Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы А.И. Кравченко (Программа. Планирование учебного материала. Обществознание 8 класс. Автор – составитель Е.А.Певцова. – М.: «Русское слово», 2010).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (8 класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕФИМА АФАНАСЬЕВИЧА ЖДАНОВА» Г.КОЛПАШЕВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для 8 класса
( 1 час в неделю)
базовый уровень
Составитель: Куксенко Елена Олеговна, учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы А.И. Кравченко (Программа. Планирование учебного материала. Обществознание 8 класс. Автор – составитель Е.А.Певцова. – М.: «Русское слово», 2010) .
Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание 8 класс. Составитель Кравченко А.И. М., «Русское слово», 2010 г.
Учебник «Обществознание – 8кл.», Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., М. «Русское слово», 2018 г.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
1. Общая характеристика учебного предмета.
Цель обучения обществознания рассмотреть комплекс проблем связанных с сущностью общества и его взаимоотношением с природой, проанализировать типологию человеческих обществ с древности до наших дней, выделив главные типы общества. Роль человеческого общества в историческом развитии. При изучении предмета рассматриваются основные экономические явления – рынок, предпринимательство, малый бизнес, обмен и потребление, доход, производство. Преподавание обществознания призвано сформировать у учащихся научное видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки существующие в массовом сознании.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- составлять представления о мире общественных отношений, формировать политическую культуру;
- применять имеющиеся знания в реальных жизненных ситуациях;
-изучать основные сферы деятельности человека, особенности общественных отношений;
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Сформировать и углубить знания учащихся о таких важных понятиях обществознания как структура общества, политико – правовая сфера, значение экономической и социальной сферы.
Познакомить учащихся с различными прогнозами общественного развития.
Показать важнейшие тенденции и направления развития экономических отношений в современном мире, в том числе и в России.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания на ступени основного общего образования в 8 классе отводится не менее 34 часа из расчета 1 ч. в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. В рабочей программе предусмотрено 3 контрольные работы: «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Экономика».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания обществознания в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- осмысления работы с различными источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: « знать/понимать », « уметь », « использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Рабочая учебная программа курса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы А.И. Кравченко (Обществознание 8 класс. Автор – составитель А.И. Кравченко. – М.: «Русское слово», 2010) .
Тематическое планирование составлено с УМК на основе государственной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений.
Целью изучения курса обществознания в VIII классах является знакомство со структурой современного общества, различными подходами к его определению, а также формирование активной гражданской позиции.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки публичного выступления, овладевают навыками аргументации собственного мнения, осваивают методы анализа различных сфер общественной жизни, различают конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения.
2. Содержание учебной дисциплины
Обществознание 8 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа.
Содержание курса обществознания 8 класс включает в себя следующие темы:
Личность и общество – 6 часов
Сфера духовной культуры – 9 часов
Социальная сфера – 5 часов
Экономика – 14 часов
Тема 1. Личность и общество (6 ч., из них контрольная работа 1 час)
Всё общество можно разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и духовную, такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных отношений.
Основная цель — познакомить учащихся с признаками общества, дать представление о значимых общественных сферах в жизни человека.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч., из них контрольная работа 1 час)
Духовная сфера - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности - главный элемент духовной сферы - существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т. д.
Основная цель – дать учащимся представление о совести и морали, науке и образовании, религии и культуре.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч., из них контрольная работа 1 час)
Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан, не относящуюся к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируются социальная и классовая структуры, происходит распределение ролей, накапливается богатство одних, происходит обнищание других, возникает социальное неравенство, действуют общественные движения, образуются и распадаются семьи.
Основная цель — дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношении в современном мире и в первую очередь - в нашем обществе. Статус важно знать потому, что он объясняет, почему человек поступил так, а не иначе.
Тема 4. Экономика (14 ч., из них контрольная работа 1 час)
Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю (внутреннюю и внешнюю), бесчисленные банки, рынки. Всё это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой.
Основная цель — познакомить учащихся с основными чертами современной экономики и их влияние на развитие человечества. Любое занятие в рыночной экономике называется бизнесом потому, что оно приносит прибыль. Бизнес начинается с желания человека стать предпринимателем. Движущей силой современной рыночной экономики выступают деньги и капитал.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Контрольная работа
1
Личность и общество
5
1
2
Сфера духовной культуры
8
1
3
Социальная сфера
4
1
4
Экономика
13
1
Итого:
30
4
Всего:
34
Требования к уровню подготовки восьмиклассников:
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
Глобальные проблемы человечества, особенности социолизации личности, сферы жизни человека, взаимосвязь человека и общества;
Функции денег, структуру экономики, способы воздействия государства на экономику;
уметь:
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для формулировки на основе приобретённых обществоведческих знаний собственных суждений и приведение аргументов по определённым социальным проблемам;
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков
При проверке письменных работ по обществознанию следует обращать внимание на умение работать с учебной и дополнительной литературой, на соотношение фактов и событий, знание тематической терминологии.
Тест. Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий Оценка "3"ставится за 60% правильно выполненных заданий Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Информационно – коммуникативные средства:
Уроки обществознания 7-11 классы. Москва издательство «Глобус»
Портреты великих философов, общественных деятелей.
Демонстрационные таблицы по темам: «Психологический портрет личности», « Подросток и его права», «Здоровый образ жизни», «Правовая сфера общества».
3. Технические средства обучения:
Компьютер.
Видеопроектор.
4. Специализированная мебель:
Компьютерный стол
Учебно – методическое обеспечение:
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. и др. Методические рекомендации по курсу «Введение в современное обществознание» 8-9 кл. М., «Просвещение» 2010.
Конституция Российской Федерации М.. 2008.
Лазебникова А.Ю. Брант М.Ю. «Уроки обществознания» М., «Дрофа» 2008.
Кравченко А.И. «Введение в современную социологию» М., «Просвещение» 2006.
Сборник тестовых заданий и контрольных работ для 6 класса. Кравченко А.И. и др., Москва – Харьков «Илекса», «Гимназия», 1998 г.
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию для учащихся 7-8 классов средней школы. М., «Русское слово» 2007.
Оюществознание. Учебник – собеседник для 6-8 классов средней школы. М., «Просвещение», 1989 г.
Проверочные задания по обществознанию для учащихся 6 – 8 классов средней школы. Биянова Е.Б.., М., «Просвещение», 2002.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по адаптированной образовательной программе
по обществознанию
Класс 8
Учитель Куксенко Елена Олеговна
Всего 34 часа, 1 ч/неделю.
Плановых контрольных уроков 3, административных контрольных работ 1 час.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы А.И. Кравченко (Программа. Планирование учебного материала. Обществознание 8 классы. Автор – составитель Е.А.Певцова. – М.: «Русское слово», 2010)
Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание 78 класс. Составитель Кравченко А.И. М., «Русское слово», 2010 г.
Учебник «Обществознание – 8 кл.»,Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова., М. «Русское слово», 2018 г.
2020 – 2021 учебный год
Календарно – тематическое планирование ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата
Корректировка
8 а
8 б
Тема 1. Личность и общество (6 часов)
1
Что делает человека человеком?
1
2
Человек, общество, природа
1
3
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
4
Развитие общества
1
5
Как стать личностью
1
6
Контрольная работа по теме «Личность и общество»
1
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 часов)
7
Сфера духовной жизни
1
8
Мораль
1
9
Долг и совесть
1
10
Моральный выбор – это ответственность
1
11
Учимся поступать морально
1
12
Образование
1
13
Наука в современном обществе
1
14
Религия как одна из форм культуры
1
15
Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры»
1
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
16
Социальная структура общества
1
17
Социальные статусы и роли
1
18
Нации и межнациональные отношения
1
19
Отклоняющееся поведение
1
20
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
1
Тема 4. Экономика (14 часов)
21
Экономика и ее роль в жизни общества
1
22
Главные вопросы экономики
1
23
Собственность
1
24
Рыночная экономика
1
25
Производство – основа экономики
1
26
Предпринимательская деятельность
1
27
Роль государства в экономике
1
28
Распределение доходов
1
29
Потребление
1
30
Инфляция и семейная экономика
1
31
Безработица, ее причины и последствия
1
32
Мировое хозяйство
1
33
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации