Просмотр содержимого документа
«В мире современных мультфильмов»
МБОУ «Чурапчинская гимназия имени С.К. Макарова»
Научно-практическая конференция «Знание-сила»
ДОКЛАД
«В мире современных мультфильмов»
Выполнила:
Михайлова Валерия, ученица 6 б класса
Руководитель:
Поисеева Д.С., учитель русского языка и литературы
с. Чурапча, 2019
Содержание
Введение
Теоретическая часть:
История создания мультфильма
Сравнение российских и иностранных мультфильмов
Практическая часть:
3. Результаты опроса
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время специалисты отмечают у детей такие серьезные проблемы, как:
-мультипликационная аддикация, когда ребенка невозможно «оторвать» от мультфильмов, и он готов смотреть их целыми днями. Это действительно опасное явление, которое парализует волю ребенка и отрывает его от многих других развивающих видов деятельности – игры, рисования, конструирования.
-мультипликационная агрессия, когда после просмотра мультфильма родители и специалисты отмечают резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения детей. Мультфильм становится источником жестоких, агрессивных форм поведения
-мультипликационное опустошение, когда после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса и т.п.
Какие же они - современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат? Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед экраном телевизора, компьютера, ноутбука или телефона.
Объект исследования: ученики с 5-9 классов нашей гимназии
Предмет исследования: современные мультфильмы российского и иностранного производства.
Цель работы: изучить современные мультфильмы и узнать их роль в жизни учащихся 5-9 классов Чурапчинской гимназии
Гипотеза исследования:мультфильмы, особенно современного зарубежного производства, оказывают огромное влияние на нервную систему, чрезмерное увлечение мультиками опасно для психики.
Задачи работы:
узнать, как появился жанр мультипликации;
выяснить, что скрывает в себе мир современной мультипликации;
сравнить, чему учат отечественные и зарубежные мультфильмы;
провести анкетирование обучающихся 5-9 классов;
проанализировать результаты исследований;
Методы работы:
Изучение литературы
Просмотр мультфильмов
Анкетирование учащихся 5 – 9 классов
Анализ полученных результатов
История создания мультфильмов.
М ультипликация старше натурального кино. Отсчет времени надо вести с момента изобретения аппарата, способного «одушевлять» рисунки. 20 июля 1877 года во Франции талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно сделал в академии сообщение о своих работах и продемонстрировал сконструированный им аппарат праксиноскоп – нечто вроде механической игрушки с лентой, испещренной картинками, и вращающимся зеркальным барабаном. В дальнейшем Эмиль Рейно усовершенствовал свой аппарат. Сегодня есть и другие техники: Кукольная анимация, Силуэтная и коллажная анимация, компьютерная анимация. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Рейно создал также мультфильмы, в которых наряду с рисунками применялись фотографии. В дальнейшем вклад в развитие мультипликации вносили другие мультипликаторы, создавая картины в различных жанрах и техниках. Первые анимационные студии были созданы Барром и Бреем в 1915 году. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был кот Феликс, созданный в 1917 году П. Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный О.Месмером. Ранняя мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в комиксах, либо титры, как в кино. Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса У.Дисней поставил первый мультфильм с синхронным звуком "Пароход Вилли" (1928). Это одновременно был и первый мультфильм о Микки Маусе.
В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начинает в фирме Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. 1911 год можно считать годом рождения русской анимации.
А нимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Создание мультипликации – длительный и трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.
Сравнение российских и иностранных мультфильмов
Несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть.
Почему же просмотр одних мультфильмов вызывает бурю радостных эмоций, сопереживание героям, вызывает желание подражать любимым героям и формирует положительные эмоции ребенка, а других наносит откровенный вред, делая детей жестокими и злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все больше стараются подражать взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов
Многим детям российские мультфильмы смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных мультфильмов, да практически все новое поколение даже не знает российские (советские) мультфильмы. Дети выбирают мультики по принципу яркости, красочности, интереса, моды в классе. А ведь много российских мультфильмов создавалось на основе замечательных сказок. Советские мультфильмы, хоть и не очень красочные, но по своей природе интересны сюжетом, поучительные и заставляют ребенка мыслить.
