kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Социальные сети. Почему люди предпочитают живому общению виртуальное?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как Интернет. Стремительное развитие техники привело к появлению  виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы обзавестись новыми знакомыми, все можно сделать через Интернет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Социальные сети. Почему люди предпочитают живому общению виртуальное?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Изобильненского городского округа Ставропольского края





Социальные сети. Почему люди предпочитают живому общению виртуальное?







Работа ученицы 10Б класса

Багдасарян Илоны Михайловны


Руководитель проекта

Бодрая Екатерина Анатольевна



Работа допущена к защите «___» ___________2023г.

Подпись руководителя проекта ____________ (________)



п. Рыздвяный 2023 г.

Содержание

Введение..................................................................................................…………….3

1. Структура работы

1.1.Актуальность………………………………………………………………….….3

1.2.Цель работы……………..…………………………………………………...…...3

1.3.Объект исследования…..……………….…………………………………...…..3

1.4.Предмет исследования...…………………………………………………………4

1.5.Гипотеза…………………………………………………………………………...41.6.Задачи…………………………...………………………………..……………….4

1.7. Методы исследования…………………………………………………………...4

1.8. Структура работы ……………………………………………………………….4

Реализация проекта…………………………………………………………………..4

II.Теоретическая часть……………………………………………………………….4

2. Современное общение

2.1 Люди и социальные сети………………………………………………………...4

2.2 Реальное и виртуальное общение……………………………………………….6

2.3 Социальные сети или виртуальное общение…………………………………...7

2.4 Основные способы общения в Интернете……………………………………...9

2.5 Общение в Интернете: польза или вред………………………………………...9

3. Практическая часть

3.1. Анализ опроса…………………………………………………………………..11

3.2.Опрос и статистика…………………………………………..………………….11

4.Заключение……………………………………………………………………….13

5. Список литературы……………………………………………………………..14

6.Приложение…..…………………………………………………………………...15






Введение

В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как Интернет. Стремительное развитие техники привело к появлению виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы обзавестись новыми знакомыми, все можно сделать через Интернет.

Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему молодёжь готова делиться своей личной информацией во всемирной паутине с незнакомыми лицами, а не с близкими людьми?

I. Структура работы

1.1. Актуальность данной темы в том, что социальные сети с каждым днём набирают все большую популярность, впутывая в свои сети людей разного возраста. Под большое влияние попадают подростки и молодые люди. Такая категория людей является самыми частыми гостями на страничках социальных сетей.

В настоящее время очень обострилась ситуация влияния как Интернета, так и социальных сетей на подрастающее поколение. Под влиянием социальных сетей, подростки и школьники забывают о саморазвитии. В силу того, что подростки много времени проводят у компьютера, они мало двигаются. Компьютер вытесняет из их жизни прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или социальных сетей.

1.2 Целью данной работы является изучение популярных социальных сетей, с помощью статистических данных и других исследований, а также проведение опроса среди учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ №11, о том какой способ общения они предпочитают и почему, используют ли соцсети, если да, то для чего и как часто.

1.3 Объектом исследования выступают социальные сети, учащиеся 9-11 классов

1.4 Предметом исследования является молодое поколение.

1.5 Гипотеза исследования – виртуальное общение доминирует над реальным, заменяет его, и даже вытесняет.

1.6 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся;

  3. Проанализировать полученные данные.

1.7 Методы исследования: теоретический, собранные данные из сети Интернет ресурсов и литературы, эмпирический, опрос, творческое задание.

1.9 Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 6 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 10 страницах. Общий объем работы составляет 14 страниц.

Реализация проекта

II. Теоретическая часть

Глава 2. Современное общение

2.1 Люди и социальные сети

Социальные сети в XXI веке являются неотъемлемой частью жизни миллиардов людей. Мы общаемся в них с друзьями, родственниками, узнаём новости, заводим новые знакомства, делимся своими мыслями и событиями из жизни. Но почему же люди так любят социальные сети? Почему часто предпочитают живому общению виртуальное? Психологи выделяют различные причины:

Всегда на связи. Благодаря соцсетям можно с лёгкостью оставаться на связи практически всегда. В соцсетях нет тех официальностей и сложностей, как, например, в почтовой переписке. Можно написать в чат и получить быстрый ответ, позвонить не только по аудио, но и по видео связи, отправить фотографию и т. д.

