Просмотр содержимого документа
«Тренинг формирования межкультурной толерантности у школьников »
Тренинг формирования межкультурной толерантности у школьников
Цель тренинга:
- способствовать формированию этнокультурной толерантности в сфере межкультурного взаимодействия;
- развитие компетентности в сфере культурного взаимодействия. Численность группы — до 12 человек.
Время — 4 академических часа.
Этапы работы:
1. Вводное слово ведущего о целях тренинга, организационных вопросах его проведения и правилах поведения на занятиях.
2. Упражнение «Знаете ли вы человека?». Участникам раздаются одинаковые фотографии одного и того же лица, требуется определить его пол, возраст, национальность, семейное положение, профессию, хобби. Результаты сравниваются и обсуждаются.
3. «Волшебная лавка». Участникам предлагается «обменять» имеющиеся у них качества в избытке на те, которых им недостаёт, для того чтобы быть культурно-компетентной личностью. Затем каждое из качеств обсуждается: для чего оно необходимо? В каких условиях?
4. Упражнение «Какое слово пропущено?» Например, «Упрям, как ...», «Горячие ... парни», «... — дело тонкое», «Какой ... не любит быстрой езды», «Чисто ... шарм» и др. Обсуждение: Часто ли употребляются подобные выражения? Какая оценка в них содержится? Приходилось ли кому-либо из участников общаться с представителями данных культур и можно ли из личного опыта подтвердить эти высказывания? Известны ли вам подобные выражения у других народов?
5. Перерыв.
6. Разминка. Участники получают перечень одинаковых характеристик и пытаются определить, какие национальности они отражают. Например:
7. Упражнение «Групповая картинка». Группа делится на подгруппы, состоящие из 3 — 4-х человек. Каждая подгруппа выбирает, какую национальность или этническую группу они будут представлять. Для чего придумывают различные средства изображения, чтобы остальные участники смогли угадать, какая национальность представлена. Можно использовать только невербальные средства изображения. После выступления всех подгрупп обсуждаются средства и способы передачи национальных особенностей и степень достоверности заключённой в них информации. При обсуждении выступлений подгрупп необходимо отметить причины выбора тех или иных средств изображения и их соответствие культуре и национальным особенностям представленных народов.
8. В контексте межкультурной коммуникации нередко возникает вопрос: можно ли выйти из конфликтных ситуаций, сохранив собственное достоинство и не унизив другого человека? Ведущий при обсуждении этого вопроса предлагает учащимся рассказать о случаях конфликтных ситуаций, в которых им приходилось быть непосредственными участниками. Каким путём эти ситуации были разрешены? Какой способ выхода из конфликта оказался наиболее удачным и почему?
9. Обсуждение результатов и подведение итогов тренинга. Вопросы:
- Почему представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному?
- Почему человек, попадая в мир другой культуры, зачастую видит ее особенности в негативном свете?
- Почему непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессию?
- Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?
12. Совместная формулировка понятия «Культурные ценности» и объяснение их роли в межкультурном общении. Задание группам с дальнейшим обсуждением. Составить иерархию следующих суждений, отражающих жизненные ценности:
а) Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода — второстепенна.
б) Только на интересную работу можно потратить значительную часть своей жизни.
в) В жизни главное — хорошие семейные и дружеские отношения.
г) В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония.
д) Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все.
е) Главное в работе — это сколько за неё платят.
ж) Смысл жизни человека в том, чтобы сделать собственную жизнь как можно лучше, и совсем необязательно оставлять потомков.
Возможен второй вариант перечня ценностей:
а) гостеприимство;
б) открытость;
в) патриотизм;
г) душевная гармония;
д) карьера;
е) умение влиять на людей;
ж) честность;
з) верность в дружбе;
и) умение выделиться среди других.
13. Завершение тренинга. Совместное обсуждение результатов тренинга, установление обратной связи с участниками, подведение итогов.
Ведущий предлагает участникам высказать своё мнение по следующим вопросам:
- Что больше всего запомнилось и понравилось в тренинге? — Какая тема была особенно актуальной и интересной?
- Как вы собираетесь использовать полученные на тренинге знания?