Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (профельный уровень) разработана на основе учебника базового уровня по причине отсутсвия в перечне учебников профильного. Вариант решения сложившейся проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса, основные требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценивания учащихся, календарно – тематическое планирование, список рекомендуемой литературы.
Рабочая программа ориентирована на 10 класс, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю.
Рабочая программа реализуется с помощью учебника:
- учебник Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К. Г. Холодковского. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень 10 класс. (М.: Просвещение)
Основная цель:
- формирование у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь учащимся также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Задачи изучения предмета:
1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин
2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и уважения к социальным нормам
3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и самообразования
4. овладениеумениямиучащимися получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
5. формирование опытаприменения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; гражданской и общественной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществоведения ученик должен:
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализироватьактуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений иобществоведческими терминами и понятиями;
• объяснятьпричинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрыватьнапримерахизученные теоретические положения ипонятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поисксоциальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей сточки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 часов)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек (12 часов)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы.- Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Тема 6. Человек и экономика. (45 часов)
Экономика как наука. Экономика как хозяйство. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики Экономический рост. Экономическое развитие. Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия. Фирмы в экономике. Факторы производства. Правовые основы предпринимательской деятельности. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Человек в системе экономических отношений. Производительность труда.
Резерв - 2ч
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работаетмедленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения
менее
32
32-57
58-84
85-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Критерии оценивания эссе по обществознанию по пятибалльной системе.
Критерии оценивания ответа на задание С9
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания (1 балл)
баллСмысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования.
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании.
0
К2
2Теоретическое содержание мини-сочинения (объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) (2 балла)
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены связанные между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы.
2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и/или положения, не относящиеся к ним.
1
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен, теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с идеей/тезисом).
0
К3
3Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения..
1
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
0
Если по критерию 29.2 (теоретическое содержание мини-сочинения), выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
К4
Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемой(-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом. В качестве источников могут использоваться сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты общественной жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2
Приведен только один корректный, развернуто сформулированный факт/пример, явно связанный с иллюстрируемой (-ым) идеей/ тезисом /положением/рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развернуто сформулированные факты / примеры, явно связанные с иллюстрируемой (-ым) идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.
1
Факты/примеры/отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров не сформулирован развернуто.
0
Указание по оцениванию: Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.0 баллов
Максимальный балл
6
Литература для учителя: Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ.Трудовой кодекс РФ. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис- Пресс, 2010. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997. Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Литература для учащихся: Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 кл)
№ п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема урока
Примечание
По
плану
Факти-чески
1
1ч
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Введение в обществознание. Наука и философия.
2
1ч
Философия об обществознании.
3
1ч
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Древнеиндийская философия.
4
1ч
Древнекитайская философия.
5
1ч
Философия Древней Греции.
6-8
3ч
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
9
1ч
Философские искания 19 века
10
1ч
Русская философская мысль 10-18вв
11
1ч
Цивилизационный путь России.
12,13,
14
3ч
Деятельность в социально – гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
15
1ч
Повторительно – обобщающий урок
16-18
3ч
Тема 2. Общество и человек.
Происхождение человека и становление общества.
19
1ч
Общество и общественные отношения.
20,
21
2ч
Типология обществ.
22
1ч
Общество как развивающаяся система.
23
1ч
Историческое развитие человечества: поиски социальноймакротеории.
24
1ч
Исторический процесс.
25
1ч
Проблема общественного прогресса.
26
1ч
Свобода в деятельности человека.
27
1ч
Повторительно - обобщающий урок
28
1ч
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
Содержание и формы духовной деятельности.
29
1ч
Деятельность людей и её многообразие. Творчество.
.
30
1ч
Трудовая деятельность.
31
1ч
Политическая деятельность.
32
1ч
Игровая деятельность и учёба.
33
1ч
Повторительно - обобщающий урок
34
1ч
Тема 4. Сознание и познание Познавательная деятельность человека.
35
1ч
Истина и её критерии.
36-37
2ч
Многообразие путей познания
38
1ч
Научное познание.
39
1ч
Социальное познание.
40
1ч
Знание и сознание.
41
1ч
Самопознание и развитие личности.
42
1ч
Повторительно – обобщающий урок.
43
1ч
Тема 5. Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность.
44
1ч
Возраст и становление личности.
45
1ч
Направленность личности
46
1ч
Общение как обмен информацией.
47
1ч
Общение как взаимодействие.
48
1ч
Общение как понимание.
49
1ч
Малые группы.
50
1ч
Групповая сплочённость и конформное поведение.
51
1ч
Групповая дифференциация и лидерство.
52
1ч
Семья как малая группа.
53
1ч
Антисоциальные и криминальные молодёжные группы.
54
1ч
Конфликт в межличностных отношениях.
55
1ч
Повторительно – обобщающий урок.
56
1ч
Тема 6. Экономика и человек.
Экономика и её роль в жизни общества.
57
1ч
Проблемы ограниченность экономических ресурсов.
58
1ч
Мировая экономика. Мировая торговля.
59
1ч
Экономическая роль государства.
60
1ч
Государственные финансы. Принципы и методы налогообложения.
61
1ч
Понятие о государственном бюджете.
62
1ч
Причины и следствия возникновения государственного долга.
63
1ч
Причины вмешательства государства в экономическую жизнь.
64,65
2ч
Типы экономических систем.
66
1ч
Повторительно – обобщающий урок.
67
1ч
Человек в системе экономических отношений.
68
1ч
Человек на рынке труда
69
1ч
Прожиточный минимум и минимальная зарплата.
70
1ч
Экономические проблемы безработицы.
71
1ч
Виды безработицы.
72
1ч
Деньги основа рыночной системы.
73
1ч
Факторы формирования денежной массы.
74
1ч
Причины и виды инфляции.
75
1ч
Повторительно – обобщающий урок
76
1ч
Неравенство доходов и его последствия.
77
1ч
Семейная экономика.
78
1ч
Источники семейных доходов.
79
1ч
Семейные расходы и закономерности и их изменения.
80
1ч
Экономическое содержание собственности.
81
1ч
Повторительно – обобщающий урок
82
1ч
Факторы производства.
83
1ч
Фирма.
84
1ч
Виды фирм.
85
1ч
Виды прибыли фирмы.
86
1ч
Виды затрат и их экономическое значение.
87
1ч
Влияние конкуренции на деятельность фирм.
88
1ч
Монополия и защита конкуренции.
89
1ч
Методы антимонопольного регулирования.
90
1ч
Тестирование
91
1ч
Экономический рост.
92
1ч
Факторы ускорения экономического роста.
93
1ч
Экономическое развитие.
94
1ч
Цикличность экономического роста и методы её регулирования.
95
1ч
Банковская система. Причины появления и виды банков
96
1ч
Принципы кредитования.
97
1ч
Банки и структура денежной массы.
98
1ч
Роль Центрального банка в регулировании Кредитно-денежной системы.
.
99
1ч
Экономическое устройство России.
100
1ч
Урок повторения и обобщения
101102
2ч
Резервные уроки.
Контрольная работа по теме
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
1. Этот философ утверждал: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается»: а) Анаксимен; б)Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель.
2.. Что считал первоосновой всего Пифагор: а) число, б) воду, в) огонь, г) атом, д) эйдос.
3. Представителей древнегреческой школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; б) открыто утверждали примат материи над духом; в) отрицали наличие материального; г) сформулировали атомистическую концепцию; д) отрицали возможность познания мира.
4. этот древнегреческий философ писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».а) Платон, б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б)концепции четырех стихий Эмпедокла; в) философии софистов; г) логики Аристотеля; д)критической позиции скептиков.
6. Киники в древнегреческой философской школе призывали: а) сохранять культурные ценности предков, б) признавали культ богов, в) верили в гармонию природы и космоса, г) призывали упразднить семью, собственность ,законы.
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б)Платон, в) Сократ ,г)Анаксимандр, д) Демокрит
8.Учение, признающее кроме Библии труды «отцов церкви» называлось: а) апологетика, б)схоластика, в) патристика, г))позитивизм.
9. Фома Аквинский утверждал: а) существование Бога должно быть подтверждено доказательством, б)существование Бога вообще не требует доказательства, в)при доказательстве возможно получение ошибочного утверждения, г) вера правильна, так разум человека может ошибаться, а Бог нет.
10.Утверждение «Чтобы верить, надо понимать»- впервые выдвинул философ Средневековья: а)Фома Аквинский,б) Августин Блаженный, в) Бернар Клервосский, г) Пьер Абеляр.
11.Философская школа эпохи Возрождения: а) теоцентризм, б)антропоцентризм, в)социоцентризм ,г) натурфилософия.
12.Ученые эпохи Возрождения утверждали, что цель человеческого существования: а)восхождение души к Богу, б)аскетизм, в) служение Богу через выполнение всех обрядов, г)гармония и творчество на Земле.
13. « Бог и природа едины»-это утверждение школы : а)пантеизма, б) гуманизма, в) позитивизма, г)томизма.
14. Основной вопрос философии звучит так: а) возможность нашего мышления познать мир, б)соотношение науки и философии, в) соотношение материи и бытия, г) соотношение наших мыслей об окружающем мире и самом себе.
15. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых; б) крестьян, ремесленников, мещан; в) дворян, священников, крестьян, г)философов, воинов, ремесленников д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
А) общественное сознаниеБ)общество
В) обыденное сознание Г) идеология
2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как
3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?
А) основной продукт производства — промышленные изделия
Б) основной фактор производства — знания
В) широкое применение механизмов, технологий
Г) классовое деление общества
4. Какой признак характеризует традиционное общество?
А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса
В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся
А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции
6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Основа человеческого существования — это
А) дружба Б) любовь В) потребительство Г)деятельность
8. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Типы ……………………….
традиционное
индустриальное
постиндустриальное
9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:
А) низкий уровень социальной мобильности
Б) господство религии, обычаев и традиций
В) аграрный характер экономики
Г) глобализация жизни
10. Нужда человека, в чем либо, это:
А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности
11. Характерной чертой постиндустриального общества является:
А) расширение промышленного производства
Б) замедление темпов развития
В) создание массовой культуры
Г) использование компьютерных технологий
12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) развитием средств массовой коммуникации
Г) организацией фабричного производства
14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным
Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
15. Общественный прогресс выражается в:
А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы
В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества
16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью
Б) возросло значение науки и образования
В) усилились сословные различия
Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
А) аграрный тип общества
Б) неразвитость институтов частной собственности
В) особая ценность человеческой индивидуальности
Г) преобладание коллективных форм сознания
18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:
А) выделение общего Б) выделение особенного
В) развитие разума Г) развитие нравственности.
19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.
Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль
Вариант № 2
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо
2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы
А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической
3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?
А) постиндустриальному Б) индустриальному
В) традиционномуГ)информационному
4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером
5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.
Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Расширение виртуальных коммуникаций.
2. Низкий уровень социальной мобильности.
3. Натуральный характер хозяйства.
4. Единство мирового экономического пространства.
5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.
КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс.
Вариант № 1
1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В
11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5
Вариант № 2
1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В
11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5
Критерии оценивания
Количество верных ответов
0-6
7-9
11-14
16-18
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
1 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
Виды деятельности
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
…
Преобразование реальных объектов природы и общества
Духовная
Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
объекты деятельности
результаты деятельности
мотивы деятельности
субъекты деятельности
структура деятельности
цель деятельности
3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) биологические
2) физиологические
3) социальные
4) органические
5) естественные
6) эстетические
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
5.Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) театральные декорации
Б) оркестр
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) особенность
2) способности
3) личность
4) игра
5) общество
6) задатки
7) общение
8) деятельность
9) группа
7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11
Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
К.Х. Момджян
8.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?.–2 б.
9.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.- 2 б.
10.Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.- 3 б.
11. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.- 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая деятельность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий.- 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах- 3 б.
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
2 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
Активность и её виды
ВИДЫ АКТИВНОСТИ
ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
…
Действия человека, в основе которых лежит мышление
Поведение
Действия животных, основанные на инстинктах.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
мотив
компонент деятельности
цель
процесс
результат
метод
3.. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) трудовая
2) инстинктивная
3) учебная
4) созидательная
5) творческая
6) кадровая
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер
5.Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
Б) направленность на практически полезный результат – различные блага
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности
1) труд
2) игра
3) учение
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) потребность
2) деятельность
3) причина
4) социальный
5) естественный
6) подлинный
7) социализация
8) личность
9) идеальный (духовный)
7.Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
3) Информационное общество создало новые формы общения.
4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
К.Х. Момджян
8.Какие составляющие, по мнению автора, образуют композитивный характер социального действия? Какие два признака деятельности, помимо целенаправленного характера, свойственного людям, называет автор?-2 б.
9.Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте..- 2 б.
10.При изучении человеческой деятельности, обществоведы используют термин «навыки». Какое определение «навыков» приводит автор текста? Приведите три примера подобных навыков, о которых он пишет.- 3 б.
11. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной автором мысли о том, что человек представляет собой «микрокосм социальности».- 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.- 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.- 3 б.
КЛЮЧ
№задания
1 – вариант
2 – вариант
1- 1 б.
материальная
деятельность
2- 1 б.
структура деятельности
компонент деятельности
3- 1 б.
36
26
4- 2 б.
34
145
5- 2 б.
21122
11323
6- 2 б.
431628
218549
7- 2 б.
145
134
8- 2 б.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как:
- направленность процесса;
- ориентировочный характер.
В ответе указывается, что сознание человека, в отличие от психики животных, обладает способностью к логическому (абстрактному) мышлению.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе сделан правильный выбор из двух понятий: деятельность человека целенаправленна.
В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным: оно направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием.
В ответе объясняется, почему к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»: ее предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность.
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) определение навыков: поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений;
2) примеры навыков:
– человек движется по знакомой дороге, не задумываясь о том, как выстроить свой путь;
– опытный водитель не задумывается над комбинацией физических действий, необходимых для управления машиной;
– танцовщик выполняет известные ему движения автоматически, на основе телесной «памяти».
Могут быть приведены иные примеры.
11 – 3 б.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе приводятся слова автора: способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению.
Указывается, что:
- речь является важнейшим инструментом коммуникации;
- она позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели;
- в результате совместная деятельность становится гораздо эффективнее.
Могут приведены следующие объяснения:
1) человек способен к совместной преобразовательной деятельности;
2) человеческая личность формируется в процессе социализации;
3) только под воздействием общества человек приобретает способность к понятийному и образному мышлению.
Могут быть приведены иные объяснения.
12 –3 б.
«Политическая деятельность» – это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы.
1. Методы политической деятельности: убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политическихсил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий.
2. Политическая деятельность включат в себя разнообразные действия: организацию партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступление в парламенте, политические митинги, дипломатические переговоры, разработка политических программ, референдумы, и т.п.
«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.
1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов. 2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.
13 – 3 б.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
A) биологические потребности человека;
Б) социальные потребности;
B) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
A) потребности и мотивы;
Б) цель;
B) средства;
Г) результат.
4. Интересы человека как мотив его деятельности.
1. Понятие деятельности.
2. Мотивы деятельности
а. потребности
б. интересы
в. влечения
3. Классификация потребностей.
а. биологические
б. социальные
в. идеальные
4. Классификация потребностей А. Маслоу
а. физиологичекие
б. экзистенциальные
в. социальные
г. престижные
д. духовные
5. Связь потребностей с видами деятельности
а. творческая
б. трудовая
в. игровая (досуговая)
г. образовательная
6. Потребность как основной мотив деятельности человека.
Критерии оценивания
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Познание и сознание» 10 класс
Часть 1
1. Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира, называется
1) деятельностью 2) сознанием 3) знанием 4) познанием
2. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности называется
1) деятельностью 2) сознанием 3) знанием 4) познанием
3. К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится
1) ощущение 2) восприятие 3) представление 4) адаптация
4. Чувственным отображением объективной реальности является
1) ощущение 2) восприятие 3) представление 4) адаптация
5. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется
6. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека
1) ощущение 2) представление 3) восприятие 4) мышление
7. Мышление не осуществляется в виде
1) понятий 2) суждений 3) умозаключений 4) эмоций
8. Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называются
1) сравнением и уподоблением 2) анализом и синтезом 3) ощущением и представлением 4) обобщением и отвлечением
9. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям называется
10. Представителями рационализма — теории познания, согласно которой логические признаки: достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г.Ф. Гегель 2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли 3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев 4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
11. Представителями эмпиризма — теории познания, считающей чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающей, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Ф. Гегель 2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли 3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев 4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
12. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется
15. Кто из названных философов является родоначальником учения о «врожденных идеях» (таких, как идея Бога и т.д.)?
1) Р. Декарт 2) Спиноза 3) Дж. Локк 4) Фома Аквинский
Часть 2
1. Вставьте пропущенное слово(2б): «Слово «__________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
2. Вставьте пропущенное словосочетание(2б): «__________ — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.».
3. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования. (2б)
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и пр.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных
4. Вставьте пропущенное слово: «Причина __________ коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу» (Ф. Бэкон). (2б)
5. Установите соответствие между типами «идолов (призраков) сознания» и их описанием согласно классификации Фрэнсиса Бэкона: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (2б)
1) эти призраки обусловлены индивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям и т.д. 2) эти призраки порождаются неправильным употреблением слов и имен; люди иногда дают названия несуществующим вещам и по поводу этих вещей создают целые теории 3) это внушенные предрассудки, суеверия, ложные теории 4) эти призраки коренятся в самой природе человека, которому свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу
Ответы на тест по обществознанию Познание и знание Часть 1 1-3, 2-4, 3-4, 4-1, 5-3, 6-2, 7-4, 8-2, 9-3, 10-1, 11-2, 12-2, 13-4, 14-3, 15-1. Часть 2 1. истина 2. Критерий истины 3. 425163 4. заблуждений 5. 4123
Критерии оценивания
Количество верных ответов
0-12
12-16
17-21
22-25
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Контрольная работа по теме:
Личность, межличностные отношения.
1 вариант
А
1. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?
а) антропологический б) социологический
в) персоналистический г) научный
2. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?
а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный
3. Результатом конфликта может быть:
а) полное или частичное подчинение другого; б) компромисс; в) прерывание конфликтных действий; г) интеграция; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:
а) индивид б) индивидуальность в) личность
5. Дайте оценку следующим высказываниям:
А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.
Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны
6. Высшей формой направленности личности называют:
а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения
7. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:
А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.
Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.
В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.
Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.
Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.
1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный
В2. Соотнести понятие и определение.
А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации
Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»
В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов
1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип
В3. Установите соответствие между видами социальных групп и их примерами:
Примеры социальных групп Виды социальных групп
А) поэтический кружок; 1. Формальная
Б) спортивная команда «Спартак»; 2. Неформальная
В) школьный класс;
Г) сотрудники отдела института;
Д) организация болельщиков футбольного клуба «Зенит»;
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.
С
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".
Р. Бэрон
С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
Контрольная работа по теме:
Личность, межличностные отношения.
2 вариант
А
1. Индивидом человек становится:
а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность
2. Социализация человека начинается:
а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста
3. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?
А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны
4. Общение протекает:
а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
5. Интерактивная сторона общения - это:
а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.
6. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:
а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.
8. Приспособлением называется:
а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.
9. Медиатор – это:
а) посредник; б) психолог-консультант; в) ведущий; г) специалист-кнфлитолог; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
10. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.
В1. К каждому определению ,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;
Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;
1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.
В2. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:
а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность
В3. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
А. Дети, Б. Брак, В. Социализация, Г. Коллектив, Д. Обязанности, Е. Институт, Ж. Отношения, З. Группа, И. Любовь, К. Уважение.
Семья – это основанная на (1) и (или) кровном родстве малая (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к (6) и лицам пожилого возроста.
С
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
С2. Взаимодействие, каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".
Р. Бэрон
С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
Ответы: С1
Признаки:
- наличие общей цели;
- наличие устойчивых отношений;
- взаимозависимость людей друг от друга;
- осознание людьми принадлежности к одной группе.
Ответы: С2
Причины объединения людей в группы:
- помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;
- помогают в достижении ряда целей;
- обеспечивают информацией.
Ответы: С3
1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.
2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.
3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.
4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.
Ответы: С4
"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека
В. В1: А3; Б1; В2; В2: а); д); е). В3:1Б, Д; 2А, В; 3Г. В4: БЗДЕВА. (по 2 балла)
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
С2. Взаимодействие, каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Ответ
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:
- рост числа разводов;
- увеличение количества неполных семей.
Правильно указаны две черты
2
Правильно указана одна черта
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе называются сферы общества:
-социальные отношения;
-экономика.
Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.
Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия
2
Правильно названы сферы общества
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе могут быть названы следующие причины:
-сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
- усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;
- женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.
Правильно указаны три причины
3
Правильно указаны две причины
2
Правильно указана одна причина
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).
Могут быть названы такие ее признаки:
- совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;
- более равномерное распределение семейных обязанностей.
Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака
3
Правильно назван тип семьи, указан один ее признак
2
Правильно назван тип семьи
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Критерии оценивания
Количество верных ответов
0-10
11-17
18-24
25-28
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Контрольная работа по теме «Экономика и человек»
Часть 1
1. Хозяйственная система, которая удовлетворяет потребности людей и общества, создавая и используя необходимые жизненные блага, называется
4. Степень обеспечения населения необходимыми товарами, услугами и условиями жизни
1) валовый внутренний продукт 2) уровень жизни 3) потребительская корзина 4) конкуренция
5. Нормативно установленный уровень денежных доходов человека за определенный период, обеспечивающий его физиологический прожиточный минимум, называется
1) уровнем жизни 2) потребительской корзиной 3) уровнем бедности 4) уровнем материального благосостояния
6. Передача государственной (муниципальной) собственности в частную собственность называется
8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом РФ 2) Правительством РФ 3) Федеральным Собранием РФ 4) министром финансов
9. Для государства с рыночной экономикой характерно
1) регулирование ценообразования 2) преобладание доли государственной собственности над частной 3) отмена налогообложения 4) снижение регулирующей роли государства
10. Рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства, называется
11. К источникам доходов государства не относятся(ится)
1) налоги 2) прибыль государственных предприятий 3) инвестиции 4) сеньораж (доход от эмиссии денег)
12. Что из названного можно отнести к основным чертам рыночной экономики?
1) монополизация экономики 2) национализация основных средств производства 3) регулируемое государством ценообразование 4) свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции
13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется
1) обеспечить экономический __________ 2) создать условия экономической __________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности) 3) заботиться об обеспечении полной __________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)
2. Найдите в приведенном ниже списке методы прямого регулирования государством экономической сферы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение
3. Найдите в приведенном ниже списке методы косвенного регулирования рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «государственное регулирование экономики». Налогообложение, бюджет, спрос, таможенные пошлины, национализация. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется
Часть 1 1-4, 2-1, 3-1, 4-2, 5-3, 6-1, 7-1, 8-3, 9-4, 10-1, 11-3, 12-4, 13-1, 14-4, 15-3. Часть 2 1. 1) рост 2) свободы 3) занятости 2. 235 3. 146 4. спрос 5. бюджетно-налоговой (фискальной политикой)