда была обнаружена нижняя челюсть, похожая на челюсть современного человека, но с более толстыми костями. Находка произошла в Мауэре, близ Гейдельберга (Германия). Древность около 400 тыс. лет.  

Синантропы (от позднелат. Sina – Китай и греч. anthropos – человек) – ископаемые люди, существовавшие ок. 460-230 тыс. лет назад. Скелетные остатки синантропов найдены в пещере Чжоукоудянь (Сев. Китай).

3) Из человека прямоходящего развился человек умелый (Homo habilis) – промежуточный тип между архантропами и современными людьми. Основной регион обитания древнейших людей располагался в Африке и Юго-Восточной Азии.

Его окаменевшие остатки датируются между 1,8 и 1,2 млн. лет назад. Был современником австралопитека.

4) Современный вид человека включает всего два подвида: неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis), появившиеся 250-200 тыс. лет назад, и люди современного морфологического облика (Homo sapiens sapiens), появившиеся около 40-35 тыс. лет назад.

Неандертальцы жили 250-40 тыс. лет назад во время ледникового периода. 

Переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет назад) совпал с завершением антропогенеза - формированием человека современного физиологического типа. Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов в Кро-Маньон, Франция).

У кроманьонцев развилась членораздельная речь, появилось изобразительное искусство. В это время существенно изменилась материальная культура первобытного человека – высокого уровня достигла технология обработки камня, широко использовались рог и кость, на смену первобытному стаду пришла новая форма организации человеческого общества.

1.1.2. Гоминидная триада.

Приматы – отряд высших млекопитающих, включающий полуобезьян, обезьян и человека.

Гоминиды – семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей. Ранее к гоминидам относили только людей и их вымерших предков, а орангутанов, горилл и шимпанзе выделяли в отдельное семейство понгид.

Гоминидная триада:

1) прямохождение;

2) развитие кисти, способной делать орудия;

3) человеческий мозг.

Притча о Платоне и Диогене.

Платон и Диоген поспорили о том, что такое человек. Человек, сказал Платон, это двуногое без перьев. Тогда Диоген ощипал петуха и представил его на суд аудитории как доказательство неверности платоновского определения. Пришлось Платону делать уточнение: «двуногое без перьев и имеющее широкие ногти».

Как связаны элементы этой триадыЧто возникло раньшеПрямохождение или мозг?

1) Фридрих Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876):

Увеличение мозга привело к появлению чисто человеческих черт (прямохождения, изготовления и использования орудий).

2) Вертикальное положение тела при передвижении у предков людей проявилось раньше развития мозга, поскольку знаменитый скелет австралопитека Люси обладает маленьким черепом и лодыжками современного типа.

Возможные причины того, почему гоминиды постепенно предпочли двуногость:

1) переход к жизни в саваннах в условиях распространения мозаичных лесных и саванновых ландшафтов;

2) расхождение ролей передних и задних конечностей в условиях труднодоступности пищи;

3) перенос тяжестей на плечах;

4) усиление теплоотдачи в вертикальном положении;

5) биоэнергетические выгоды;

6) требования коммуникации, разных форм социального и конфликтного поведения (как завышение зрительной оценки в стойке);

7) потеря волос – опоры для ребенка, которого надо переносить на руках;

8) преодоление водных преград и добывание пищи на берегах озер + обитание в литоральной зоне моря;

9) прицельное бросание камней;

10) избыток стрессовых реакций (наблюдения за разными стрессируемыми животными показали возрастание у них "стоек”), локомоция при играх и многое другое.

1.1.3. Где находится прародина человека?

1) Гипотеза африканского происхождения человека: ареал возникновения человека находится в Африке. Создатели гипотезы известные археологи – семья Лики, она основана на находках в Олдувайском ущелье на севере Танзании.

2) Гипотеза внетропического происхождения человечества: прародиной человека умелого была не Африка, а какой-либо более холодный и суровый регион Земли.

Мориц Вагнер, современник Чарльза Дарвина, считал, что именно суровые, неблагоприятные условия могли «заставить» некоторых самых умных и деятельных обезьян не погибнуть, а «очеловечиться».

Недавно эта гипотеза получила вторую жизнь благодаря открытию на территории Якутии стоянок времён древнейшего палеолита.

Дирингская культура, культура Диринг-Юрях – археологическая культура древнего палеолита, находящаяся на территории Якутии, у ручья Диринг-Юрях, впадающего в Лену.

3) Полицентризм – гипотеза параллельной эволюции палеоантропов (или даже архантропов) до неоантропов на разных континентах Старого Света. Современные большие расы человека выводятся при этом от разных подвидов палеоантропов.

1.1.4. Гипотезы происхождения человека.

1) Креационизм (от лат. creatio – сотворение) – 1) религиозное учение о сотворении человечества, планеты Земля, жизни, а также мира в целом богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам).

2) Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте (теория палеовизита) считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

3) Эволюционизм.

3.1. Чарльз Дарвин понимал человека как особый биологический вид, имеющий естественное происхождение и генетически связанный с высшими млекопитающими.

Недостатки:

1) отсутствие промежуточных звеньев;

2) несовершенство методик датирования (радиоуглеродный метод, радиокарбонный метод) =неточная датировка;

3) как мелкие, так и крупные мутации несут вредные последствия.

3.2. Трудовая теория антропогенеза.

Основные труды: Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876);  «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что специфические качества человека (сознание, язык, творческие способности) сформировались под влиянием трудовой деятельности.

3.3. «Водная» гипотеза (голая обезьяна) (Д. Моррис).

Биологический предок человека для формирования очень многих признаков, таких как отсутствие шерсти, приспособленная к постоянному прямохождению мускулатура, жировая прослойка и многие другие – должен был пройти водную стадию развития.

4) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий приводящих к массовому вымиранию организмов

Возможные катаклизмы: изменение климата; трещина в земной коре (радиоактивное излучение); смена магнитных полюсов; взрыв сверхновой звезды (Крабовидная туманность) = (жёсткое гамма-излучение); эффект Джанибекова; столкновение с Землёй астероида; тепловой стресс; падение метеоритов; столкновение кометы с Землёй; извержения вулканов.

Эмпирические предпосылки:

1) отсутствие палеонтологических связей между историческими сменяющими друг друга флорами и фаунами;

2) резкие перерывы между смежными геологическими слоями;

3) отсутствие переходных форм между современными и ископаемыми видами;

4) малая изменяемость видов на протяжении культурной истории человечества;

5) устойчивость современных видов;

6) редкость случаев образования межвидовых гибридов;

7) обнаружение обширных излияний лавы;

8) обнаружение смены земных отложений морскими и наоборот;

9) наличие целых серий перевёрнутых пластов, существование трещин в пластах и глубинных разломов коры.

Вывод: исчезает первый недостаток эволюционизма, но остаются второй и третий.

5) Телеологизм.

Телеология – (от греч. telos – результат, цель и logos – слово, учение) – философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Антропный принцип – (греч. anthropos – человек) – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т. д. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной.

Разновидности телеологизма:

Номогенез (от греч. nomos – закон и ...генез) – эволюционная концепция о внутренней запрограммированности развития живой природы (Л. С. Берг).

Ортогенез (от греч. orthos - прямой и ...генез) (ортоэволюция) – теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция организмов происходит в строго определенном направлении (подобно росту кристаллов в строго определенных плоскостях). Признает идею изначальной целесообразности в природе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
1.1 Природное и общественное в человеке

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) ""БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА" "
    ["seo_title"] => string(18) "bytiie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "107115"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403169141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Программа курса "География. Землеведение " "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-kursa-gieoghrafiia-ziemlieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226979"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440546613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Публикация "Основы семейного воспитания""
    ["seo_title"] => string(41) "publikatsiiaosnovysiemieinoghovospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "292982"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455380274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Проект эколого-краеведческого воспитания учащихся "Человек. Мировоззрение. Природа" "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-ekologho-kraieviedchieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-chieloviek-mirovozzrieniie-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "108096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403548255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства