В выступлении на родительском собрании обращено внимание родителей, что в семье растёт подросток и он требует особого внимания со стороны не только школы, общественности, но и особое внимание должно уделяться ему в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Слово «подросток» произошло от латинского глагола, что в переводе обозначает: расти, созревать, продвигаться вперёд, выходить из – под опеки, становиться совершеннолетним.
Древнерусское слово «отрок» - дитя подросткового возраста. «Отрок» - буквально означает «не имеющий права говорить (от «от» и «реку»).
Уже в самом лингвистическом значении этих слов содержится квинтэссенция не только особенностей развития 10 – 17 – летнего ребёнка с нарушением слуха , устремлённого к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождения своего места в жизни, но и дана характеристика отношения взрослого сообщества к нему.
Позиция взрослого сообщества, в общих чертах, по отношению к детству характеризуется: уже в 10 – 17 лет, а то и раньше ребёнок ощущает, что взрослые в своей основной массе потеряли контакты с ними. Взрослым некогда, им не до детей. Родительская забота проявляется в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить…, то есть забота осуществляется лишь на потребительском уровне.
Духовная часть отдана школе. Это не значит, что нет семей, где проявляется многогранная забота о детях. Взрослые – неоднородная группа. Но в целом, во взрослом социуме как явление отсутствует эффективно действующая «решётка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к детству.
Произошла интенсивная примитивизация сознания детей с нарушением слуха, хотя это характерно и для всех подростков в нашем обществе. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности, лени с одной стороны, а с другой – тревожность, страх, неуверенность, одиночество… Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опущенность. Именно эти отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно – потребительской сферы личности, вызывает особое беспокойство, в котором кроется опасность деструктирования всей системы наследования культурно – исторического опыта. Расхождения между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни в самостоятельную. «Личные заветные мечты – это моя тайна. Можно мечтать о многом: о мире, счастье, родном доме, стране, будущем, а жизнь – однообразна и сумрачна: встал, зарядка, поел, школа, уроки, прогулка, немножко личного времени, выполнение домашних заданий, компьютер, телевизор, шатание по улице, помощь родителям, сон». (Из беседы с Яной Н.) Это раскрывает только одно, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется « прирождёнными механизмами». Все формирующиеся у индивида способности и функции по их составу и качеству- суть пожизненных образований возникших только в определённой общественной среде, только путём деятельного воспроизведения её опыта. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. «Я люблю свободу. Встречаться с друзьями, знакомиться, гулять, бродить по магазинам… Родители то беспокоятся, то запрещают ездить в парк Щербакова, чтобы поговорить с такими же глухими как я. А ведь интересно узнать новости…». (Из беседы с Денисом С.). «Мне интересно бегать по крышам, прыгать через препятствия на велосипеде, преодолевать высоту … Что ещё делать? Родители на работе, сестра – у неё свои заботы. Мне со слышащими интересно. Я показываю себя перед ними. Я не трус, я - тоже могу…». ( Со слов Антона С.).
Отрицательно – эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Л. С. Выготский предложил объёмное понимание подросткового возраста.
П (половое)
О С
(общеорганическое) (социальное)
Суть которого состоит в наличии трёх не совпадающих между собой точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной степени своего социально – культурного формирования». Анализ имеющихся в литературе данных показал, что трудность подросткового возраста заключена, прежде всего в том, что именно здесь обнаруживаются те недостатки воспитания, которые возникли раньше, но до поры были скрыты и обнаруживаются они из – за особой противоречивости подросткового возраста.
Это:
- противоречия между внешним обликом акселерата и положением ребёнка в школе, в семье, на улице среди сверстников;
- противоречия между стремлением казаться и неумением быть взрослым;
- противоречия между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых;
- противоречия между стремлением к личной свободе и неумением правильно распоряжаться этой свободой.
Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, что проявляется в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс у глухого ребёнка отличается сложными изменениями , глубокой дифференциацией и расслоением.
«Трудный» подросток
поведение
аморальное делинквентное криминальное
девиантное поведение
Педагогическая запущенность
Недостаточное внимание подростку в семье
Острая потребность в индивидуальном подходе и внимание
1. Классификация основных нарушений поведения в подростковом возрасте.
1. Прогулы. 3. Побеги.
2. Бродяжничество. 4. Воровство
5. Участие в драках.
6. Конфликты.
7. Агрессия.
2. Дезадаптация
1. Приобщение к алкоголю, курению.
2. Девиация секс – поведения.
3. Страхи.
4. Сквернословие.
5. Черты девиантного поведения - развязность, отрицательное отношение к активистам, увлечение азартными играми, опора на «авторитеты» делинкветной среды, ношение холодного оружия, специфические детали одежды, приставание и угрозы в адрес младших, слабых, пожилых, жестокость в конфликтах, специальное отношение к неформалам.
Понятие “трудный» подросток в настоящее время широко употребляется не только в педагогической литературе. Оно вошло в лексикон психологов, социологов, юристов, медработников, журналистов.
Чаще всего «ненормальным» считают человека «вышедшего из всех нормальных рамок», всё поведение которого идёт вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Хотя понятие нормы весьма неоднозначно. Идеальной нормы практически не существует. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто в отдельных людей некоторые отклонения выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы лучше адаптироваться к определённым условиям.
Итак:
- первым признаком, составляющим содержание понятия «трудные» подростки – отклоняющиеся от нормы поведения. Основными видами отклоняющегося поведения являются: уголовно не наказуемые , не противоправные аморальные поступки; - делинкветное поведение – цепи проступков, провинностей, мелких правонарушений; - криминальное (преступное) поведение;
- вторым признаком наиболее существенным, составляющим содержание понятия «трудный» подросток, является наличие в поведении подростков различных форм сопротивления, непослушания, невыполнения заданий, просьб учителей, родителей;
- третьим признаком, составляющим содержание понятия «трудный», является наличие у глухих детей острой потребности в индивидуальном подходе со стороны взрослых, со стороны сверстников.
Рассматривая взаимосвязь признаков , составляющих содержание понятия «трудный» подросток, обнаруживается проявление так называемого «закона законов», который был сформулирован И Павловым применительно к патологии «… мы постоянно видим, как нормальное под вредными разрушительными линиями, незаметными переходами превращается в патологическое и как патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас слитное и усложнённое в физиологической норме».
Социометрическое изучение обучающегося.
I. АНКЕТА (взгляды)
1. Какие главные черты характера у тебя, у товарища?
2. Какие трудности ощущаете, связанные со школой, с родителями, со знакомыми сверстниками?
3. Чтобы ты изменил в школе, в квартире, в доме?
4. Как ты думаешь, ты уже взрослый? Докажи это.
5. Вспомни
приятный случай в отношениях с
неприятный случай в отношениях с
администрацией
товарищем
учителем
родителями
6. Самое первое, что делаю, когда прихожу в класс, домой, в гости…
X. Бесспорно, что социальные свойства человека развиваются в общении с другими людьми.
По легенде , вероятно правдивой, Великий Могол Акбар приказать отдать группу младенцев на воспитание глухонемым нянькам, он ожидал, что дети заговорят на древнееврейском языке, языке Бога. Но они вообще ни на каком языке не заговорили, они объяснялись только жестами.
- Ребята, вспомните случаи воспитания детей в волчьей стае.
XI. Почитай тех, кто заменяет нам родителей.
Родные
Духовные наставники
Заботятся о нашем спасении; научающие нас вере
Начальники
Заботятся о мирной жизни, защищают о несправедливости
Учителя
Благодетели
Учат и воспитывают, делают всё доброе и полезное
Старшие по возрасту
Дадут добрый совет
ВЫВОД. Ориентация воспитания и обучения на завтрашний день
2 зоны развития
АКТУАЛЬНОГО БЛИЖАЙШЕГО
в соотношении обучения, воспитания, развития, коррекции
Это всё направлено на процесс воспитания, в первую очередь, который всегда течёт между двух берегов – импульсивным «ХОЧУ» и социальным «НАДО». Научить на всю жизнь нельзя, нужно учиться всю жизнь - превращать «надо» в «хочу» - у меня есть потребность.
ГЛОССАРИЙ (словарик)
Термин, понятие
Что обозначает
Акцентуация характера
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера
Девиантное поведение
Отклоняющееся поведение от установленных норм
Делинквент
Индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений
Квинтессенция
Социализация
Процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта
Социометрия
Совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и предоставления в виде социограмм опросов, вопросов, анкетирования
Школьная дезадаптация
Устойчивое несоответствие обучающегося требованиям успеваемости и нормативам поведения за которыми чаще всего лежит эмоционально – личностная дезадаптация имеющая источник причинности в недостатках учебной деятельности или межличностных отношений в школе
Литература
Беткин А. Знаете ли вы своего ребёнка. М. 2007
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации. М. 2002
Гуревич К. Индивидуально – психологические особенности школьника. М. 1999.
Ковалёв А. Психология личности. М. 20003
Кон И. Введение в сексологию. М. 1989
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ОКНО ДЖОГАРИ
Человек – это родовое понятие.
Индивид – отдельный человек.
Человек + индивид = личность
АРЕНА
Что знаем мы о себе, что знают обо мне окружающие?
ВИДИМОСТЬ
Что знаем о себе, а другие не знают?
СЛЕПОЕ ПЯТНО
Что знают другие, а мы не знаем об этом «со стороны виднее»?
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Ни мы, ни окружающие не знаем своих возможностей; но в экстремальных ситуациях открываем новое о себе (поражение током человека – обостряется чувствительность…)