Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 7 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет: Обществознание.
Класс: 7
Кол-во часов: 34 ч
Рабочая программа «Обществознание .7 класс» разработана на основе:
закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО
Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Авторская рабочая программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №6 им. Коновалова В.П.
учебного плана МБОУ СОШ №6 им. Коновалова В.П. на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса - развитие гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение обществознания отводится в 5 – 9 классах по 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса «Обществознания. 7 класс».
Личностные результаты.
Личностным результатом обучения обществознанию в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения обществознанию в 7 классе:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение использовать обществоведческие знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты курса «Обществознание.7 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством обществоведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Учащийся должен уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли обществознания в познании общества и его устойчивого развития;
- освоение системы обществоведческих знаний об обществе;
- использование обществоведческих умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социологических проблем и проектирования путей их решения;
Коммуникативные УУД.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
4.3. Предметные результаты.
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Виды деятельности:
Работа с текстом учебника, работа с рисунками
. Составление и анализ схем, графиков.
Решение обществоведческих задач.
Работа с дополнительными источниками, интернет-ресурсами.
Устные сообщения, обсуждения, доклады, эссе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебник: Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2017
Содержание курса «Обществознание .7 класс»
№
Тема
Кол-во часов
Краткое содержание учебной темы
1.
Введение
1 ч
Что изучали в 6 классе. Знакомство с курсом обществознания в 7 классе
2
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
15ч
Социальные нормы. Этикет. Права и обязанности гражданина. Закон . Защита Отечества. Военная служба. Дисциплина. Виновен - отвечай. Правоохранительные органы РФ.
3.
Глава II. Человек в экономических отношениях
13ч
Экономика. Экономические блага. Участники экономики. Мастерство работника. Труд и зарплата. Производств. Затраты. Выручка. Прибыль. Бизнес. Обмен. Торговля. Реклама. Деньги и их функции. Экономика семьи.
4
Глава III. Человек и природа
4 ч
Воздействие человека на природу. Охрана природы. Закон на страже природы.
5.
Итоговое повторение
1 ч
Повторение и обобщение материала курса обществознания.
Тематическое планирование
Обществознание 7 класс
№П\П
Название темы
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
П\Р, ПРОЕКТЫ, ЭКСКУРСИИ
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
1.
Введение
1
2.
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
15
Практикум «Учимся общаться в интернете»,
Практикум «Учимся пользоваться своими правами»,
Практикум «Учимся читать и уважать закон»,
Практикум «Учимся быть мужественными», Практикум «Учимся быть дисциплинированными»,