kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ» методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи

 

  • : воспитание культуры толерантности и межнационального согласия  ученической среде.
  • :

- формирование у школьников мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения.

- развитие стремления к межэтническому миру и согласию, готовности  к активному диалогу и взаимодействию культур.

- способствовать развитию межкультурной коммуникации учащихся, основанной на принципах уважения прав и свобод человека.

Целевая группа: учащиеся 14 -16 лет.

Цикл занятий: три занятия по 60 минут.

Этапы реализации:

Первый этап. Мотивационно-информационный

Второй этап. Формирующий

Третий этап. Заключительный (аналитический)

Форма работы: групповая.                                                          

Методы работы:  упражнение с элементами тренинга,  групповая дискуссия,  сюжетно-ролевая игра,  диалогизация, интерактивная беседа,

работа в малых группах, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
««В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ» методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Валуйки Белгородской области







Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи


«В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ»










Авторская группа:

Сушкова Татьяна Викторовна,

социальный педагог

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области,

Еремина Татьяна Владимировна,

педагог-психолог

МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки

Белгородской области











«В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи


Цель: воспитание культуры толерантности и межнационального согласия ученической среде.

Задачи:

- формирование у школьников мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения.

- развитие стремления к межэтническому миру и согласию, готовности  к активному диалогу и взаимодействию культур.

- способствовать развитию межкультурной коммуникации учащихся, основанной на принципах уважения прав и свобод человека.

Целевая группа: учащиеся 14 -16 лет.

Цикл занятий: три занятия по 60 минут.

Этапы реализации:

Первый этап. Мотивационно-информационный

Второй этап. Формирующий

Третий этап. Заключительный (аналитический)

Форма работы: групповая.

Методы работы:  упражнение с элементами тренинга, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра, диалогизация, интерактивная беседа,

работа в малых группах, рефлексия.

Занятие №1. Первый этап - мотивационно-информационный.

Цель: определить уровень знаний учащихся по проблеме толерантности. Ввести понятия «толерантность», «интолерантность», «экстремизм», «эмпатия», «расизм», «ксенофобия». Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.

У всех учащихся прикреплены бейджики с именами.

1 упражение «Ассоциации»

Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.

Правила. В ходе упражнения определяется исходное отношение группы к проблеме (с анализом анкет участников по уровню развития у них толерантности). Даются определение понятий по теме, диалогизация проблемы.

Теоретическая часть, основные понятия:

«толерантность»- означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения. Толерантность делает нас терпимее, эмпатичнее друг к дугу, где каждый свободен придерживаться собственных взглядов и убеждений и признает также это право за другим. Признает, что люди на Земле различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностями, религией и обладают правом сохранять свою индивидуальность. Не могут навязываться взгляды одних другим людям. На всех языках каждое из определений «толерантность» имеет схожее определение. Так, по-английски это снисходительность, по-китайски это великодушие, по-русски – умение терпеть, быть снисходительным, великодушным.

«интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.

«экстремизм»- экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus — крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.

«расизм» - совокупность убеждений, в основе которой лежит « превосходство одной расовой группы над другими».

«эмпатия» -  эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.

«ксенофофия» - Ксенофобия (от греч.«чужой» и «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. 

Дается задание: «Напишите на листе 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите слова: «экстремизм», «толерантность», «эмигранты», «нетерпимость», «равноправие», «расизм», «дискриминация», «ксенофобия», «эмпатия».

Учащиеся на листе бумаги записывают свои ассоциации к названным словам. После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.

Ведуший. А вы сталкивались с проявлениями нетерпимости по отношению к себе, другим? (анализ ситуаций, о которых рассказывают подростки).

Ведущий. «Притча об аксакале». В одном селении умирал старый, уважаемый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, зятья, дочери, сыновья, дети жили в мире и согласии?». Старик не мог говорить уже и поэтому долго что-то писал на листе бумаги. И когда листок выпал из рук умирающего, все очень удивились - на нем 100 раз было написано одно слово!

- Может быть, вы, догадались какое? (ответы детей). На листке 100 раз было написано слово «Терпимость!»

2 упражнение «Чем мы похожи»

Материал: разноцветные ленты по 40-50см. красного, синего, желтого, коричневого цветов по числу участников; коробка для лент.

Учащиеся вытаскивают из коробки по очереди по одной цветной ленте. Те, кому достались ленты одного цвета, объединяются в группы по 4-5 человек. Ведущий предлагает соединить узлами вместе «свой» цвет в группе, но при этом каждый должен найти причину, по которой он принадлежит именно этой группе (одинаковое хобби, цвет волос, увлечения, возраст, взгляды и тд.). Мини-группа слушает и решает принять участника в группу или нет. Постепенно во всех мини-группах с разными цветами ленточек образуется общая нить, которая объединяет разных людей на основе общего признака. Когда у всех нити в малых группах завязаны между собой, начинается следующий этап игры.

Один делегированный представитель из малой группы подходит в центр комнаты и называет любой общий признак этой группы, произнося:

«Мы похожи между собой потому, что…например – мы спортсмены или мы коммуникабельные, мы лояльно относимся к людям и тд. Каждая последущая группа также после принятия своих членов группы выбирает одного участника для ее представления для всех в кругу.

Постепенно учащиеся завязывают разноцветные длинные ленты в один большой общий круг. Ведущий предлагает сделать участникам вывод: «Все мы разные, индивидуальные личности, с различными взглядами и принципами, с различными увлечениями и характером, привычками, но нас можно объединить вместе, несмотря на многочисленные различия».

Ведущий. Предлагаю всем участникам, стоящим в кругу найти несколько символичных признаков для объединения в одну общей для всех «цветов» группу.

Ведущий. Нас объединяет возраст, класс, школа, город Валуйки, т.к. мы его жители, наша Белгородская область и наша страна-Россия!

Рис.1 Культуры толерантности учащихся


3 упражнение «Картофель»

Материал: блюдо с картофелем по числу учащихся.

Ведущий. Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-нибудь группу, например этническую, как целое и не задумываеся над тем, что каждый ее представитель - уникальный и неповторимый. Например, нам может казаться, что у всех китайцев одинаковое лицо, что все немцы-педанты, а все фины – молчуны. Но если мы познакомимся ближе с их культурой, ближе с конкретным человеком, узнаем больше о нем, то его индивидуальность станет очевидной для нас. Давайте попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на практике. Вряд ли кто из вас считает, что картофель обладает индивидуальностью. Возьмите каждый по одной картофелине, хорошо ее рассмотрите, «особые приметы» запомните. Затем картофель свова перемешивается на блюде и каждый должен найти именно свой картофель по особым приметам, объясняя свой выбор.

  1. упражение «Сделай правильный выбор»

Материал: для учащихся написаны на отделых листах основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

Ведущий. Предлагаю каждому сделать свой выбор и собрать портрет «толерантного человека» и «интолератного».

Табл. 1

Основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.


1. Знание самого себя

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

(способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

После окончания выполения задания, учащиеся зачитывают свои «портреты». Идет осуждение правильности выборов и их краткое обоснование. Далее ведущий делает вывод, что толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Рефлексия. Ведущий задает вопросы учащимся:

- Что понравилось?

- Что вызвало проблемы при выполениии упражнений?

- Какие чувства вы сейчас испытываете?

- Получили ли вы удовлетворение от коллективной работы?

Занятие №2 . Второй этап - формирующий.

Цель: дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми

1 упражнение « Белая ворона»

Цель: осознание чувств, эмоций другого человека, путем невербальной коммуникации.

Материал: музыка, карточки для игры по числу участников.

Правила. Учащиеся сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по 1 карточке каждому. На одной будет написано «Белая ворона». Учащийся, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».

Рефлексия упражнения.

Ведущий задает вопросы:

-Что чувствовал учащийся «белая ворона»?

- Каково быть не похожим на остальных?

-По каким признакам вы определяли «белую ворону»

-Что значит выражение «белая ворона»?

2 упражнение « Мои качества»

Правила. Учащимся, сидящим в кругу, предлагается представиться, назвав по первым буквам своего имени и фамилии свои личностные качества (черты, свойства характера), присущих только ему. Например: «естественность», «миролюбие» и др. Когда все представления будут сказаны, ведущий прелагает подумать и ответить на вопросы:

- Что объединило, в этих представлениях участников?