А как же обстоит дело с зарубежными мультфильмами? Почти половина иностранных мультиков строится по проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
1. цвет, главные герои раскрашены в ядовитые краски
2. Простой незамысловатый сюжет, характерный для всех мультфильмов.
3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
4. Красивое лицо
4. Много агрессии.
5. Однообразная музыка.
Ребенок, слово губка впитывает то, что видит на экране. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Все герои мультфильмов для него абсолютно живые. Именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. Малыш воспринимает все действия мультяшных героев как должное и естественное.
Давайте посмотрим, в чем отличие отечественных мультфильмов от мультфильмов зарубежного производства.
Зарубежные мультфильмы.
В современных зарубежных мультфильмах довольно часто мы можем наблюдать сцены насилия и агрессивного поведения (конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство). Происходит фиксация на агрессии, связанная с тем, что в каждом человеке в скрытом виде существует садомазохистский комплекс, и современные зарубежные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка испытывать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Персонажи американских мультфильмов часто позволяют себе употребление оскорблений и ругательств, что может сказаться на грамотности, умении строить фразы, на общей культуре ребенка.
По мнению исследователей, дети, воспитанные на западных мультфильмах, теряют связь с историей своей страны и своих предков. Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, понижает сопротивляемость инородной культуре.
Но, среди вышеперечисленных минусов есть один плюс. В зарубежных мультфильмах встречаются трогательные, сентиментальные, добрые сцены отношений между мамой и ребенком (исключительно в мультфильмах про животных, где животные играют животных). Например, мультфильмы “Король-лев”, «Бемби».
Российские мультфильмы.
Что же привлекает педагогов и родителей в российском мультфильме? Российские мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям. И еще, без сомнения, тем, что воспитание этих замечательных черт происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия даже у самых упрямых малышей. Психологи в один голос признают безопасность отечественного мультфильма по сравнению с «импортным». Даже самые страшные и злые персонажи не способны никого напугать по-настоящему, не вызывают неврозов и ночных кошмаров. Поэтому мультфильмы можно смотреть даже самым чувствительным и впечатлительным детям.
Наконец нельзя не отметить тот факт, что практический каждый советский мультфильм был настоящим произведением искусства. Поэтому регулярный просмотр хороших мультфильмов поможет привить малышам хороший вкус и разборчивость в выборе фильмов. Ребенок, взращенный на отечественных мультфильмах в дальнейшем, скорее всего не шокирует папу и маму полным отсутствием чувства прекрасного. А это немаловажно для гармонии в семье.
Проведем анализ самых знаменитых мультфильмов отечественного и зарубежного производства.
«Том и Джери» - один из самых любимых мультфильмов у детей. Изначально сюжет мультфильма построен по принципу, что кот и мышь жертва и преследователь. В течении все серий дети видят на экранах своих телевизоров карикатурных монстров с безудержным, патологическим стремлением уничтожить друг друга. Яркий мультфильм полон движений и действий, да еще каких. В разных сериях дети наблюдают жестокое отношение к животным, например, с кота снимают шкуру, взрывают, бьют по голове, а он при этом не только жив, но и весел, и здоров. Мышку можно взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому. Обо всех сериях "Том и Джери" в большей или меньшей степени можно смело сказать, что это очень энергичный и местами смешной, но достаточно жестокий мультфильм. Это вполне объясняет то факт, что за рубежом на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет».
Одновременно с этим мультфильмом давайте проанализируем наш советский мультик «Ну, погоди».
По сути, Заяц и Волк тоже являются представителями враждующих видов, но в мультфильме мы видим, что они не жертва и преследователь, а приятели. В разных сериях волк и заяц ходят в музей, слушают классическую музыку, занимаются спортом, танцуют балет, путешествуют и даже совместно трудятся. Заяц и Волк воюют не по-настоящему, в трудные минуты всегда готовы прийти на помощь друг другу. Заяц отвлекает зайцев-каннибалов и спасает Волка от съедения на острове, спасает волка от
солнечного удара, передаёт револьвер Волку, попавшему в клетку со львом, навещает искалеченного Волка в больнице, помогает ликвидировать пробоину в борту корабля. Самое страшное, что может позволить себе волк, так это схватить зайца за уши, положить его в мешок, но при этом дети никогда не увидят взрывы, борьбу и уж конечно море крови. Но не забудем указать одну отрицательную черту волка - он курит, но в некоторых сериях можно наблюдать, как это опасно, и как сам курильщик попадает из-за своей пагубной привычки в различные ситуации.
В мультфильме «Шрек» действие происходит во время храбрых рыцарей, и соответственно, мы надеемся, что наш ребенок будет смотреть этот мультик и брать с рыцаря пример, но чему, на самом деле, учится наш ребенок. Мы наблюдаем за уродливым, зеленым персонажем, и хотя он по своей сути безобиден, в мультфильме можно увидеть, что он не настолько мил, и даже гордится своим происхождением. Отправляясь в дальний путь, чтобы спасти прекрасную принцессу Фиону, Шрек преследует одну цель, получить обратно свое болото, которое заселили разные сказочные персонажи, что уже говорить о его корысти. В высокой башне, где в заточении сидит и ждет своего рыцаря принцесса, дети наблюдают как грубо и бесцеремонно он ведет себя с представителем женского пола. Как подобает всем храбрым рыцарям, прежде чем вызволить красавицу из заточения, надо сразиться со страшным, огнедышащем драконом, но герой предпочел пойти более легким путем, он просто убегает от него, что уже говорит о его трусости. В этом мультфильме также высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность. Отсутствие этих качеств у принцессы можно увидеть в сцене, когда в лесу на них нападает шайка во главе с Робин Гудом. Большой и страшный тролль с открытым от изумления ртом стоит в сторонке и наблюдает, как хрупкая, милая девушка резко перевоплощается в жестокую и агрессивную фурию, и борется с разбойниками, раскидывая их в разные стороны. Эта героиня показана в роли мужчины, она примеряют на себя этот образ, который в дальнейшем при систематическом просмотре формирует у девочек стереотип будущего поведения. Не стоит лишать внимания и те сцены, которые показывают отношение главных героев к животным. Вы, конечно, помните эпизод, когда от пения Фионы взрывается птичка, вместе со Шреком она надувает ни в чем не повинных лягушку и змею (в этот момент все смеются, но стоит задуматься – что же вызвало столь неудержимый смех). Именно так достигается сдвиг сознания. Это не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать.
Мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» - полная противоположность «Шреку». Алеша – сын попа, самый младший богатырь, немного глуповат, но весел и честен. Храбрый молодец хоть и приносит много неприятностей жителям села, но он это делает по своей наивности. Он не смог обучиться грамоте, и первый его подвиг по спасению золота, которое жители собрали как дань Тугарину, окончился провалом, он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь и родной город Ростов. Упустив тугарских злодеев с данью жителей Ростова, он должен восстановить свое доброе имя и вернуть золото жителям. В погоню за Тугарином Змеем вместе с Алешей отправились «нянька» — дед Тихон и: красавица Любава с бабулей и осликом Моисеем, а также богатырский конь Юлий, который умеет говорить. Его любимая зазноба Любава является воплощением доброты, искренности и женственности, она как истинная русская девушка, отправляется вслед за Алешей, чтоб быть ему опорой и поддерживать его в нелегком пути. Не смотря на все трудности, которые приходиться пережить герою Алеша никогда не сдается и всегда горой стоит за своих друзей, что является хорошим примером для детей. Он не трусит перед огромным войском Тугарина и отважно сражается с ним. Он бес колебаний отправляется выручать из плена похищенную Тугарином Любаву. Он не ждет, что со злодеем будет сражаться дед или бабка, он сам борется за любимую, друга коня и золото. Немало важную черту для своей будущей жизни дети смогут подчеркнуть из сцены, когда Алеша, возмущенный подлостью киевского царя берет верх над несправедливостью и жадностью людей и возвращает золото жителям своего села.
Еще два мультфильма, которые хотелось бы проанализировать – это американский мультик «Лило и Стич» и «Приключения Лунтика».
В сюжет мультфильма «Лило и Стич» изначально положена тема – поймать и уничтожить любой ценой. И хотя действие происходит на прекрасных Гавайских островах, краски начинают сгущаться с появлением маленького, но далеко не безобидного инопланетного существа созданного для разрушения всего сущего. Маленькой девочке с неординарной личностью, приютившей Стича, приходится приложить немало усилий, чтобы подружиться с ним. Тишина и дружелюбие покидают прекрасные острова и хрупкую психику детей, как только на землю прилетают монстры, чтоб уничтожить Стича, возникшего в результате генетического эксперимента. В этом кинопредставлении, предназначенном авторами скорее все-таки для маленьких зрителей, заложено притягивание зрителя в команду любителей боевиков с раннего возраста. При этом, жестокость и насилие, которые приходится наблюдать на экране, не предназначены для внимания детей до 10 лет. Здесь имеются в виду сцены, когда Стич созерцает по ТВ сцены из фильма ужасов с гигантскими пауками, мы видим большое количество разрушительных выстрелов из супер-оружия галактической команды захвата и, как финал, разрушение инопланетянами дома, в котором жили сестры-сироты. Если говорить о том, будут ли смотреть этот мультфильм дети, можно с полной уверенностью сказать - будут, можно не сомневаться. Задача родителей, на мой взгляд, быть в курсе того, какое кино смотрят дети. И, если фильм не представляет собой ничего интересного, а наоборот, может даже несет для маленького зрителя нечто преждевременное (насилие на экране), здесь родителям впору задуматься.
«Лунтик» - история маленького пушистого существа. Сам персонаж не вызывает страх и отвращение, а наоборот, симпатию. В этом мультфильме дети не увидят ни стрельбы, ни разрушения. Лунтик родился на Луне и по случайности падает на землю. На земле Лунтик находит много настоящих друзей. Жители поляны, где оказался Лунтик, очень полюбили его за его добрый нрав, отзывчивость и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Лунтик пока еще не знает множества простых вещей и не понимает, как устроен окружающий мир, но он очень быстро учится, ему нравится этот мир и он хочет сделать его еще лучше и добрее. Он не совершенно не умеет хитрить, хвастаться, важничать, жадничать, простодушен, из-за чего иногда попадает в неловкие ситуации, но, поняв с помощью друзей, в чем неловкость – обязательно старается загладить ее по-хорошему, чтобы никого не обидеть и никому не причинить зла. Лунтик очень вежлив, всегда прислушивается к мнению окружающих и не ленится обдумать услышанное, не боится защитить слабых и отстоять свое мнение. Посмотрев этот мультфильм, дети могут очень многому научиться, ведь в основе его сюжета лежит задача воспитать ребенка вежливым и добрым. Лунтик с его верными друзьями учат детей, что надо всегда здороваться и прощаться, не надо бояться признавать свою вину и просить прощения за свои поступки, доверять и прощать, трудиться вместе с друзьями, помогать ближнему, нельзя прогуливать уроки, и к чему это приводит.. Все родители будут рады вместе с ребенком посмотреть этот мультфильм. Их ребенок никогда не испугается, не устанет и конечно же, подражая этому герою, вырастет добрым, воспитанным человеком, настоящим другом и надежной опорой и гордостью для своих родителей.
Понаблюдайте за ребенком, когда он смотрит хороший мультфильм. На его лице можно прочитать многое. Он, то смеется вместе с героем, то хмурит бровки, то сопереживает и жалеет его, то роняет маленькие слезки, переживая за героев, и вот он уже весело танцует и подпевает им веселую песенку. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Во всех практически мультиках зарубежного производства неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. Они стреляют, взрывают, убивают, они летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми не получается. Систематический просмотр таких мультфильмов может привести к следующему:
1.Яркость и красочность героев мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3.В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4.Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Практическая часть: результаты опроса
Всего было опрошено: 96
Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
Большинство учащихся (63%) смотрят м/ф, не смотрят только 3 человека из 96.
Большинство респондентов (71%) смотрят иностранные м/ф, особой популярностью пользуется аниме (21%), на третьем месте стоят российские м/ф(13%). Якутские м/ф никто не выбрал.
71% респондентов смотрят м/ф вечером, 16% смотрят днем. Постоянно смотрят – 8 %, никогда – 3%
Популярные современные российские мультфильмы
Популярные современные зарубежные мультфильмы
Популярные современные мультики аниме
Любимый мультипликационный герой
Диппер (7)– умный, благородный, отважный, веселый, всегда ищет новые загадки.
Гамбол (7) – смешной, непредсказуемый.
Губка Боб (6) – добрый, веселый.
Мэйбл (5) – храбрая, смешная.
Наруто (4) – крутой, сильный, уверенный в себе
Ты смотришь мультики по:..
Популярный телевизионный канал, по которому ты смотришь мультики
Смотрят ли твои родители мультики вместе с тобой?
Запрещают ли родители тебе смотреть мультики?
Заключение
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – для нас полезно. Когда ребенку нравится играть со спичками – родители их отбирают, но вот когда смотришь «плохой» мультфильм, то воспитываются моральные качества, отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т.к. положительным героям нужно подражать.
Итоги исследования: гимназисты все (кроме 3 из 96) любят смотреть мультфильмы. Почти все смотрят зарубежные мультики. Большинство смотрят вечером, есть и те, которые смотрят постоянно, даже во время учебы, это возможно, потому что большинство смотрят мультики по телефону, что плохо сказывается на здоровье и успеваемость школьников. Вечером большинство смотрят по кабельному телевидению (1 место – канал Никелодеон, Картун Нетворк и Дисней). Следует также заметить, что большой популярностью среди учеников среднего звена пользуется аниме, дорамы. Любимый мультипликационный герой – Дипер и Мейбл из «Гравити Фолз» и Наруто. Наиболее привлекательные качества героев – сильный, умный, смешной, крутой, чудоковатый, бесшабашный.
Большая часть родителей иногда вместе смотрят мультики со своими детьми, и лишь 10% контролируют просмотр мультиков своими детьми.
Из всех опрошенных респондентов никто не смотрит якутские мультики, что говорит о необходимости развития мультипликации в Республике Саха (Якутия).
Изучив литературу психологов о вреде чрезмерного увлечения мультиками, мы пришли к выводу, что зарубежные мультики наносят огромный вред дошкольникам и детям детсадовского возраста, когда они только формируются как личности. Может быть, с этим связана глобальная проблема задержки речи детей, дефицита живого общения и гиперактивности, перевозбужденности, агрессивности детей данного возраста. Можно включить сюда еще тот факт, что многие дети в сельских детских садах разговаривают по-русски, хотя дома все родные общаются только на родном якутском языке.
Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, якутским детям лучше смотреть российские и якутские мультфильмы.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась, мы доказали, что мультфильмы зарубежного производства отрицательно влияют на психику и сознание детей. Поэтому мы настоятельно советуем всем родителям следить за выбором своих детей, а самим детям мы рекомендуем смотреть больше отечественных мультфильмов.
Список литературы
«Планета мультфильмов», статья «Мой малыш»,Москва, 2003