- С чего необходимо начать работу? - Почему начать надо с повторения? − Какую сферу общества вы изучаете на протяжении последних уроков? − Что такое экономика? -На доске вы видите термины, изученные на первых уроках по теме «Экономика». - Учащимся предлагается задание на соотношение терминов и их значения. - Как предлагаете проверить ваши знания, полученные на предыдущих уроках? - Посмотрите на слова. Как предлагаете их упорядочить? - Что надо сделать, чтобы правильно выполнить эту работу? - Как вы хотите это сделать? - Сколько времени вам понадобится? - Желаю успешного выполнения задания. - Время закончилось. Как предлагаете проверить работу? - Поднимите руку, кто упорядочил все слова? -У всех получилось выполнить работу? | - С повторении изученного. - То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания. Отвечают на поставленные вопросы. - Предлагаем упорядочить слова на доске. Соединить стрелочками термин и его определение. Чтобы правильно выполнить работу, надо вспомнить изученный материал. - Выходя по очереди (или по желанию) к доске. - Минут 5. Учащиеся выполняют задание, выходя к доске. -Будем вместе исправлять ошибки, если таковые допущены одноклассниками. Работают фронтально, объясняют термины, актуализируют свои знания Поднимают руки. Пока нет, так как мы еще не знакомы со всеми предложенными терминами. | -способность применять понятийный аппарат -овладение приёмами анализа событий и явлений | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников; умение организовывать учебное сотрудничество. Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
- Все слова оказались вам знакомы? - Все ли слова вы смогли объяснить? - Что вызвало затруднение? - Что будем делать? Предлагайте! - Зачем? − Какое следующее задание я вам предложу выполнить? − С какой целью вы будете выполнять новое задание? Вам надо ответить на вопрос: «Как влияет экономика семьи на экономику государства?» − У кого нет ответа на вопрос? Что вы не смогли сделать? − Те, кто ответил на вопрос, вы уверены, что ответили правильно? − Что вы не можете сделать? − Что необходимо сделать дальше? | - Не знаем такие слова, как: бюджет, ресурсы семьи, семейная экономика, рациональные действия. Искать информацию в учебнике, слушать учителя, активно работать на уроке. - Чтобы знать, что они означают, просто интересно; получить новую информацию. Задание на пробное действие Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового. Не смогли ответить на вопрос: «Как влияет экономика семьи на экономику государства?» Обосновать правильность ответа на поставленный вопрос. Выяснить причину возникшего затруднения. | -поиск необходимой информации -работа с версиями и оценками -аргументация собственного мнения | Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи Коммуникативные: умение представлять в устной речи план деятельности. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
- Выяснив причину затруднения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока. - Исходя из цели, сформулируйте тему урока. - Предположите, о чем мы будем говорить. -На какие вопросы нам предстоит ответить? -Почему эта тема так важна и актуальна для вас? | Узнать информацию об экономике семьи, о способах рационального ведения домашнего хозяйства. Экономика семьи. 1. Что такое семейное хозяйство? 2. Что такое бюджет семьи? Мы взрослеем, нам важно научиться распоряжаться деньгами. Уметь планировать семейный бюджет. | поиск необходимой информации -работа с версиями и оценками | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, выбирать способы решения учебных задач Познавательные: умение строить алгоритм, схему действия Коммуникативные: умение осознанно использовать средства коммуникации в соответствии с задачей. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Каждая семья ведет свое хозяйство, старается удовлетворить потребности всех членов семьи и повысить общее благосостояние, те важно, чтобы оно было успешным. Давайте вспомним любимый с детства м/ф «Зима в Простоквашино». https://www.youtube.com/watch?v=nFYmQ4MviaM - Почему кот Матроскин считает, что им «ума не хватает»? Мы говорим о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов. Предлагаю вам выполнить задание на карточке. После выполнения задания учитель подводит итог, что взрослым приходится каждый день осуществлять рациональный выбор, имея ограниченный финансовые ресурсы. Домашнее хозяйство включает в себя все имеющиеся ресурсы семьи. (Ресурсы – то, чем располагает семья для ее существования). Откройте учебник и прочитайте материал на стр. 112 - 115 составьте схему по теме: «ресурсы семьи». Объясните составленную схему. Что мы относим к ресурсам семьи? Наверное, самым важным семейным ресурсом является финансовый ресурс или доходы семьи. Что такое доход семьи? Каковы источники семейных доходов? Доходы семьи бывают фиксированные и переменные. Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия). Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке). НО! Следует учитывать, что все зависит от конкретной ситуации. Так, зарплата наёмного работника может быть фиксированной (это более характерно для бюджетной сферы) или меняться из месяца в месяц. Например, если папа и мама работают в коммерческой организации, то размер их зарплаты может зависеть от успешности работы данного предприятия. Доходы семьи также могут быть денежными и натуральными. Денежные доходы семьи складываются из денежных поступлений в виде заработной платы, социальных выплат итд.. Натуральные доходы – это продукция, полученная в счёт оплаты труда и произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления. Посчитаем: В семье Сергея Сидорова пять человек. Папа зарабатывает 40 тыс. р. Мама временно не работает, так как ухаживает за маленьким ребенком, которому всего шесть месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 15 тыс. р. Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию в размере 10 тыс. р. Бабушка живет с семьей Серёжи, но у неё есть своя квартира, которую она сдает за 17 тыс. р. в месяц. Сколько составляет суммарный доход семьи? Сколько составляет средний доход на одного члена семьи в месяц? Много это или мало? Прожиточный минимум в Республике Коми составляет 13791 руб./мес. Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи? К сожалению это так, поэтому многие подростки хотят помочь своим родителям, заработать деньги. Какие права у тебя есть? С помощью доходов мы можем удовлетворить потребности семьи. Поговорим о расходах. Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства? Прочитайте предложенный текст. Обсудите в парах, как могли бы называться две группы расходов семьи, о которых идет речь в данном тексте. (см. приложение) Все расходы можно разделить на две группы: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные). Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить. Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). Соотношение доходов и расходов за определенный промежуток времени называется семейным бюджетом. А для чего он нужен? Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”. Что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете? А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока: как влияет экономика семьи на экономику государства? | Смотрят фрагмент м/ф. Шарик не смог правильно потратить средства. Выполняют задание. Обсуждают результат. Записывают определение в тетрадь. Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи. Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию. Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева. Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ. Финансовые ресурсы – это сбережения и доходы семьи. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые ее членами из разных источников. Зарплата, стипендия, пенсия, пособие. Учащиеся делают предположение. 40 000+15 000+10 000+17 000=82 000 рублей. 82 000: 5 = 16 400 рублей в месяц. Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. В Трудовом кодексе РФ записано, что подросток с 14 лет имеет право трудиться по договору с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время. При этом рабочее время не должно превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа, ночной труд запрещен. Работа не должна угрожать здоровью, мешать учебе. “Расходы” - затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг. Работа с текстом. Объяснение полученного результата. Записывают определение в тетрадь. Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени. - чтобы правильно вести домашнее хозяйство Рассуждение учащихся по предложенному вопросу. Экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства. От того, как государство будет решать основные экономические задачи зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности. | -умение сравнивать, приводить контраргументы, использовать различные источники информации -умение выделять главное -выполнять работу по алгоритму с целью формирования общих приемов учебной деятельности -проводить поиск необходимой информации - группировать факты по различным признакам | Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Познавательные: умение находить требую в тексте информацию; резюмировать главную идею текста; преобразовывать и интерпретировать текст Коммуникативные: умение проявлять коммуникацию в группе, определять свои цели; организовывать работу в группе. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
А теперь переходим к выполнению практической части. На столах лежат листы с заданием. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы: 1. Какой состав семьи? 2. Все ли члены семьи приносят доходы? 3. Рационально ли члены семьи тратят деньги? 4. Какой тип бюджета в данной семье? 5*. Что бы вы могли посоветовать данной семье? После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим. На основании данных рассуждений сделаем вывод Оценка бюджета семьи за январь 2019 года Состав семьи | Сумма и вид дохода | Статьи расходов | Сумма расходов | Мама | з/плата 26000 руб. | Питание | 20000 руб. | Папа | Доход от частной предпринимательской деятельности - 55000 руб. | Коммунальные услуги | 8000 руб. | Сын | - | Хоз. нужды | 3000 руб. | Дочь | Стипендия 1900 руб. | Услуги | 4000 руб. | Бабушка | Пенсия 16800 руб. | Одежда | 12000 руб. | Итого: | | Мобильная связь | 2000 руб. | | | Увлечения | 5000 руб. | | | Кредиты | 2000 | Итого: | | После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются. | - Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу и оценивают себя. | -анализ и объяснение сделанных выводов -умение называть характерные, существенные признаки | Регулятивные; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество с учащимся; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |