4) отсутствие возможности оценивать государственную политику с духовных и нравственных позиций
3. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей – это
1) социализация 2) престиж 3) политика 4) власть
4. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:
1) социальной мобильностью 2) социальным неравенством
3) социализацией 4) социальной адаптацией
6. Отличительным признаком нации как этнической общности является:
1) наличие публичной власти 2) суверенность во внешней политике
3) многообразие отношений собственности 4) общность языка и духовной культуры
7. Верны ли следующие суждения о национальных интересах?
А. Национальные интересы связаны с сохранением неповторимости, уникальности своей культуры, языка.
Б. Национальные интересы связаны с обеспечением достаточного уровня экономического развития своей нации.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8.Согласно Конституции, основным источником власти в Российской Федерации является
1) Федеральное собрание РФ 2) Президент РФ
3) Председатель Правительства РФ 4) народ РФ
9. Правительство РФ
1) Утверждает границы между субъектами РФ
2) Осуществляет управление федеральной собственностью
3) Выступает гарантом Конституции РФ 4) Разрабатывает и принимает законы
10. Государство Y разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций, законов. На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что Y –
1) Федеративное государство 2) Унитарное государство
3) Монархическое государство 4) Республиканское государство.
11. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) Государственный суверенитет 2) Верховенство закона
3) Наличие органов и структуры правления 4) Система разделения властей
Черты сходства
Черты различия
12. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся:
Права (свободы) человека
Группы прав (свобод) человека
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
1) политические
2) социально-экономические
3) гражданские (личные)
Б) право на образование
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и митингов
Д) право на жизнь
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда. Значение разделения труда для хозяйственной жизни общества в целом легче всего уяснить себе, если ознакомиться с тем, как оно действует в каком-либо отдельном производстве.
Для примера возьмем... производство булавок... При организации, которую имеет теперь это производство, не только оно само в целом представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки — другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Мне пришлось видеть одну небольшую мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих... эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Следовательно… один рабочий вырабатывал более 4000 булавок в день. Но если бы все они работали в одиночку и независимо друг от друга и не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а может быть, даже и одной булавки в день.
Такое значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от экономии времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.
Получающееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. Каждый работник может располагать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же положении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большое количество изготавливаемых ими продуктов или, что то же самое, на цену этих продуктов. Он с избытком доставляет им то, в чем они нуждаются, а они в той же мере снабжают его тем, в чем он нуждается, и таким образом достигается общее благосостояние во всех слоях общества.
Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собою последствие — хотя очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой полезной цели, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой.
(А. Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов»)
13. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14. Что является причиной прогресса в развитии производительных сил?
Укажите не менее двух условий, благодаря которым, по мнению автора текста, увеличивается объем выполняемой работы.
15. Автор говорит о важной роли изобретения машин в увеличении производительности труда. Приведите примеры, когда изобретение сыграло большую роль в развитии общества или производства; для каждого случая укажите следствие этого события.
Контрольная раблота по обществознанию 9 класс
Вариант 2
1. Какой из признаков характерен только для общества?
1) постоянное развитие 2) взаимодействие людей
3) часть материального мира 4) отделение от природы
2. Какого субъекта нет в России?
1) республики 2) края 3) автономии 4) области
3. Что является признаком любого государства?
1) суверенитет 2) выборность высших органов власти
3) многопартийность 4) верховенство права
4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы имеют формальный характер.
Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Деление общества на группы называется
1) социальным статусом 2) социализацией
3) социальной стратификацией 4) социальным положением
6. Что характеризует компромисс как способ разрешения социального конфликта?
1) обсуждение проблемы и поиск её решения
2) взаимные уступки участников конфликта
3) использование третьей силы в заочном решении проблемы
4) одностороннее применение власти или силы
7.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.
Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8. Органом законодательной власти в Р.Ф. является
1) Государственный Совет 2) Совет Безопасности
3) Федеральное собрание 4) Правительство Р.Ф.
9. Президент – глава государства. В какую из ветвей власти он может входить:
1) ни в одну из этих ветвей власти 2) законодательную
3) судебную 4) исполнительную
10. Y организация, целью которой является победа на парламентских выборах. Y выражает интересы среднего класса общества, выступая, в поддержку предпринимательства. К какому типу относится организация Y?
1) Общественная организация 2) Политическая партия
3) Профессиональный союз 4) Государственный аппарат
11. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
4) голосование за кандидатов на государственные должности
Черты сходства
Черты различия
12. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия
1) политический режим
2) форма государственно-территориального устройства
3) форма правления
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте отрывок из лекции.
Социальные статусы и роли
В современных информационных обществах наблюдатели отмечают сосуществование нескольких относительно самостоятельных систем неравенства: власти, собственности, престижа и… образования.
Осмысление реалий социального неравенства проще всего начать с места отдельного человека среди других людей. Это место (или позицию) индивида, соотносимую с положением других людей, называют социальным статусом
(от латинского status — положение). Любой человек занимает много позиций в обществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например, возьмем одного из студентов. Про него мы можем сказать, что он
студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, и есть социальный статус. В то же время не все из них имеют равное значение для самого человека. Да и
окружающие могут оценивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Например, хороший спортсмен социально будет определяться окружающими именно в этой его позиции (то, что данный человек еще и студент, сын и т. д., — не воспринимается окружающими его людьми как значимые характеристики).
Та из этих позиций, которая воспринимается окружающими как наиболее значимая применительно к данному человеку, именуется главным статусом. Статусы бывают предписанными и приобретенными. К предписанным статусам относят врожденные (например, таковы позиции мужчины и женщины); к приобретенным относят те позиции индивида, которые являются результатом его жизнедеятельности
(например, позиция профессионала-юриста)…
Некоторые авторы считают, что социальные статусы (социальные позиции), являясь относительно устойчивыми и воспроизводимыми элементами социальной системы, образуют ее структуру, т. е. содержание социальной структуры составляет совокупность отношений между социальными позициями (статусами).
Со статусом человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т. е. «роль». Когда люди занимают социальную позицию, их поведение задается в большей мере этой позицией, чем их индивидуальными характеристиками. Социальная роль — это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Эти модели (образцы) поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением; освоение роли требует времени, поскольку речь идет об устойчивом воспроизведении стереотипов поведения. Конкретные индивиды выступают во множестве ролей. Каждый статус обычно включает несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется «ролевым набором».
(О. И. Шкаратан. Из лекции «Сущность
и функции социальной стратификации»
курса «Социальная структура и социальная
стратификация: социальные статусы и роли»)
13. Составьте план текста. Для этого выделите в нем основные смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.
14. Что автор подразумевает под социальным статусом? Какие два основания для классификации социальных статусов выделены автором в тексте?
15. Приведите примеры достигаемого социального статуса помимо тех, которые выделены автором в тексте.