воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, терпеливость, усидчивость, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: бейджики,проектор, салфетки на стол, совочки, контейнеры для опилок и семян, опилки, семена овса, тканевые заготовки (из капроновых колготок), фурнитура (ленточки, верёвочки капроновые, резинки, глаза, рот из самоклеющийся бумаги), ширма на которой изображен еловый лес.
Для рефлексии: доска, на которой изображено солнце, туча, цветок, лучики и капельки, которые крепятся на доску.
Ход занятия:
1 слайд – Земной шар, его обитатели держатся за руки или ладони человека, а в них земной шар, звери, птицы, растения и т.д.
1. Орг. момент.
П. – Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Светлана Николаевна. Я приехала к вам из города Котовск, где работаю в доме детского творчества. Я не случайно обратилась к вам «мои друзья», ведь все мы – обитатели планеты Земля: звери, птицы, насекомые, растения – друзья, все мы должны помогать друг другу, ведь каждый из нас, даже самый маленький обитатель, является незаменимым элементом в сложной экосистеме. А друзья при встрече всегда здороваются, мы с вами уже пожелали друг другу здоровья, а сейчас я предлагаю вам поздороваться со всей нашей планетой. Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и повторяйте вместе со мной.
2 слайд – солнце, облака, цветы.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
П.– Ребята, посмотрите в окно, мне кажется, после наших слов, даже солнышко стало светить ярче!
(Дети садятся на свои места)
2. Основная часть.
3 слайд – тема занятия.
П. – Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие, тема которого «Гидропоника - метод выращивания растений без почвы» А помочь разобраться в этом вопросе нам поможет наша гостья.
4 слайд – Эколёнок - Ёлочка.
П. – Ребята, вы знаете, кто это?
(Ответы детей)
П. - Это – Ёлочка, одна из эколят. Эколята – это маленькие человечки – друзья и защитники природы.
Посмотрите, пожалуйста на Ёлочку, и скажите, как вы думаете, за какими объектами природы больше всего нравится ухаживать Ёлочке.
Д. – За растениями.
П. – Совершенно верно, вы правильно угадали, глядя на платье Ёлочки. Ребята, нашей гостье очень интересно, а знаете ли вы, что необходимо растениям для роста и развития?
Д. – Свет, тепло, воздух, влага, почва.
5 слайд – что необходимо растениям.
П. – Правильно, всё это необходимо для роста растений. А как вы думаете, могут ли растения расти без почвы?
(Ответы детей)
П. – Оказывается,растения могут расти и без почвы, этот метод называется гидропоника. Ёлочка приготовила для нас интересную информацию об этом методе, давайте с ней познакомимся.
Гидропоника - это метод выращивания растений без почвы. Выделяют следующие виды гидропоники:
6 слайд – с одной стороны Ёлочка, с другой картинка – пример аквапоники.
П. – Аквапоника. Подумайте, что значит приставка аква, совершенно верно – вода. При этом способе корни растения находятся в сосуде с питательным раствором.
7 слайд – с одной стороны Ёлочка, с другой картинка – пример аэропоники.
П. – Аэропоника. Что значит приставка аэро – это воздух. В этом случае корни растения висят в воздухе и регулярно орошаются питательным раствором в виде аэрозоля.
8 слайд – с одной стороны Ёлочка, с другой картинка – пример выращивания с помощью субстратов.
П. – И метод субстратов. В этом случае почву заменяют субстраты, они не содержат питательных веществ, а служат для удержания влаги.
Как вы думаете, что может служить субстратом в гидропонике?
(Ответы детей)
П. – Это могут бытьпесок, мох, гравий, опилки, гидрогель.
Какую интересную информацию приготовила для нас Ёлочка, правда, ребята? А я предлагаю вам сделать подарок для Ёлочки. Используя метод гидропоники, мы сделаем для неё зелёного друга - Травянчика.
3. Физкультминутка.
П. – Но, прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём и наберёмся сил. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте вместе со мной.
9 слайд – музыка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось,
Руки в боки, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись,
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок,
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте!
П. – Молодцы, ну а теперь с новыми силами приступим к изготовлению подарка для Ёлочки.
П. – Ребята, посмотрите, у вас на столах есть всё необходимое для работы: совочки, тканевые заготовки, контейнеры с опилками и семенами овса, фурнитура для декора. Итак, приступим к работе: берём тканевую заготовку и перевязываем её с одной стороны верёвочкой, выворачиваем заготовку, что бы узелок оказался внутри. Берём совочек и в получившийся мешочек насыпаем 1 совочек овса, далее заполняем опилками, оставляя 1,5 – 2 см. Перевязываем заготовку верёвочкой. Там, где узелок оказался внутри – будет верхняя часть Травянчика. Далее берём ленточку и перевязываем заготовку посередине, получается туловище и голова. Теперь мы берём резиночку и формируем носик – отделяем небольшую часть ткани вместе с опилками и перевязываем резиночкой. Аналогично делаем по бокам ручки. Теперь переходим к самому интересному – делаем лицо нашему Травянчику. У нас в коробочках есть для этого заготовки, берём глазик, снимаем защитную плёнку и приклеиваем. Аналогично приклеиваем второй глаз и рот.
П. – Я вижу, что у всех получились прекрасные человечки. Ребята, скажите, какой из видов гидропоники мы применили при изготовлении Травянчика? ( метод субстратов)
П. – А что мы использовали в качестве субстрата? (опилки)
10 слайд – волшебный лес
П. – А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое чудо для Ёлочки. Я своего Травянчика отправлю в волшебный лес (помещаюсь за ширму с ёлочками) и мы с вами произнесем волшебные слова
Педагог и дети: 1, 2, 3 волшебство произойди!
П. – Ребята, посмотрите, наше волшебство удалось (вынимаю из-за ширмы Травянчика с проросшими «волосами»)
П. – Это Травянчика мы подарим Ёлочке, он будет её другом и они будут жить в волшебном лесу. А вы своих Травянчиков возьмете домой, поселите их на подоконнике, где достаточно света и будете за ними ухаживать. Как? (поливать)
П. – Правильно и через 6-7 дней у ваших Травянчиков тоже появятся «волосы», которые не только можно, но и нужно стричь, а этой травкой вы угостите своих домашних питомцев: кошку, собаку, попугая, ведь в траве овса много полезных витаминов и микроэлементов, необходимых для здоровья наших питомцев. Помните, в начале занятия мы говорили, что всё на Земле взаимосвязано, а её обитатели – друзья, которые помогаю друг другу, вот наш Травянчик и поможет нашим домашним питомцам.
5. Заключительная часть
11 слайд – картинка природы
П. – Ребята, скажите, пожалуйста, что вам понравилось на сегодняшним занятии, что нового вы узнали для себя?
Ответ детей:
П. – Как вы думаете, те знания, которые вы получили сегодня, могут пригодится вам в будущем, может быть в будущей профессии? (Можно стать агрономом или ландшафтным дизайнером).
6 Рефлексия
П. – Ребята, посмотрите, пожалуйста, у нас на доске есть солнышко и тучка. Я прошу вас подойти к доске и те, кому понравилось занятие, прикрепите лучик к солнышку, а те, у кого остались какие то вопросы и не всё понятно – прикрепите капельку под тучу. (Дети прикрепляют элементы)
П. – Ребята, мне очень приятно, что у нашего солнышка появились лучики, но не менее приятно, что появились и капельки дождя, ведь как питает капля дождя семя и из него произрастает росток, так и ваши пытливые вопросы питают разум и стремление к познанием. Ведь любое великое открытие началось с вопроса: Почему? Зачем? Как?
12 слайд – Ёлочка с букетом цветов
П. – Ребята, в вашей жизни будет ещё много вопросов и я желаю, чтобы всегда на них вы находили ответы.