-Какие качества толерантной личности были у нескольких участников?

Для того чтобы выявить уровень своей толерантности, предлагаю небольшую анкету, которая поможет вам более точно определить уровень развития важных черт личности. Учащиеся отвечают на вопросы анкеты «Уровень сформированности этнической толерантности старшеклассников» (автор Щеколдина С.Д.).

Вывод. Все мы разные, но нас объединяют некоторые качества, например качества толерантного человека.

3 упражнение «Иные»

Материал: по колличеству учащихся фотографии людей трех человеческих расс, музыка.

Ведущий. Наверное, из уроков биологии, географии вы знаете, что человечество разделяется на три основные рассовые группы: монголоидную (узкие глаза, уплощенное и широкое лицо, сильно выступающие скулы, кожа с желтоватым оттенком, темные прямые волосы); негроидную (полные губы, курчавые темные, жесткие волосы, темная кожа); европоидную (светлая кожа, мягкие волосы, широко открытые глаза, выступающий нос) и др. (иллюстративный материал к упражнению «иные» приложение 1). И это только внешние различия, а еще религия, географическое положение, традиции, одежда, питание, вгляды и многое другое.

Ведущий. Предлагаю поиграть в игру «иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас.

Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «изгоем», т.е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-рассы». Участники ошибочно определившие «свою расу» остаются в центре круга - они «изгои».

Далее идет обсуждение. Все участники открывают свои фотографии в группах объедененных по рассовым признакам.

Рефлексия упражения. Ведущий задает вопросы.

- Легко ли было быть «изгоем»?

- По каким признакам вы определились и объединились в группы?

-Тяжело ли быть не похожим, «иным»?

-Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?

Ведущий подводит итог:

- Да, мы все разные, но мы должны уважать индивидуальность другого человека, потому, что мы все ЛЮДИ, и каждый из нас не повторим. Нужно научиться жить, не ущемляя как свои интересы, так и интересы других людей.

4 упражнение «Планета толерантности»

Материал: цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, столы для общей работы в центре помещения, музыка.

Коллективная работа. Участникам необходимо подумать и всем вместе решить, как изобразить «планету толерантности». После окончания работы, идет ее обоснование.

-Почему ее можно считать такой планетой?

-Какие признаки, принципы ее отличают от «интолерантной планеты»?

-Легко ли было договориться и принять общее решение как ее нарисовать?

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

5 упражнение-игра «Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Правила игры: Дети разбиваются на пары.

Ведущий. Представьте себе, что перед вами стеклянная комната. Один из вас сидит внутри этой комнаты. Партнерам ничего не слышно. Вам необходимо жестами, мимикой объяснить своему партнеру по игре, доснести смысл сказанного вами. Каждый из пары игроков получает карточку с заданием для передачи информации. После истечения отведенного времени, партнер объясняет, правильно ли он понял суть информаци.

Рефлексия.

-Легко ли невербальными способами договориться, объясниться с человеком?

-Помогают ли такие способы нам при общении донести лучше информацию до оппанента?

Вывод. При обоюдном желании людей договориться, даже если они не могут общаться на понятном, одном языке, можно проявить понимание, терпимость и договориться.


Занятие № 3. Заключительный этап

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию и сопереживанию. Воспитание любви к людям разных национальностей, терпимости, взаимопонимания.

1 упражнение «Общий ритм»

Материал: участники сидят на стулья в кругу, взявшись за руки.

Ведущий объясняет правила. Все свободно держат друг друга за руки и по цепочке передают сигнал (сжатие руки) соседа справа. Каждый участник может дать сигнал (сжатие руки) партнера справа два раза. После этого рукопожатия должны сразу повернуться в другую сторону и передаваться всеми дальше, пока следующий игрок не поменяет направление пожатий. Необходимо быть внимательным. Глаза участников закрыты во время игры.

2 упражнение «Пойми меня»

Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения путем сопереживания, эмпатии.

Правила. Участники сидят в парах. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Партнер в паре, должен внимательно слушать и пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства и переживания рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность перессказа.

Рефлексия:

-Трудно ли понять человека, его позицию?

-Какими качествами нужно обладать человеку, для того чтобы понять другого?

3 упражнение «Новенький»

Правила. Все участники сидят в кругу. Посередине круга стоит один стул. Каждый сидящий в кругу может задать 1 вопрос сидящему в центре, для того, чтобы узнать о нем больше, познакомиться.

Ведущий. В нашей школе учатся дети различных национальностей (таджики, армяне, цыгане и т.д). Все они приехали к нам жить. У всех различный менталитет, традиции, взгляды, привычки и т.д. Конечно, они хотят быть принятыми остальными, хотят подружиться. Порою это им дается нелегко. Как вы думаете почему? Что мешает их сразу понять и принять остальным?

Ответы детей.

Ведущий. Я предлагаю вам побыть на месте этих детей, почувствовать, то, что могут они испытывать, адаптируясь в коллективе. Для этого мы должны подумать, как построить диалог с ними? Какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться. По желанию один из участников садится в центр на «горячий стул», он должен отвечать на вопросы остальных участников рассказывая о себе и постараться запомнить ощущения, чувства, эмоции которые он испытывал, когда сидел в центре круга. Задавая вопросы «новенькому», остальные постепенно устанавливают, откуда он приехал, его интересы, традиции, вкусы и др. Все то, что поможет его расположить к остальным и подружиться.

Рефлексия:

- Какие чувства вы испытывали в роли «новенького»?

-Нужно ли проявлять толерантность по отношению к новому члену коллектива, отличному в чем-то от вас?

-Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

-Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Вывод. Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

4 упражнение «Правила толерантности»

Правила. Ведущий предлагает участникам бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все учащиеся.

Ведущий с участниками подводит итог. Признаком толерантной личности можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем толерантного взаимодействия. Проявлять терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям. Уважать другую личность, пониманимать то, что существуют взгляды, отличные от собственных.

5 упражнение « Нас объединяет»

Цель: найти общие черты, которые объединяют кадого участника.

Правила: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Меня объединяет с тобой то, что...». Например: что живем в городе Валуйки, учимся в одном классе, у нас схожие интересы и др. Участники внутреннего круга отвечают: «Меня разъединяет то, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, хобби и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия.

-Каковы ваши впечатления от выполнения этого упражнения?

-Могут ли существенно разъединять людей их взгляды, интересы, национальность, рассовая принадлежность?

Вывод. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.





6 упражнение - дискуссия « Толерантности - да!»

Материал: на доске презинтация многообразия заповедей различных религий.

Ведущий. Во времена СССР, в стране проживали люди различных национальностей и религий. Несмотря на свои различия, все народности жили в мире и согласии, проявляя толерантное отношение друг к другу. Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия. Любая религия, основополагающая философия и этичес­кая система призывают свех к толерантности и взаимному уважению. Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда одна и та же, что подтверждает­ся этическими принципами десяти мировых религий, которые мы с вами обсудим.

Заповеди:

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хо­тел бы от других».

Христианство: «Поступайте с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе».

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не по­любит своего брата, как себя самого».

Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего пло­хо тебе».

Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а поте­рю соседа своей потерей».

Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой».

Ведущий. Предлагаю участникам прокомментировать суждения, акцентируя единс­тво этических принципов в многообразии религий и народов.

Рефлексия.

-Что общего в различных религиях вы услышали?

-Соблюдаешь ли ты принципы толерантности при общении?

(в итернете, в реальной жизни?)

-Следуют ли этим заповедям одноклассники?

- Следуют ли этим заповедям твоя семья, СМИ?

-Легко ли следовать этим заповедям?

Вывод. Как мы видим, все религии призывают к одному и тому же - терпимости и уважению к человеку. Я желаю всем хороших, теплых, искренних отношений и встречать на своем жизненном пути только толерантных людей!




Приложение 1


Иллюстративный материал к упражнению «Иные»



Негроидная расса Монголоидная расса

Европоидная расса









Список использованных источников:

1. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.

2. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005 г.

3. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. 2002.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998

5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.

6. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.





Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Компэду


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сушкова Татьяна Викторовна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "«В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ» методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи"
    ["seo_title"] => string(133) "vpoiskakhtolierantnostimietodichieskaiarazrabotkavnieklassnoghomieropriiatiianapravliennoghonarazvitiietolierantnostisriedimolodiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "275786"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452617615"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Комплекты
Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства