В данном процессе решаю двуединую задачу: систематизация материала и отработка навыков решения тестов.
ПОДГОТОВКА К ОГЭ
Отработка навыков решения различных заданий
Систематизация теоретического материала
Составление презентаций по блокам вопросов кодификатора
Разработка схем и сводных таблиц по различным темам
Решение тематических тестов
Решение заданий различных типов из КИМов
Решение тренировочных тестов ОГЭ как в печатном, так и электронном вариантах
Два означенных процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга: только хорошие теоретические знания дадут возможность легко решать тесты, но порой выполнение практической части требует доработки теории.
Итак, с чего начать? Рассмотрим на примере подготовки к экзамену по обществознанию.
I. На первой консультации знакомимся с Кодификатом. Предлагаю план занятий. Рекомендую пособия по подготовке к ОГЭ, называю ссылки на полезные сайты:
II. На консультациях даю лекции по всем блокам вопросов обществознания: человек и общество, право, духовная жизнь общества, экономика, сфера политики и социального управления.
Лекция сопровождается показом презентации по конкретному блоку. В электронном ресурсе материал представлен систематизировано – опорные схемы, таблицы, понятия. Ученики записывают материал, либо скачивают на флешку.
По некоторым наиболее сложным вопросам делаю схемы и распечатываю каждому ученику
III. Далее начинается отработка основных понятий блока. Для этого составлены тематические таблицы основных понятий. Данный материал ребята скачивают на флешку и учат, прежде всего, понятия.
Пример таблицы
Темы
Основные понятия
Определения понятий
Два предложения с информацией о понятиях
I Общество
Общество (в широком смысле)
это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.
2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.
Общество (в узком смысле)
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)
отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)
1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.
2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.
IV. На этом этапе отрабатываем алгоритм решения различных заданий, для этого готовлю памятки «Как работать с текстом», «Методика составления плана»; использую презентации-тренажёры для отработки навыков решения конкретных.
Пример 1. «Методика составления плана» задание:
Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему
Разделите это содержание на смысловые части
Озаглавьте каждую часть
4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль – это будут подпункты сложного плана. Развернутые подпункты означают, что вы должны раскрыть основную характеристику вопроса с помощью дополнительных уточнений. Например: «Чувственное познание: а) ощущение; б) восприятие; в) представление»; «Типы экономических систем: а) традиционная; б) командная; в) рыночная; г) смешанная».
5. План может быть назывной и вопросный (каждый пункт можно формулировать в виде вопроса)
V.Пятый этап предполагает решение тематических тестов, которые включают в себя все формы заданий, содержащиеся в структуре КИМа, но ориентированные на конкретный блок вопросов. На этом этапе использую различные тестовые пособия, презентации-тренажёры, составляю тренировочные тематические тесты сама. Перед решением теста обязательно повторяем теорию темы, просматривая презентацию по данному блоку вопросов.
VI.Шестой этап подразумевает решение демонстрационных и тренировочных тестов, идёт отработка навыков решения тестов экзамена. Решение тестов может быть индивидуальным, каждый в своей тетради выполняет тестовые задания самостоятельно, для этого распечатываю несколько вариантов. Считаю необходимым внимательно читать задание любой части теста, выделять ключевые слова в вопросе, понимать, что от вас требуется, пытаться исключить лишний вариант, т.к. из меньшего количества вариантов легче выбрать. Либо решение тестов может быть и групповым, когда возможно и желательно обсуждение вариантов ответа, т.е. решаем с комментариями; группа работает по одному варианту печатному или электронному
Анализ подготовки к ГИА за 2015-2016 учебный год.
Исходя из собственного опыта подготовки учащихся к ОГЭ, проанализировав опубликованную литературу по ОГЭ, я пришла к следующим выводам:
Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ОГЭ нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);
В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ОГЭ) для желающих попробовать свои силы.
Для успешной сдачи ОГЭ учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;
Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ОГЭ;
Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;