Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 10 класса в рамках ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ГЛЯДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», НАЗАРОВСКОГО РАЙОНА, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:
на заседании ШМО учителей…..
заместитель директора
приказом директора муниципального бюджетного
протокол №…. от « » августа 201… год
по УВР З.Н.Кузнецова
образовательного учреждения
Руководитель ШМО: ___________
Ф.И.О……..
« » августа 201… год.
_____________
«Гляденская средняя
общеобразовательная школа»
№ … от « » августа 201… года
Директор школы: ____________ С.П. Верц
Рабочая программа
по предмету обществознание
10 класса на 2016-2017 учебный год
Бочаров Василий Александрович
п. Глядень – 2016 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на базовом уровне составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и программы «Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М, Просвещение, 2013.
Положения о рабочей программе МБОУ «Гляденская СОШ».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень). УМК: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
помочь выработать собственную жизненную позицию;
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Формы контроля.
Основными формами контроля являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень усвоения материала обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и другие работы выставляются в классный журнал в течение двух недель.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик научится:
- раскрывать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- характеризовать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- объяснять необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- понимать особенности социально-гуманитарного познания;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки метапредметных результатов
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы по обществознанию являются:
Формулировки предметных результатов
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
9) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Двухуровневая система контрольных, проверочных тестовых работ. Шкала отметок.
Наименование уровней
«5»
«4»
«3»
«2»
Базовый уровень
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
75-100%
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания.
Норма, зачёт, удовлетворительно.
50-74%
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача.
Ниже нормы, неудовлетворительно
0-49%
Повышенный уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
98% - 100%
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
75-97%
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Зачёт, удовлетворительно.
50-74%
Не достигнут необходимый уровень
Не решена нестандартная задача.
Ниже нормы, неудовлетворительно
0-49%
Содержание программы 10 класс (68 часов)
Курс 10 класса интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
1.
Общество
4
2.
Человек
11
3.
Духовная культура
8
4.
Экономика
4
5.
Социальная сфера
14
6.
Политическая сфера
11
7.
Право как особая система норм
10
8.
Итоговое повторение
6
ИТОГО
68
Глава I. Общество
Тема 1.1. Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности, системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы.
Тема 1.2. Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов.
Тема 1.3. Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории.
Тема 1.4. Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории.
Тема 1.5. Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества.
Тема 1.6. Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа». Выявление признаков модернизации.
Тема 1.7. Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции.
Тема 1.8. Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социально-экономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем.
Тема 1.9. Тематический контроль
Глава II. Человек
Тема 2.10. Анализ взглядов на происхождение человека. Раскрытие смысла теорий происхождения человека (научные теории, теологическая теория, теория палеовизита).
Тема 2.11. Построение модели биологической и социальной эволюции человека. Характеристика потребностей человека: биологических, социальных. Выявление социальной сущности человека (речь, мышление, творчество, деятельность). Построение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
Тема 2.12. Формулирование понятия «мышление». Определение сущности мировоззрения. Характеристика видов мировоззрения: научного, художественного, религиозного, мифологического. Установление связи типа мировоззрения с историческими эпохами.
Тема 2.13. Построение модели деятельности. Классификация видов деятельности: трудовой, учебной, познавательной, общения, игровой; материальной и духовной деятельности; созидательной и разрушительной.
Тема 2.14. Построение понятия «творчество». Характеристика творческой деятельности в науке, искусстве, политике, экономике. Определение свободы как необходимого условия творчества и свободы в юридическом смысле. Построение понятия «ответственность». Определение видов ответственности.
Тема 2.15. Построение понятия «самопознание». Выявление структуры самопознания. Выявление различных целей и смыслов жизни человека. Построение понятий «самореализация» и «самоопределение».
Тема 2.16. Тематический контроль
Глава III. Духовная культура
Тема 3.17. Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным
критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в современном обществе.
Тема 3.18. Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика». ,
Тема 3.19. Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма, магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм.
Тема 3.20. Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства (православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей распространения мировых религий в России.
Тема 3.21. Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика».
Тема 3.22. Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины. Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания. Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного.
Тема 3.23. Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента. Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др. Определение структуры современного научного знания.
Тема 3.24. Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (на чальная школа, средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура), дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, интеграция и др.).
Тема 3.25. Тематический контроль
Глава IV. Экономика
Тема 4.26. Построение понятия «хозяйство». Построение понятия «экономика». Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Выявление основных проблем экономики. Определение понятия «благо как способ удовлетворения потребностей». Характеристика факторов производства.
Тема 4.27. Определение понятия «собственность» и её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной. Построение понятия экономической системы. Характеристика типов экономических систем: традиционной, рыночной, командно- административной, смешанной.
Тема 4.28. Построение понятия «рынок». Формулирование закона спроса и предложения. Построение модели рыночного равновесия.
Тема 4.29. Тематический контроль
Глава V. Социальная сфера
Тема 5.30. Построение модели социальной структуры. Характеристика социальных отношений. Формулирование понятия «социальная общность» и определения признаков социальной общности. Формулирование понятий «страта» и «социальная стратификация». Характеристика систем социальной стратификации: рабства, кастовой, сословной, классовой.
Тема 5.31. Определение понятия «социально-этническая общность». Анализ исторических форм складывания социальноэтнических общностей: семьи, рода, клана, племени. Анализ проблем межнациональных отношений. Характеристика межнациональных отношений в России.
Тема 5.32. Определение понятий «социальная роль» и «социальный статус». Характеристика видов социальных статусов: врождённых, приобретённых. Построение понятия «социальная мобильность». Определение направлений социальной мобильности: вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной и каналов социальной мобильности.
Тема 5.33. Построение понятия «социальные нормы». Выделение особенностей и видов (позитивное, негативное) девиантного поведения. Определение понятия «социальный конфликт». Определение путей разрешения социальных конфликтов. Построение понятий «социальный контроль» и «социальные санкции». Характеристика видов социальных санкций: позитивных, негативных; формальных, неформальных.
Тема 5.34. Построение понятия «семья». Характеристика исторического развития семьи. Выделение функции семьи в обществе. Определение видов семьи: патриархальной, демократической; нуклеарной, расширенной, полигамной. Выявление тенденций развития социальных институтов семьи и брака.
Тема 5.35. Выявление особенностей и роли молодёжи как особой социальной группы. Анализ проблем взаимоотношений поколений.
Тема 5.36. Тематический контроль
Глава VI. Политическая сфера
Тема 6.37. Определение понятий «политика», «власть», «политическая коммуникация», «политическая система».
Тема 6.38. Построение понятия «гражданское общество». Выделение признаков и структуры гражданского общества. Построение понятий «правовое государство» и «социальное государство».
Тема 6.39. Построение понятия «политическая партия». Характеристика видов политических партий (по идеологии, по способам организации). Формулирование понятий «общественно- политическое движение», «профессиональный союз», «общественная организация», «группа давления», «лобби».
Тема 6.40. Формулирование понятия «избирательная система». Характеристика видов избирательных систем (мажоритарная (абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства), пропорциональная, смешанная).
Тема 6.41. Определение понятия «политическое поведение». Характеристика политического участия (лидеры, активисты, последователи, лидеры мнения) и абсентеизма. Формулирование понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».
Тема 6.42. Тематический контроль
Глава VII. Право как особая система норм
Тема 7.43. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Тема 7.44. Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)).
Тема 7.45. Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.
Тема 7.46. Тематический контроль
Глава VIII. Итоговое повторение
Таблица планируемых результатов освоения учебного предмета, курса на 10 класс по предмету обществознание
(III уровень обучения)
Содержание
Кол-во часов
Основной вид учебной деятельности
Конечный продукт деятельности
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
РАЗДЕЛ 1. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Общество и природа.
Общество и культура
Науки об обществе.
Особенности социальной системы.
Социальные институты.
4ч
Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу. Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами.
Эссе.
Научится:Определит элементы и подсистемы общества; основные институты общества; даст определение понятию «общество», выделит его характерные признаки.
Определит особенности социальной системы общества; характеризует главные социальные институты и институты общества.
Получит возможность научиться: сориентируется на понимание причин успеха в учебе; сформулирует собственную точку зрения; осуществит поиск нужной информации, выделит главное;
анализировать объекты.
Познавательные: Общеучебные – умеет структурировать знания; самостоятельно выделяет и формулирует цели; ориентируется в учебнике, осуществляет поиск необходимой информации. Логические – дополняет и расширяет имеющиеся знания и представления об обществе и общественных отношениях.
Коммуникативные: Применяет правила делового сотрудничества; сравнивает разные точки зрения. Вступает в коллективное сотрудничество; участвует в обсуждении вопросов; обменивается мнениями, слушает других, понимает позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывает действия с партнером.
Регулятивные: Принимает учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия, умеет оценивать свою работу на уроке; анализирует эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Личностные: Понимает значение знаний для человека и принимает его. Мотивирует свои действия, проявляет интерес к новому учебному материалу. Оценивает собственную учебную деятельность
РАЗДЕЛ 2. Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры. Мировоззрение и его роль. Деятельность человека: основные характеристики.
Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познаем ли мы мир.
Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии.
Особенности научного познания. Социальное и гуманитарное знание.
Многообразие человеческого знания.
Биологическое и социальное в человеке.
Личность. Социальное поведение и социализация личности.
Самосознание и самореализация.
Единство свободы и ответственности личности. Факторы социального поведения. Познание человеком самого себя. Самооценка
Что такое общество.
Общество как сложная динамическая система.
Природа человека.
Человек духовное существо. Деятельность – способ существования людей. Познание и знание. Человек в системе социальных связей.
11ч
Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха. Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности. Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя. Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество.
Схема-кластер.
Научится:Определит, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; узнает и применит разработанные человеком способы защиты природы; объяснит взаимосвязь человека, общества и природы, варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом.
Определит, что такое мировоззрение, философия; характеризует проблему познаваемости мира.
Определит, что такое деятельность; что такое потребности; что такое иерархическая теория потребностей; характеризует основные черты деятельности; определит мотивы деятельности; раскроет на примерах многообразие видов деятельности; определит взаимосвязь деятельности и сознания.
Определит проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризует основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; определит, что представляет собой знание и процесс познания; объяснит сущность чувственного и рационального познания; проанализирует собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснит противоречия реальной жизни и найдет возможный вариант их разрешения.
Определит связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка; характеризует основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделит основные признаки понятия «личность»; объяснит, в каких сферах происходит социализация личности; определит связь между самоопределением и самореализацией личности.
Получит возможность научиться:
Анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Познавательные:Общеучебные –структурирует знания; самостоятельно выделяет и формулирует цели; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебной литературы; формулирует ответы на вопросы учителя.
Логические – дополняет и расширяет имеющиеся знания и представления о природе человека, научном познании, социализации человека в обществе.
Коммуникативные: Обменивается мнениями, слушая друг друга, партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывает действия с партнером; вступает в коллективное учебное сотрудничество. Оформляет диалогические высказывания
Регулятивные: Принимает учебную задачу, планирует промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивает качество и уровень усвоенного материала. Умеет оценивать свою работу на уроке; анализирует эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Удерживает цель деятельности до получения ее результата.
Осуществляет самостоятельный контроль своей деятельности; составляет план последовательности действий.
Планирует решение учебной задачи, выстраивает алгоритм действий; корректирует деятельность, вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные:Понимает значение знаний для человека и принимает его.
Оценивает собственную деятельность.
Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; проявляет интерес к новому учебному материалу.
Мотивирует свои действия
развивает способность к самооценке.
Понимает значение знаний для человека и принимает его.
РАЗДЕЛ 3 Духовная культура
Традиции и новаторство в культуре.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.
Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Роль науки в современном обществе.
Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук.
Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками.
Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология.
Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства.
Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
8ч
Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура».
Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура».
Описывать основные духовные ценности.
Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.
Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека.
Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения.
Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности».
Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования.
Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека.
Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе. Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание».
Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института.
Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства. Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления.
Доклад.
Научится: определит, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; проанализирует особенности культурных ценностей и объяснит сущность культурного наследия.
определит, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выберет вуз для продолжения обучения; разъяснит эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснит особенности правового статуса ученика современной школы.
Определит роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий.
Определит, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснит, кто является субъектом художественной культуры; проанализирует произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.
Получит возможность научиться: допустит существование различных точек зрения, примет другое мнение и позицию, прейдет к общему решению; задаст вопросы; осуществит поиск нужной информации, выделит главное.
проанализирует, сделает выводы; даст нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществит поиск дополнительных сведений в СМИ; ответит на вопросы, выскажет собственную точку зрения. Сориентируется на понимание причин успеха в учебе.
Познавательные: общеучебные - находит нужную информацию, выделяет главное; воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурирует знания.
Логические - дополняет и расширяет имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях, науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании, о моральных нормах и мировых религиях, об искусстве и духовной жизни.
Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении документальных источников; оформляет диалогические высказывания, обменивается мнениями,
слушает других, понимает позицию
партнера. Согласовывает действия с партнером; вступает в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: планирует решение
учебной задачи, выстраивает алгоритм
действий; корректирует деятельность,
вносит изменения в процесс с учетом
возникших трудностей. Планирует промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивает качество и уровень усвоенного материала. Учитывает выделенные
учителем ориентиры действия, принимает и сохраняет учебную задачу; самостоятельно выделяет и формулирует цель; составляет план последовательности действий своей работы. Прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого мате-
риала.
Личностные: Мотивирует свои действия, проявляет интерес к новому учебному материалу; развивает способность к самооценке.
Оценивает собственную учебную деятельность. Сохраняет мотивацию к учебной деятельности.
РАЗДЕЛ.4 Экономика
Экономика как подсистема общества.
Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы.
Экономическая свобода и социальная ответственность.
Роль экономической культуры и деятельности.
4ч
Раскрывать понятие экономики как подсистемы общества.
Описывать экономическую и политическую систему страны.
Характеризовать экономический уровень жизни граждан.
Объяснять различие экономической свободы и социальной ответственности.
Создавать структуру экономической культуры.
Раскрывать роль экономической культуры и деятельности.
Вопросы-суждения.
Научится: определит сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство; характеризует поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определит отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решит творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. Определит основные элементы экономической культуры, значение экономической направленности и социальных установок личности, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснит, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.
Получит возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Логические - дополняет и расширяет имеющиеся знания и представления о роли экономики в жизни общества; строет логическую цепочку рассуждений; анализирует объекты; проводит сравнения, об экономической культуре.
Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимает и сохраняет учебную задачу; самостоятельно выделяет и формулирует цель; составляет план последовательности действий. Планирует решение
учебной задачи, выстраивает алгоритм
действий; корректирует деятельность,
вносит изменения в процесс с учетом
возникших трудностей.
Коммуникативные: принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения. Оформляет диалогические высказывания, обменивается
мнениями, слушает других, пони-
мает позицию партнера
Личностные: Развивает способность к самооценке, оценивает собственную учебную деятельность. Мотивирует свои действия; проявляет интерес к новому учебному материалу.
РАЗДЕЛ 5. Социальная сфера
Многообразие социальных групп.
Социальное неравенство.
Социальная стратификация.
Социальная мобильность.
Социальные интересы
Социальные отношения и взаимодействия.
Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и социальный контроль. Политические нормы. Религиозные нормы. Воздействие социальных норм на поведение личности.
Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации.
Формальные и неформальные санкции.
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами.
Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.
Этноцентризм и национальная нетерпимость.
История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.
Жизненный цикл семьи.
Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья.
Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальные процессы в современной России.
Молодежь как социальная группа.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Молодежная субкультура.
14ч
Классифицировать социальные группы.
Давать характеристику социальному неравенству общества.
Объяснять источники доходов общества.
Характеризовать уровни жизни общества.
Выявлять причины бедности как экономического, культурного и социального явления.
Классифицировать и разъяснять нормы поведения личности.
Выделять взаимосвязь таких понятий как «преступление» и «наказание».неравенству общества.тственности.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
Раскрывать смысл этноцентризма и национальной нетерпимости.
Определять особенности отношений между разными национальностями в одном государстве.
Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений.Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака.
Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать смысл понятий « трудовые правоотношения », «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение».
Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права.
Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения.
Приводить примеры социальных процессов в современной России.дарстве.
Классифицировать и раскрывать смысл молодежных субкультур.
Презентация.
Научится: определит, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснит, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; проанализирует социальный образ, имидж личности; объяснит поступки людей в соответствии с их социальной ролью; проанализирует положение человека в обществе. Определит, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что такое последствия социальных конфликтов; объяснит социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; проанализирует влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; проанализирует отдельные социальные группы людей. Определит, что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля; приведет примеры, характеризующие виды социальных норм; определит причины отклоняющегося поведения; объяснит социальную опасность преступности; осуществит поиск социальной информации; применит социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Определит, что такое межнациональные отношения; разъяснит особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснит сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; проанализирует этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно отнесется к представителям других национальностей. Определит, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи; опишет жизненный цикл семьи; проанализирует мотивы и причины распада семей; проанализирует семейные взаимоотношения и найдет грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. Определит актуальные проблемы нашего общества и молодежи; охарактеризует особенности молодежи как социальной группы.
Получит возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения. Формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации. Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: Общеучебные - находит нужную информацию, выделяет главное; ориентируется в учебнике, дополнительных информационных источниках; структурирует знания; осуществляет поиск информации; ставит перед собой познавательные цели;
Логические - дополняет и расширяет имеющиеся знания и представления о социальной структуре общества, социальных нормах и отклоняющемся поведении, о социальном взаимодействии в социуме, о межнациональных отношениях, о семейных отношениях, о социальном развитии и молодежи, о социальной и духовной сфере общества.
Строит логическую цепочку
рассуждений.
Коммуникативные: планирует цели и способы взаимодействия; обменивается мнениями, слушает других, понимает позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывает действия с партнером. Точно выражает собственное мнение, оформляет диалогические высказывания, принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строит монологические высказывания, владеет диалогической формой речи.
Регулятивные: удерживает цель деятельности до получения ее результата; осуществляет самостоятельный контроль своей деятельности. Учитывает выделенные учителем ориентиры действия, принимает и сохраняет учебную задачу; умеет оценивать свою работу на уроке. Планирует решение учебной задачи, выстраивает алгоритм действий; корректирует деятельность, вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; проявляет интерес к новому учебному материалу;
развивает способность к самооценке.
Понимает значение знаний для человека, и принимают его. Проявляет толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми, достигает в нем взаимопонимания, находит общие цели и сотрудничает для их достижения. Проявляет нравственное сознание на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Оценивает собственную учебную деятельность. Выражает положительное отношение к процессу познания; оценивает усвоение нового материала, исходя из социальных и личностных ценностей.
Развивает способность к самооценке.
РАЗДЕЛ6. Политическая сфера (11 часов)
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет.
Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия.
Борьба за власть. Структура и функции политической системы.
Государство в политической системе. Политические режимы.
Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. Международные документы о правах человека. Защита прав человека. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Средства массовой информации в политике. Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательное право. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората.
Политические предпочтения людей.
Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
11ч
Раскрывать формы влияния.
Характеризовать политический институт общества. Структурировать разделение властей.
Объяснять смысл социальной иерархии.
Выделять функции политической системы.
Создавать структуру политической системы.
Характеризовать политические режимы.
Описывать признаки государства. Раскрывать понятие суверенитета.
Классифицировать функции государства. Раскрывать смысл парламентского режима. Понимать международные документы о правах человека.
Выделять значения гражданского общества.
Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей. Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица»,
«гражданская дееспособность».
Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений.
Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и
конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав.
Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений.
Классифицировать и раскрывать смысл партий России.
Таблица по теме.
Научится: определит, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды; проанализирует конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Определит, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы. Даст разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; проанализирует причины и условия возникновения государства, основные функции государства, виды монополии государства; проанализирует виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории.
Определитпризнаки гражданского общества, признаки правового государства, черты тоталитарного режима; ответит на вопросы: «Что такое гражданское общество? Что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое государство, каковы его основные признаки?»; проанализирует взаимоотношения государства и общества. Определит, что представляет собой политическая система, отрасли права
определит сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность. Определит, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснит сущность активного и пассивного избирательного права; проанализирует собственные и чужие политические симпатии и определит факторы, способствующие политической активности населения.
Разберется в многообразии политических партий, обоснует свой выбор; определит, что такое политическая культура, как она проявляется.
Получит возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительной информации; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Познавательные: Общеучебные - осуществит поиск необходимой информации для выполнения заданий; решит практические задачи; составит алгоритм своих действий: воспользуется дополнительной
информацией. Привлечет информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; структурирует знания; самостоятельно выделит и сформулирует цели; ориентируется в учебнике. Ставит перед собой познавательные цели.
Логические - дополнит и расширит
имеющиеся знания и представления:
о связи политики и власти в обществе, о политической системе, о гражданском обществе, о демократических выборах, о политическом и гражданском становлении личности, о правовом государстве.
Коммуникативные: сотрудничает с товарищами при выполнении заданий;
устанавливает и соблюдает очерёдность действий, сравнивает полученные результаты, выслушивает партнера, корректно сообщает товарищу
об ошибках. Участвует в коллективном обсуждении проблем; обменивается мнениями, слушает других, понимает позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывает действия с партнером. Оформляет диалогические высказывания. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строит монологические высказывания, владеет диалогической формой речи; планирует цели и способы взаимодействия.
Принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения, работает в группах.
Регулятивные: планирует решение учебной задачи, выстраивает алгоритм действий; корректирует деятельность, вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Определяет и формулирует цели своей деятельности; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Планирует последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимает
и сохраняет учебную задачу; самостоятельно выделяет и формулирует цель; составляет план последовательности действий.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: Развивает способность к самооценке, оценивает собственную учебную деятельность. Понимает значение знаний для человека и принимает его. Мотивирует свои действия, проявляет интерес к новому учебному материалу. Сохраняет мотивацию к учебной деятельности.
РАЗДЕЛ 7. Право как особая система норм
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности.
Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отпасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Что такое источники права.
Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Виды нормативных актов (законные и подзаконные акты). Что такое правоотношение? Что такое правонарушение? Противоправность. Преступления. Проступки.
Правосознание и правовая культура личности. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное, административное, гражданское, семейное право. Права и обязанности родителей и детей. Уголовное право.
Трудовое право. Трудовой договор. Правосознание. Правовая идеология. Правовая установка. Правовая психология. Правовая культура личности. Правовая культура общества. Правомерное поведение.
10ч
Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права. Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права». Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции. Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России. Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции правовой культуры. Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения. Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения.
Вопросы-тесты.
Научится: определит, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы икаково их видовое разнообразие; объяснит, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснит сущность права, а также различные его значения.
Определит, что такое источники права, основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право; виды нормативных актов (законные и подзаконные акты). Определит, что такое правоотношения и правонарушения; особенности правонарушений; раскроет важнейшие признаки правоотношений; объяснит различия между проступком и преступлением; назовет главные черты юридической ответственности; объяснит основные цели деятельности судебной системы. Определит общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления. Определит основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание.
Получит возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: Общеучебные - ориентируется в учебнике, словаре; осуществляет поиск
информации, необходимой для выполнения заданий; структурирует
знания; самостоятельно выделяет
и формулирует цели; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы.
Логические - дополняет и расширяет
имеющиеся знания и представления
о социальных нормах, об источниках права, о правоотношениях, о современном российском законодательстве; строит логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: оформляет диалогические высказывания, обменивается мнениями, слушает других, понимает позицию партнера. Участвует в коллективном обсуждении проблем; согласовывает действия с партнером. Вступает в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: планирует решение учебной задачи, выстраивает алгоритм действий; корректирует деятельность,
вносит изменения в процесс с учетом
возникших трудностей. Принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия. Планирует промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивает качество и уровень усвоенного материала.
Личностные: Мотивирует свои действия, проявляет интерес к новому учебному материалу. Понимает значение знаний для человека и принимает его; развивает способность к самооценке.
Итоговое повторение
Многовариантность общественного развития.
Целостность и противоречивость современного общества.
Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.
Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. Вступительная беседа по теме «Общество вступило в XXI век»»
6ч
Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.
Индивидуальные выступление учащихся (доклады-сообщения, ученические презентации).
Научится: определит, что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности. Определит основные положения курса обществознания за 10 класс. Определит основные понятия, решит проблемные задания, выполнит тестовые задания.
Получит возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.
Познавательные: Общеучебные - формулирует ответы на вопросы учителя; осуществляет поиск необходимой информации; определяет познавательные цели, структурирует знания.
Логические - дополняет и расширяет
имеющиеся знания и представления
о прогрессивном развитии общества, о развитии общества в XXI веке.
Коммуникативные: принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения; планирует цели и способы взаимодействия. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживает цель деятельности в учебном процессе. Осуществляет самостоятельный контроль своей деятельности. Учитывает выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: Понимает значение знаний для человека и принимает его;
развивает способность к самооценке.
Оценивает собственную учебную деятельность.
Тематическое планирование на 10 класс по предмету обществознание (III уровень обучения)
№ п/п
Количество часов
Дата проведения
Тема занятия
Форма занятия
Вид контроля
РАЗДЕЛ 1. Общество (4 ЧАСА)
1
1
Что такое общество.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
2
1
Типология обществ.
Групповая, практическая работа
Письменная работа
3
1
Общество и культура.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
4
1
Общество как сложная динамическая система.
Индивидуальная, практическая работа
Тест
РАЗДЕЛ 2. Человек (11 часов)
5
1
Взаимосвязь человека с природой.
Групповая, практическая работа
Практическая работа
6
1
Природа и человек.
Индивидуальная, практическая работа
Письменная работа
7
1
Человек как духовное существо.
Фронтальная беседа.
Письменная работа
8
1
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Парная, практическая работа
Тест
9
1
Деятельность – способ существования людей.
Групповая, практическая работа
Устный опрос
10
1
Многообразие видов деятельности.
Парная, практическая работа
Письменная работа
11
1
Познание и знание.
Парная, практическая работа
Практическая работа
12
1
Истина и ее критерии.
Групповая, практическая работа
Практическая работа
13
1
Человек в системе социальных связей.
Индивидуальная, практическая работа
Устный опрос
14
1
Самосознание и самореализация.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
15
1
Обобщение по теме «Общество и человек».
Индивидуальная работа
Промежуточный контроль
РАЗДЕЛ 3. Духовная культура (8 часов)
16
1
Культура, ее формы и разновидности.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
17
1
Культура и духовная жизнь общества.
Парная, практическая работа
Взаимопроверка
18
1
Наука.
Индивидуальная работа
Письменная работа
19
1
Образование.
Парная, практическая работа
Устный опрос
20
1
Мораль.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
21
1
Религия.
Парная, практическая работа
Письменная работа
22
1
Искусство.
Групповая, практическая работа
Письменная работа
23
1
Искусство и духовная жизнь.
Парная, практическая работа
Устный опрос
РАЗДЕЛ 4. Экономика (4часа)
24
1
Экономика и уровень жизни.
Фронтальная, беседа
Тест
25
1
Роль экономики в жизни общества.
Групповая, практическая работа
Письменная работа
26
1
Экономическая культура.
Индивидуальная, практическая работа
Письменная работа
27
1
Экономическая свобода и социальная ответственность.
Фронтальная, практическая работа
Устный опрос
РАЗДЕЛ 5. Социальная сфера (14 часов)
28
1
Социальная структура общества.
Индивидуальная работа
Письменная работа
29
1
Социальная мобильность.
Фронтальная, беседа
Тест
30
1
Социальное взаимодействие.
Фронтальная, беседа
Устный опрос
31
1
Социальные классы общества.
Групповая, практическая работа
Письменная работа
32
1
Социальные нормы.
Фронтальная, беседа
Тест
33
1
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Фронтальная, беседа
Тест
34
1
Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Коллективная, практическая работа
Устный опрос
35
1
Нации и межнациональные отношения.
Парная, практическая работа
Письменная работа
36
1
Семья и быт.
Парная, практическая работа
Зачет
37
1
Эволюция форм семьи.
Фронтальная беседа
Устный опрос
38
1
Социальное развитие.
Индивидуальная, практическая работа
Письменная работа
39
1
Молодежь как социальная группа.
Групповая, практическая работа
Устный опрос
40
1
Обобщение по теме «Духовная и социальная сферы общества».
Парная, практическая работа
Письменная работа
41
1
Контрольная работа «Духовная, социальная и экономическая сферы общества».
Индивидуальная, защита темы
Промежуточный контроль
РАЗДЕЛ 6. Политическая сфера (11 часов)
42
1
Политика и власть.
Фронтальная, беседа
Тест
43
1
Властные отношения и социальная иерархия.
Парная, практическая работа
Устный опрос
44
1
Политическая система.
Индивидуальная, практическая работа
Устный опрос
45
1
Государство в политической системе. Политические режимы.
Парная, практическая работа
Тест
46
1
Гражданское общество и правовое государство.
Фронтальная, беседа
Письменная работа
47
1
Права человека.
Групповая, практическая работа
Зачет
48
1
Демократические выборы.
Индивидуальная, практическая работа
Устный опрос
49
1
Политические партии.
Фронтальная беседа
Устный опрос
50
1
Участие гражданина в политической жизни.
Индивидуальная работа
Письменная работа
51
Политические предпочтения людей.
Парная, практическая работа
Письменная работа
52
Обобщение по теме «Политическая сфера».
Индивидуальная, защита темы
Промежуточный контроль
РАЗДЕЛ 7. Право как особая система норм (10 часов)
53
1
Право в системе социальных норм.
Фронтальная, беседа
Тест
54
1
Уровень и содержание правосознания. Правовая культура.
Групповая, исследовательская работа
Письменная работа
55
1
Источники права.
Групповая, практическая работа
Устный опрос
56
1
Виды нормативных актов.
Парная, практическая работа
Письменная работа
57
1
Правоотношения и правонарушения.
Групповая, практическая работа
Устный опрос
58
1
Правосознание и правовая культура личности.
Индивидуальная, практическая работа
Тест
59
1
Современное российское законодательство.
Фронтальная, беседа
Тест
60
1
Разновидности прав человека.
Фронтальная, беседа
Тест
61
1
Предпосылки правомерного поведения.
Индивидуальная, практическая работа
Устный опрос
62
1
Правовая культура личности. Правовая культура общества.
Фронтальная, беседа
Тест
Повторение материала курса (6 ч.)
63
1
Общество в развитии.
Групповая, практическая работа
Устный опрос
64
1
Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.
Парная, практическая работа
Письменная работа
65
1
Общество вступило в XXI век.
Фронтальная, беседа
Тест
66
1
Обобщающий урок за курс 10 класса.
Фронтальная, беседа
Тест
67
1
Промежуточная аттестация за курс 10 класса.
Индивидуальная работа
Итоговый контроль.
68
1
Работа над ошибками по аттестации.
Парная, практическая работа
Анализ
Используемая литература по курсу обществознания в 10 классе: УМК
1.Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», ч.1, ч.2, М., 2012.
2.Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» 10-11 классы (подготовка к ЕГЭ), М., 2013.
3.Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2012.
4.Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы, М., 2000.