Любопытство. Очень часто люди регистрируются в соцсетях ради того, чтобы наблюдать за жизнью конкретных людей, будь то знаменитость или, например, понравившиеся молодые люди. Постепенно круг «наблюдения» расширяется и вот вы уже наблюдаете за жизнью десятков незнакомых людей. Другой вопрос — почему людей это так интересует? Есть множество вариантов, от обыкновенного любопытства и скуки, до одиночества.

Личный архив. Многие социальные сети позволяют сохранять огромное количество личной информации: фотографии, музыка, контакты, переписки. Очень удобно, что всё доступно в одном месте. Фактически социальные сети нередко становятся архивом нашей жизни и хранилищем воспоминаний и другой информации, поэтому потеря аккаунта способна обернуться трагедией.

Работа и реклама. В 21 веке появилось большое количество профессий, связанных с социальными сетями, люди ведут чужие аккаунты, решают вопросы в технических аспектах, занимаются маркетингом и продвижением страниц и т.д. Многие фирмы и компании создают страницы в социальных сетях, как способ рекламы и привлечения клиентов, даже есть не большие магазины, которые продают свой товар только на платформах соцсетей. Также люди зарабатывают на блоггерстве или продаже, например, рукодельных изделиях.

Новые знакомства. Социальные сети — это простой способ обзавестись новыми знакомыми с общими интересами. Многие познакомившиеся в интернете люди становятся хорошими друзьями и партнёрами. Чаще всего в сети познакомиться намного проще, чем в жизни, но, разумеется, стоит соблюдать осторожность.

Вход в другие сервисы. Крупные соцсети часто предоставляют такую удобную возможность, как синхронизация с другими сервисами, сайтами и приложениями. Необязательно заново регистрироваться и каждый раз вводить пароль, достаточно привязать свой аккаунт в соцсети.

Таким образом сейчас большинству сложно представить свою жизнь без социальных сетей, будь то общение, заработок или обычная психологическая потребность.

2.2 Реальное и виртуальное общение.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании собеседниками друг друга. Субъектом общения является человек. В общении можно выделить ряд моментов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их более подробно.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и т. д.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного собеседника к другому.

Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Из определения общения можно сказать, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

1. Обмен информацией между людьми;

2. Организация взаимодействия между индивидами;

3. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

В современном мире, можно столкнуться с проблемой, которую поднимают родители, психологи, учителя. Современные дети и подростки все больше времени проводят сидя за компьютером, телефоном в сетях Интернета.

На реальное общение времени остается все меньше и меньше. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит время и, не осознавая это, человек начинает понимать виртуальный мир как неотъемлемую часть реального.

В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами, и взглядами на жизнь. Знакомые не знают вас лично, и можно открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. В виртуальном мире возможно легко забыть о проблемах.

2.3 Социальные сети или виртуальное общение

Для начала узнаем, откуда же пришел термин «Социальная сеть» и что это такое. Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно, современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция. Сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О'Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O'Reilly — What Is Web 2.0».

Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года — день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.

И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.

Разберёмся в особенностях общения через интернет: анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться.

Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. Можно создавать о себе любое впечатление по своему выбору, быть тем, кем захочешь, конструировать.

Стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций—«смайликов» или в описании эмоций словами.

2.4 Основные способы общения в Интернете

Самый простой мотив общения в Интернете — потребность в контакте с другими людьми, также присутствующими в данный момент в сети. Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, иные же вставляют пару своих слов в любой замеченный разговор. Но, так или иначе, очень немногие используют только одно средство общения в Интернете. Наиболее универсально средство компьютерного общения — это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения практически с любого компьютера на другой.

IseekYou? - «Я ищу тебя». Иногда данную программу в народе называют «Интернет-пейджер» или же просто «Аська». Такой способ общения напоминает перебрасывание записочками или SMS. Данная программа позволяет общаться друзьям в онлайн времени, то есть в реальном. ICQ действует по тому же принципу, что и электронная почта, но гораздо быстрее. Каждый пользователь «Аськи» имеет свой определённый номер, по которому может связываться с остальными людьми. Через эту программу происходит не только общение, но и обмен файлами разного рода. Кроме того, собеседника, с которым вы не желаете общаться через ICQ, можно отправить в чёрный список, нажав для этого определённые кнопки.

Чаты создаются непосредственно для группового общения в основном молодых людей. Проходит общение незнакомых людей, преследующих цель — заведение знакомств.

2.5 Общение в интернете: польза или вред

Польза и вред от соцсетей — это насущная и популярная тема. Психологи, учёные, да и люди в целом придерживаются разных позиций. Плюсы и минусы в использовании социальных сетей.

Минусы:

Отсутствие гарантий, что понравившийся в переписки человек в жизни действительно такой и есть. И дело тут не только во внешности, люди искажают информацию о своих интересах, жизни, работе, увлечениях и многом другом. Образ в социальной сети может быть полностью вымышленным.

Мошенники и преступники. В социальных сетях орудует множество мошенников, они обманывают, воруют, взламывают страницы. Но, если соблюдать меры предосторожности, то они не будут для вас особо опасны.

Вседозволенность. Не редко люди забывают о нормах приличия, элементарной вежливости, говорят и делают что хотят, не боясь ответственности. Ведь в сети можно заблокировать, мгновенно начать или прервать диалог, скрыть о себе всю информацию. Психологи отмечают, что излишняя свобода в сети у детей и подростков, а иногда и у взрослых вызывает потом проблемы в реальном общении, ведь в реальности всё совсем не так.

Также, из-за отличий виртуального общения от реального, у людей, проводящих в соцсетях с детства много времени, могут образовываются фобии и различные проблемы в общении. В реальном мире нужно отвечать быстро, держать зрительный контакт, внятно говорить, что не является необходимостью в переписке.

Зависимость. Как и многое другое, соцсети способны вызвать зависимость. Если не уметь вовремя останавливаться можно и вовсе потерять связь с внешним миром.

Проблемы со здоровьем. Помимо психологических проблем, частое время в провождении в соцсетях и за гаджетами в целом, может нанести физический вред, например, проблемы со зрением и осанкой.

Личная информация может быть украдена. Многие люди очень этого боятся. Ведь несмотря на всю защиту, существуют профессиональные взломщики, да и сами приложения используют личную информацию для подбора рекламы.

Плюсы:

Общение. Социальные сети — это самый простой и наименее затратный способ связаться в любое время с людьми из любой точки мира.

Знакомства. Многие социальные сети рассчитаны на то, чтобы люди находили там новых друзей или вторую половинку, для этого есть все условия

Отдых. Здесь можно без лишних затрат и раздумий дать себе отдохнуть, например, после тяжёлого рабочего дня. В соцсетях для этого есть музыка, видео, фото и игры на любой вкус.

Скрытность. В соцсетях можно скрыть о себе любую информацию и не быть тем, кем ты являешься на самом деле. Многие люди стесняются своей внешности, а здесь могут общаться без комплексов, ведь собеседнику в первую очередь интересны твои рассуждения и точка зрения. А некоторые люди даже могут попробовать себя в роли своих любимых вымышленных героев или кумиров.

Самообразование, новости и полезная информация. Платформы соцсетей настолько обширны, что здесь можно найти практически всё, что угодно. Есть группы, помогающие с самообразованием, подающие идеи для творчества и многого другого. Также в соцсетях можно узнавать различные новости, как мировые и региональные, так и своих друзей.

В результате оценив и взвесив негативное и положительное влияние социальных сетей можно сделать вывод, что всегда есть опасность для психологического и физического здоровья, а также риск потери или незаконного использования личной информации. Однако, при соблюдении определённых правил осторожности этих проблем можно избежать.















3. Практическая часть

3.1 Анализ опроса

Для подведения итогов, был проведён опрос среди учащихся 9-11 классов основанный на понятии «социальные сети», чтобы лучше понять, какими средствами общения в Интернете пользуются учащиеся, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным.

3.2 Опрос и статистика

В ходе опроса, в котором приняли участие 90 человек, были заданы несколько наводящих вопросов, чтобы выявить как часто ученики пользуются Всемирной паутиной и в каких целях, популярные социальные сети и их основные преимущества (приложение 1,2).


Ответ

Вопрос

От 1 до 3ч

От 3 до 5ч

Более 8ч

1. Какое количество времени в сутки вы общаетесь со знакомыми в реальном мире?

18%

57%

25%

2. Какое количество времени в сутки вы находитесь в сети?

24%


46%

30%

3.С какой целью вы используете Интернет?

26%

Поиск информации

44%

Социальные сети

30%

Игры

4.В каких социальных сетях вы имеете аккаунт?

49%

В контакте

30%

Telegram

21%

Yappy

5.По-вашему мнению, каковы преимущества виртуального общения?

39%

Мобильность

17%

Анонимность

44%

Круг интересов

6. Как вы считаете, виртуальное общение вытесняет реальное?

54% Да

46% Нет


1.На основе результата можно судить о том, что большинство опрошенных учащихся, а именно 46%, общаются в реальном мире среднее количество времени

2.Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что наибольшее количество опрошенных учащихся (51%) находятся в сети так же среднее количество времени, это говорит о том, что они могут контролировать своё времяпрепровождение в социальных сетях.

3. На основании третьего вопроса однозначный вывод сделать нельзя, так как немалое количество опрашиваемых ответили на вопрос несколько раз, то есть что используют интернет как и для поиска информации, так и для общения в социальных сетях. Но большее количество человек ответили, что используют Интернет для общения в соцсетях.

4. Наиболее популярной социальной сетью для опрашиваемых является «В контакте» что составляет 51%. Эта социальная сеть самая массовая в Рунете, количество её пользователей составляет более 50 млн. и ориентировано на молодёжную аудиторию

5. Важной особенностью виртуального общения для большинства опрошенных является круг интересов.

6. На данный вопрос 54% опрашиваемых ответили, что виртуальное общение вытесняет реальное. 46% считают, что виртуальное общение не будет преобладать, так как живое общение приятнее и эмоциональнее.

Результаты опроса представлены в диаграмме (приложение 3).

Вывод: Анализируя полученные данные можно сказать, что Интернет-общение является наиболее распространённым видом общения. Люди вследствие развития технологий и распространения Интернета проводят больше времени за виртуальным общением. В этом мире они чувствуют себя комфортней, ведь можно найти людей с похожими интересами и заводить новые знакомства здесь намного проще, чем в реальной жизни.

Заключение

Моя гипотеза, что виртуальное общение заменяет реальное подтвердилась. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильм, найти материалы, необходимые для учёбы. Социальные сети — это неотъемлемая часть нашей жизни. Однако они не должны занимать максимум нашего времени. Если ими пользоваться разумно, соблюдать некоторые правила, и не перебарщивать с проводимым в них временем, то соцсети оказываются полезным и приятным ресурсом.

Список использованных источников

Книги, монографии:

  1. Аксак В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006г.

  2. Алтер А., Не оторваться. Почему наш мозг любит всё новое и так ли это хорошо в эпоху интернета. Издательство: Бомбора, 2019г.

  3. Климкович Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков. Издательство: Красико-Принт, 2011г.

  4. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. Издательство: Рипол-Классик, 2019г.

  5. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. Издательство: АСТ, 2013г.

Электронные ресурсы:

  1. Статья Синельникова Т.В и Гайдарчук А. Осебенности общения в социальных сетях. http://www.rusnauka.com/33_PRNIT_2012/Psihologia/ 12_120002.doc.htm.

  2. Статья Трошина С. Плюсы и минусы интренет-общения, заменил ли оно реальные контакты. https://psychologist.tips/2417-plyusy-i-minusy-internet-obshheniya-zamenit-li-ono-realnye-kontakty.html

  3. Статья «Человек в сетях - социальных. О поиске людей в социальных сетях.» http://www.seonews.ru/analytics/chelovek-v-setyah-sotsialnyih-o-poiske-lyudey-v-sotsialnyih-setyah/









6 . Приложение

Приложение 1

Анкета

Наименование вопроса Варианты ответов

1.Сколько времени в сутки А)От 1 до 3ч Б) От 3 до 5ч. В)Более 8ч

вы общаетесь в реальном мире?

2.Какое количество времени А) От 1 до 3ч. Б) От 3 до 5ч. В) Более 8ч.

вы находитесь в сети?

3.С какой целью вы А) Поиск информации Б) Социальные сети

используете интернет? В) Игры

4.В каких социальных сетях А) Вконтакте Б) Telegram В)Yappy

вы имеете аккаунт?

5.По-вашему мнению, каковы А)Мобильность Б)Анонимность

преимущества виртуального В)Круг интересов

общения?

6.Как вы считаете, виртуальное А)Да Б)Нет

общение вытесняет реальное?














Приложение 2



Приложение 3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бодрая Екатерина Анатольевна

Дата: 19.01.2024

Номер свидетельства: 644286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Социальные «сети»: почему старшеклассники предпочитают живому общению виртуальное. лингвистика (исследования в области филологии, языковедения)."
    ["seo_title"] => string(80) "sotsialnye_seti_pochemu_starsheklassniki_predpochitaiut_zhivomu_obshcheniiu_virt"
    ["file_id"] => string(6) "628601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1680066304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Час общения "По одежке встречают" "
    ["seo_title"] => string(43) "chas-obshchieniia-po-odiezhkie-vstriechaiut"
    ["file_id"] => string(6) "153239"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420985141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства