kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговая работа по обществознанию (электронный образовательный ресурс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части, включающие 16 заданий, ответы.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по обществознанию (электронный образовательный ресурс)»



Итоговая работа по обществознанию 9 класс МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»


ФИО___________________________________________


________________________________________________



2017 год















Инструкция по выполнению работы


На выполнение итоговой работы по обществознанию дается (45 минут).

Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части, включающие 16 заданий.

Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный, его нужно обвести кружком.

Часть 2 состоит из 3 заданий, требующих краткого ответа виде букв и цифр, которые нужно занести в таблицы.

Часть 3 включает документ и 3 задания к нему.

Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций, высказать и обосновать собственное мнение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов. Желаем успеха!

При выполнении заданий этой части из четырёх предложенных вам вариантов выберите один верный и обведите его овалом.

Вариант Ι

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

  1. разработка и принятие законов

  2. создание произведений искусства

  3. организация выборов

  4. производство продуктов питания


А 2. Верны ли следующие суждения о морали?


А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 3. Производительностью труда называют

  1. количество продукции, произведенной за единицу времени

  2. процесс производства товаров и услуг

  3. выполнение работником только одной отдельной операции

  4. разницу между доходом предприятия и общими издержками


А 4. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

  1. прожиточным минимумом

  2. прибылью

  3. налогом

  4. заработной платой


А 5. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?


  1. пассажиры

  2. демократы

  3. малоимущие

  4. горожане



А 6. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?


А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны






А 7. Что является признаком любого государства

  1. федеративное устройство

  2. демократический режим

  3. разделение властей

  4. сбор налогов


А 8. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право


  1. равное

  2. пассивное

  3. активное

  4. прямое



А 9. Что является административным правонарушением

  1. порча чужого имущества

  2. причинение тяжкого вреда здоровью человека

  3. безбилетный проезд в автобусе

  4. нарушение трудового договора


А 10. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?


  1. обращаться в государственные органы

  2. избирать и быть избранным

  3. участвовать в управлении государством

  4. платить установленные налоги и сборы



Часть 2

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс , в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

  1. совместное хозяйство

  2. родственные отношения

  3. групповые нормы и правила

  4. непосредственные личные контакты


Черты сходства

Черты отличия





В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

Г) проценты


Запишите в таблицу выбранные цифры


А

Б

В

Г











В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой

(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.





Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А

Б

В




Ответ:

























































Часть 3


Прочтите текст и выполните задания С1-С3

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.











С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.



С 2. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?



С 3. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

















Вариант ΙΙ

А 1. Реформа образования относится преимущественно к деятельности

  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. научно-познавательной

  4. художественно-эстетической


А 2. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука активно участвует в решении многих проблем современного общества.

Б. Наука не связана с производством, важнейшие открытия остаются достоянием ученых.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 3. Какой признак характеризует командную экономику?

  1. свобода экономической деятельности

  2. централизованное ценообразование

  3. многообразие форм собственности

  4. преобладание сельского хозяйства

А 4. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, называются

  1. налогами

  2. доходами

  3. тарифами

  4. расходами



А 5. И нация, и класс

  1. осуществляют публичную власть

  2. являются элементом социальной структуры

  3. обладают суверенитетом

  4. занимают определенное место в системе производства

А 6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Любое отклоняющееся поведение разрушает семью и общество в целом.

Б. Отклоняющееся поведение обязательно предполагает нарушение правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 7. Одной из характеристик государства является форма правления. Укажите термин, обозначающий одну из форм правления

  1. диктатура

  2. республика

  3. федерация

  4. демократия

А 8. Главной особенностью организаций гражданского общества является

  1. проявление инициативы граждан

  2. наличие коммерческих интересов

  3. участие в деятельности государственных органов

  4. участие в правительственных программах


А 9. К культурным правам человека относится:

  1. право собственности

  2. избирательные права

  3. право на занятие творчеством

  4. право на жизнь


А 10. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

  1. добро и зло

  2. высшая юридическая сила, всенародное голосование

  3. нормативность, обязательность

  4. деяние, противоправность, виновность


Часть 2

В 1. Среди указанных черт индустриального и информационного обществ выберите черты сходства и черты различия.

  1. создание культурных ценностей

  2. развитие промышленности

  3. наличие норм общественной жизни

  4. развитие сферы услуг


Черты сходства

Черты различия






В 2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни:

Факты Сферы жизни общества

А) предвыборная агитация 1) экономическая

Б) конкуренция производителей 2) социальная

В) реформа образования 3) политическая

Г) принятие конституции


А

Б

В

Г







В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой:

(А) Добро – это одна из категорий морали. (Б) На наш взгляд, благие побуждения, не проявившиеся в действиях, ещё не стали реальным добром. (В) Может быть потому, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром.







Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер данных положений.


А

Б

В




Ответ:










Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1-С3.


В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни госу­дарственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­ный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выбо­рах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыбор­ной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не до­пускать фальсификаций, оскорблений своих оппонен­тов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кан­дидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для ис­комой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­зание, чаще всего это — штраф.


С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Ука­жите три позиции.


С 3. В 1990-е годы в РФ возник острый политический кризис. Президент Б. Ельцин обратился к народу за поддержкой. Был проведен референдум. Что Вам известно о референдуме. Чем он отличается от выборов?





















Первый вариант

Ответы на задания части 1 (каждое задание – 1 балл)


№ задания

Ответ

А 1

4

А 2

4

А 3

1

А 4

4

А 5

3

А 6

1

А 7

4

А 8

2

А 9

3

А 10

4


Ответы на задания Части 2


В 1, В 3, – 1 балл; В 2, – 2 балла (1 балл – с 1 ошибкой)


В 1

3412

В 2

2131

В 3

122









Ответы на задания Части 3


С 1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права


2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 2. Общие черты права и морали, указанные в тексте:

  1. входят в содержание культуры

  2. являются ценностными формами сознания

  3. имеют нормативное содержание

  4. служат регулятором поведения людей

2 балла (1 балл – неполный ответ)



С 3. Моральная оценка такова: гражданин поступил правильно, т. к. защищал свою жену от оскорблений. Правовая оценка: мужчина нарушил закон, за нанесение телесных повреждений он понесет либо административную, либо уголовную ответственность.

Фрагмент текста:

«Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом…»

2 балла (1 балл – неполный ответ)



Второй вариант

Ответы на задания части 1 (каждое задание – 1 балл)


№ задание

Ответ

А 1

2

А 2

1

А 3

2

А 4

1

А 5

2

А 6

4

А 7

2

А 8

1

А 9

3

А 10

4



Ответы на задания части 2

В 1, В 3, – 1 балл; В 2– 2 балла (1 балл – неполный ответ)


В 1

1324

В 2

3123

В 3

122








Ответы на задания части 3


С 1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты текста:

  1. Значение выборов

  2. Принципы предвыборной кампании

  3. Требования к кандидатам

  4. Участие в выборах – право или обязанность?

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 2. Значение всеобщих выборов состоит в следующем, выборы позволяют:

  1. выявить расстановку политических сил в стране.

  2. определить степень доверия избирателей к той или иной партии.

  3. избирателям сделать выбор в пользу той программы развития, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

2 балла (1 балл – неполный ответ)



С 3. Референдум, как и выборы, является формой избирательной активности граждан. Это всеобщее голосование по наиболее важным вопросам жизни страны. Например, принятие новой конституции, решение вопроса о доверии Президенту или правительству.

Отличие референдума от выборов состоит в том, что на выборах избиратель проявляет свое отношение к тому или иному кандидату, а на референдуме выражает мнение по какому-либо вопросу.

2 балла (1 балл – неполный ответ)






Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы по обществознанию в отметку по пятибалльной шкале в 2015 году


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 9

10- 14

14 - 17

18-20






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Итоговая работа по обществознанию (электронный образовательный ресурс)

Автор: Ходюкова Галина Ивановна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ОГЭ по обществознанию"
    ["seo_title"] => string(46) "sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "486544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542649032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства