kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буллинг в подростковой среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: Выяснить распространённость буллинга в подростковой среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буллинг в подростковой среде»


Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий»







Проект

Буллинг в подростковой среде




      Выполнил: Михайлов А.С.

      Студент группы СА-120

Руководитель проекта:

преподаватель

Сосновская Ю.А.



























г. Хабаровск

2021г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1 Что такое буллинг?.………………………………..……………………..….5

1.2 Участники буллинга……………………………………………………...….7

Глава 2.

2.1 Проведение исследовательской работы........................................................9

Источники…………………………………………………………………….….14

Приложение………………………………………………………………….......15



























Введение

На сегодняшний день проблема буллинга среди подростков, является ещё мало изученной и не разработанной в нашей стране. В настоящее время явление приобрело социальный, психологический характер и стало международным термином для психологов, педагогов, юристов. Наряду с буллингом, появляются все новые формы травли, насилия – кибербуллинг, интернет-троллинг, приводящие к психологическим травмам жертвы насилия. Последствия данных видов насилия сложно переоценить, нельзя спрогнозировать реакцию жертвы на систематическую травлю, притеснение, дискриминацию (последствиями могут быть нервозы, депрессии, суицид и т. д.). Это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому морально и физически человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов – в этом и заключается его разрушающее воздействие на психику жертвы.[5]

В нашем обществе до недавнего времени было принято считать, что школа – безопасное для детей место. Безопасность для всех членов школы является необходимым условием эффективности обучения. Но, к сожалению, в образовательной среде все чаще встают вопросы о проявлении агрессии среди обучающихся. «Школьные издевательства и унижения как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей – негативно сказываются на атмосфере в школе, а страх, депрессия и жалобы подростков на здоровье влияют на посещаемость ими школы, концентрацию на занятиях и успеваемость учеников», пишет в своих публикациях Вишневская В.И.[7].

В настоящее время в подростковой среде достаточно распространены различные формы конфликтов и проявлений агрессии. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. Особенно негативно проявления насилия сказываются в подростковом возрасте, когда идет формирование личности ребенка, его отношения к миру и собственному Я. В этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток. Ведь усвоив определенный стереотип поведения, подросток может следовать ему всю последующую жизнь. «При этом негативно ситуация влияет не только на "жертв", но и на "преследователей", так как у них возникают проблемы с развитием эмпатии по отношению к другим людям, что грозит привести к криминальному и девиантному поведению», утверждает в своем исследовании Ден Олвеус [6]. 

С середины прошлого века ведутся активные исследования причин формирования агрессивного поведения подростков, названный буллингом. Буллинг определяется как повторная и неоднократная агрессия, когда один или несколько человек намереваются навредить другому человеку, потревожить его физически, словесно или повлиять на него психологически.


Актуальность:

  • буллинг - явление социальное, в него включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные

Цель: Выяснить распространённость буллинга в подростковой среде

Объект исследования: буллинг

















Что такое буллинг

По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды. Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е годы XX века, однако и сегодня эта тема не теряет своей актуальности. По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента: агрессивное и негативное поведение, регулярность осуществления, дисбаланс власти в отношениях участников, умышленность.

В скандинавских и англоязычных странах для определения этого явления используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого нами явления. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер (2001 г.) ассоциируют этот термин с травлей. Они же определяют буллинг, как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и/или психического, со стороны одного или группы людей к другому человеку (или группе людей). В связи с этим, в дальнейшем мы будем использовать термин «буллинг» как технологически более емкий. Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг проявляется через различные формы физических и/или психических притеснений. Для одних - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.[1]

Буллинг бывает двух видов - непосредственный и косвенный.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический (физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается в многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом)

  • Социальный (социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра и т.д.)

  • Вербальный (это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включают в себя постоянные оскорбления, угрозы)

  • Кибербуллинг (буллинг в киберпространстве заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях)[2]













Участники буллинга

Есть три основных роли участников ситуации буллинга - это жертва, преследователь (агрессор), свидетель. Роли могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных социальных рисков.[3]

Жертвой принято считать, подростка/ребенка, который систематически подвергается насилию и издевательствам со стороны сверстника или группы сверстников. Жертвы чаще всего неуверенные в себе подростки, имеющие различные страхи, склонные к депрессивному поведению, кроме того, эти подростки имеют высокий уровень тревожности, низкий социометрический статус, низкий или же наоборот очень высокий уровень агрессивности. Агрессор – тот юноша или девушка, которые совершают агрессивные действия. Агрессоры отличаются низким уровнем тревожности, высоким уровнем агрессии, высокой самооценкой, конфликтностью, импульсивностью, желанием лидировать, отсутствием эмпатии.

Раньше считалось, что обидчики издеваются по причине низкой самооценки. В наше время самой распространенной причиной называют желание командовать и возвысить самого себя. Обидчик может таким образом выражать свое плохое настроение или обиды за пережитые ранее издевательства. Даже если измениться в угоду обидчикам, к примеру, обзываемый толстяком юноша начнет худеть, это вряд ли приведет к прекращению издевательств. Обидчики придумают новую причину для издевательств или выберут новую жертву. Для издевательств никогда нет реально обоснованной причины[8]

Наблюдатели являются важными участниками буллинг-структуры, т.к. агрессору нужны свидетели его превосходства. Они, как правило, имеют достаточно высокий социометрический статус, высокий уровень притязаний и отличаются терпимостью. Если подростка обижают и за этим наблюдает весь класс, но никто не вмешивается, нельзя говорить о проявлении бессердечности наблюдателей, потому что для комфортного самочувствия людям необходимо «социальное доказательство со стороны других людей» [9]. Каждый ждет от другого первого шага для того, чтобы понять, правильно ли он думает или поступает. Позиция наблюдателя может указывать и на страх за собственную безопасность.

Существует тип наблюдателей, которые наслаждаются, смотря, как мучают жертву. Этим они подпитывают свои внутренние садистские наклонности. Такие наблюдатели, вместе или отдельно, могут быть «серым кардиналом» буллинга и провоцировать булли на насильственные действия. Их можно отнести к типу «наблюдатель-манипулятор (провокатор)», который со стороны следит за происходящим и, в случае чего, остается в стороне от конфликта, уходя таким образом от ответственности.

В исследованиях Д. Олвеуса проблема буллинга изучалась на контингенте мальчиков («мальчики для битья и хулиганы»), поскольку стойкими установками того времени было, что мужские взаимоотношения носят более агрессивный характер. В России проявления буллинга встречаются и среди девочек, и среди мальчиков. Исследователь В. Хайтмайер отмечает, что современные девушки не отстают от юношей в проявлениях буллинга. Стоит подчеркнуть, что в женском буллинге преобладает подлость и коварство (косвенная и вербальная агрессия), в свою очередь в мужском – физическая агрессия.[4]















Проведение исследовательской работы

Для выявления распространенности такого явления как буллинг, был проведен тест из 6 вопросов.

В моем исследовательском тесте приняло участие 50 респондентов, 34 юноши (68%) и 16 девушек (32%).

Преимущественно всем респондентам было 16-17 лет, но были и те кому уже есть 18 и те кому нет 14.

38 (76%) человек знакомы с понятием буллинг, а оставшиеся 12 (24%) человек не были знакомы с буллингом, но вероятно встречались с ним в той или иной форме.

Больше половины не подвергались унижениям со стороны сверстников. Исходя из ответов на следущий вопрос, можно сказать, что 30 человек, что больше половины, были подвержены унижениям со стороны сверстников. 8 респондентов систематически подвергались унижениям и насмешкам со стороны сверстников.

Респонденты чаще подвергались кибербуллингу, чем физическому и социальному буллингу. Вербальному подвергались меньше всего.

Стоит учитывать что жертва может подвергаться различным формам буллинга одновременно.









































Вывод

В результате анализа литературы мы выяснили, что буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным коллективам. Буллинг проявляется через различные формы физических или психических притеснений, переживаемых подростками, со стороны других подростков.

Из опросы мы узнали, что подростки знакомы с буллингом и были подвержены ему в разной степени. Так же мы узнали, что мальчики были чаще подвержены кибербуллингу и физическому насилию, а девочки социальному.

Так же моей целю было узнать распространённость буллинга среди подростков. Мое исследование показало, что буллинг все еще распространенная проблема в образовательных учреждениях. Но было и много тех, кто не подвергался насилию со стороны сверстников.





























Источники

1. имц45.рф

2. childdevelop.ru

3. 4gdkp.by

4.Статья "Гендерные особенности поведения подростков участников буллинга в современной образовательной среде"

5.Статья "Буллинг как преморбид асоциальной напрвленности личности подростка"

6.Д. Олвеус„Буллингвшколе“ Dan Olweus: Gewalt in der Schule, Bern 1996

7. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе «Этнографической обозрение» 2010. №2.

8. mieli.fi

9. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2014. 336 с



















Приложение 1

Тест

1) Ваш пол?

a) М

b) Ж

2) Ваш возраст?

a)

b) 14-15

c) 16-17

d) 18 и более

3) Знаете ли вы, что такое буллинг?

a) Да

b) Нет

4) Подвергались ли вы унижениям со стороны сверстников?

a) Да

b) Нет

5) Как часто вы подвергались унижениям со стороны сверстников?

a) Не подвергался

b) Иногда

c) Часто

d) Всегда

6) В каких формах?

a) Физический

b) Социальный

c) Вербальный

d) Кибербуллинг

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буллинг в подростковой среде

Автор: Михайлов Андрей Сергеевич

Дата: 24.05.2021

Номер свидетельства: 581370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Родительское собрание на тему "«Что делать если вашего ребенка обижают, дразнят, зло шутят»(профилактика насилия и буллинг в детско-подростковой среде)""
    ["seo_title"] => string(80) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_chto_dielat_iesli_vashiegho_riebienka_obizhaiu"
    ["file_id"] => string(6) "398783"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Детство без насилия и жестокости" "
    ["seo_title"] => string(37) "dietstvo-biez-nasiliia-i-zhiestokosti"
    ["file_id"] => string(6) "145454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418921494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства