kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Детство без насилия и жестокости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения семинаров-практикумов среди педагогов и классных руководителей с целью профилактики насилия.

Материал представлен в виде презентации и подробным описанием слайдовой презентации.Весь материал состоит из введения,1,2 и прктической части.

Система взаимоотношений в школе крайне важна для дальнейшего становления подростка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности.

 Проблема насилия в школе долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разраб»















Детское насилие

Введение

Система взаимоотношений в школе крайне важна для дальнейшего становления подростка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности.

 проблема насилия в школе долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Несмотря на крайнюю значимость проблемы насилия в школе, в отечественной литературе она практически не освещена. В то же время на Западе проблема буллинга – проблема номер один. Особенно серьезно проблема буллинга изучается в Скандинавии, но и во всем Евросоюзе решением этой проблемы занимаются на самом высоком уровне. Насилие в школе – проблема, о которой было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но рост насильственных сцен в школах заставил обратить внимание на критичность данной проблемы. Постепенно психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и насилия, которые имеют место в школах нашей страны.

Часть 1

    1. Что такое насилие?

Понятие насилия трактуется разными авторами по-разному: от узкого понятия – нанесение физического ущерба другому лицу, - до всеобъемлющей категории – ущемление прав человека. Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова может быть истолкован как: 1) принуждение, давление, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие. По мнению Е.Н. Волковой, насилие – это физическое или социальное воздействие на человека со стороны другого человека, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности. Таким образом, насилие – любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.

    1. Виды насилия

Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие,

  • сексуальное насилие или развращение,

  • психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие.

Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями к ученикам или учениками по отношению к учителю.

Достаточно упомянуть такие распространенные явления в школах как индивидуальная и групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., на которые ребенок, ставший жертвой, реагирует самыми разными способами, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство беспомощности и обиды зачастую заставляют детей идти на крайние меры. Они пытаются доказать свою правоту, действуют в знак протеста. Таким образом, нередко жестокость провоцирует жестокость.

В школе в той или иной степени встречаются все виды насилия, но чаще всего преобладают эмоциональное (психическое) и физическое насилие.

Эмоциональное насилиепостоянное или периодическое словесное оскорбление жертвы, угрозы, унижение человеческого достоинства, обвинение жертвы в том, в чем она не виновна, демонстрация неприязни. К этому виду относится также постоянная ложь, а так же требования, не сопутствующие возрастным или физиологическим возможностям жертвы.

К формам проявления эмоционального насилия относят:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей;

  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят сидеть с ним за одной партой, не приглашают на дни рождения);

  • угрозы в адрес обучающегося;

  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

  • систематическая необоснованная критика в адрес ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

  • постоянная негативная характеристика обучающегося;

  • демонстративно негативное отношение к ребенку.

Физическое насилие – нанесение жертве физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотических веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки лишения жизни жертвы.

К физическому насилию относят такие формы проявления как:

  • избиение;

  • шлепки;

  • подзатыльники;

  • отнятие и порча вещей;

  • принуждение употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества и др.

Любое насилие, тем более применяемое к ребенку, влечет за собой серьезные последствия. В школе ребенок, ставший жертвой, переживает серьезные психические травмы: так как школа носит принудительный характер, обиженный ребенок обязан возвращаться к обидчикам. Такая ситуация ведет к серьезным последствиям.



1.3 Последствия школьного насилия

Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия.

Различают









К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, потеря сознания. Так же к ближайшим последствиям относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия: эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные заболевания.

Последствием насилия могут выступать различные заболевания, которые могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей и т.д.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания как тики, заикание,энурез, некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

1.4 Психические особенности детей, пострадавших от насилия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения переживают психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на дальнейшую жизнь.

Ребенок, ставший жертвой, сам испытывает гнев, который нередко изливает на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том и в другом случае нарушаются контакты, общение со сверстниками, которые обязательны в условиях школы.

Одним из тяжелых последствий жестокого насильственного отношения является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха. Общение со сверстниками затруднено. У детей, переживших насилие, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна.

Так же специалисты выделяют социальные последствия жестокого обращения с детьми.

Дети, пережившие насилие, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети-жертвы нередко находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными, а иногда и опасными, для самих себя и общества.

Таким образом, можно сказать, что пострадавшие от насилия дети проявляют асоциальное и антисоциальное поведение, рано приобщаются к употреблению алкоголя, пробуют наркотики, получают различные физиологические и психологические травмы. Некоторые замыкаются в себе, невротизируются. Другие сами становятся насильниками, и происходит процесс воспроизводства жестокости. Это способствует плохой успеваемости, низкой самооценке, агрессии и гневу, подавленному состоянию, депрессии, попыткам суицида, нарушению коммуникативных навыков, невротизации ребенка



    1. Детерминанты (причина) жестокости и насилия в школе.

Детская жестокость обусловлена целым рядом причин. Ее могут провоцировать :

  • индивидуальные особенности личности ребенка;

  • неблагополучие семьи, в которой он растет и воспитывается;

  • жестокость, демонстрируемая в СМИ;

  • условия обучения в школе.

  • Сами школьные рамки могут выступать причиной жестокости детей и подростков.

Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Школа принуждает, обязывает. Это такой социальный институт, который дети должны пройти в течение нескольких лет, получить знания, умения, навыки, где они должны научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками, педагогами, научиться находить выходы из ситуаций, научиться выживать. Школа – это часть социума, и в ней как в зеркале отражаются все его негативные стороны: а именно враждебность, жестокость, насилие. Дети должны научиться противостоять жестокости, а школа обязана отслеживать и пресекать насилие.



Факторы, провоцирующие насилие в школьном сообществе:

- Внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности ( 60 % учащихся принадлежат этой возрастной группе).

- Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении – в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее.

- Недостаточный уровень коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах.

- Традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:

1) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия.

2) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива.

3) особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;

4) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы) допускающую жестокое отношение к одноклассникам;

5) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;

6) традиции в социуме, пропагандируемые в СМИ.

Некоторые специалисты уверены, что сам педагог является детерминантом детской жестокости. Педагогические действия могут провоцировать или нейтрализовать проявления агрессивности детей и подростков. Преобладание в отношении педагога к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.

Так же школьному насилию способствуют:

1.Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку, в силу его особенностей, подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.

В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, то есть меньшая вероятность выявления акта насилия , в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы. Отсутствие поблизости других школ, ограничения в выборе также позволяют детям-насильникам издеваться, так как у жертв нет выбора, в какой школе им учиться.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение. Перегруженный работой учитель часто не вмешивается в детские разборки. Объясняя себе и родителям это тем, что дети разберутся сами, это воспитает в них ответственность и самостоятельность.

Ученые считают, что гораздо больший риск подвергнуться насилию (а впоследствии, возможно, самому стать насильником), обнаруживается у детей, семьи которых отличаются по следующим признакам:

  • Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем одиночкой, больше склонен к применению насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять эмоциональное насилие, чем мальчик ( в СМИ нередко можно увидеть школьные драки, инициаторами и жертвами которых выступают девочки).

  • Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим насильственность ребенка мать не осуждает и не корректирует. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

  • Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

  • Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают ее и в дальнейшем применяют в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. В семьях, где практикуется насилие, дети оценивают насильственные ситуации иначе. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному и повышенному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, в криках и побоях со стороны педагога или других детей ребенок не будет видеть ничего плохого.

  • Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности стресса. Большая предрасположенность к насильственным действиям обнаруживается у детей с низкой толерантностью к стрессу. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия.

1.6 Кто чаще всего становится жертвами школьного насилия

Жертвами школьного насилия становятся дети, которые слабее или чем-то отличаются от других, т.е. дети, имеющие:

  • физические недостатки (дети, которые носят очки, имеют сниженный слух; кто не может дать отпор и защитить себя)

  • особенности поведения. Мишенью для насмешек и насилия становятся обидчивые дети, плаксы, угрюмые или замкнутые, или наоборот, дети с импульсивным поведением. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко теми и другими одновременно;

  • особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: как неопрятная одежда, так и рыжие волосы, веснушки, кривые ноги, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

  • плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия. Причина – недостаток опыта общения и самовыражения. Они легче принимают роль жертвы, смиряются с ситуацией, внутренне находят оправдание насильнику.

Сюда же можно отнести детей, у которых:

  • Отсутствует опыт жизни в коллективе (домашние дети, не посещающие до школы детских садов, они могут не иметь необходимых навыков общения).

  • Страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых также были проблемы в школе. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Такой ребенок легче станет объектом для издевательств одноклассников.

  • Низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

  • Болезнь. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, энурез, нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушения обучения чтению), дискалькулия (нарушение обучения счету) и т.д.

Часть 2

2.1 Система психолого-педагогических действий профилактики

Система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

  • диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

  • консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

  • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

  • информационно-образовательная работа с детьми;

  • формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:

  • улучшение психологического климата в школе;

  • повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

  • повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

  • снижение асоциального поведения школьников;

  • развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стра­тегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

  • направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения (Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).

В содержание психолого-педагогического модуля включены:

  • психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;

  • рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;

  • рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению;

  • рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.

  • индивидуальная работа с ребенком.

Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

  • Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

  • Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

  • Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

  • Тест «Склонности к риску»;

  • «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

  • Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс)

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).

Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы.


2.2 Как не стать жертвой школьного насилия!!!

- Тот кто издевается, нуждается в признании и возможности быть важным. 
- Унижаемый нуждается в поддержке и признании одноклассников и старшеклассников.



Помни 
- Разговор по поводу издевательства - это не ябедничество, это защита себя и других. 
- Ябедничество - это если ты хочешь кому-то доказать, что ты лучший, в ущерб другому (посмотри, какой он плохой и какой я хороший). 
Ученики и учителя:
Если вы хотите покончить в своей школе с издевательством, то: 
- Осветите все случаи издевательства (мы знаем это и мы с этим не согласны) 
- Не обвиняйте кого-либо, найдите решения, которые бы помогли как тому, кто издевается, так и унижаемому 
- Избегайте вопросов "почему" 
- Подходите к проблеме с практической стороны (что делать, когда и кто делает) 
- Создавайте между детьми систему поддержки 
- Обучите детей самим улаживать ссоры 
- Организуйте обсуждение в группах 
Если над тобой или над кем-нибудь другим издеваются: 
- Поговори об этом со своим другом 
- Поговори об этом с несколькими взрослыми, которым ты доверяешь

НИКТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОДИНОК, ЕСЛИ ОН САМ ЭТОГО НЕ ХОЧЕТ 

Как перестать быть жертвой дразнилок

Совет 1. Осознай причину

Совет 2. Измени свое отношение, не реагируй!

Совет 3. Придерживайся этого правила на 100%

2.2 Как бороться с насилием?

Если мы хотим помочь нашим детям не стать жертвой чьей-то злой воли, мы должны воспитывать в них правильную систему ценностей .

Учить умению договариваться, выдержке, самообладанию. Отрабатывать навыки ненасильственного взаимодействия, самоуважению, навыки психологической защиты. Воспитывать здоровую философскую систему и толерантность!!!!













Этапы профилактической работы

1этап (шаг)

  • Признать, что проблема существует

  • Определить её масштаб

2этап (шаг)

  • Разработать план действий: этический кодекс школы, группа поддержки для пострадавших

3этап (шаг)

  • Выполнение программы

2.3 Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

В школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, с его переосмысления профессиональных ценностей. На уровне класса у учителя двойная функция: с одной стороны, ему положено руководить обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение учеников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения. В отношениях с классом в целом ему отводится роль лидера группы.

Насилию в школе необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совокупными усилиями всего преподавательского коллектива.

Заявленная позиция преподавателей имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы.

Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного.

Итак, в практику школьной жизни необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Для решения поставленных задач в процессе реализации данной програм­мы используются различные методы: социально-перцептивные, ситуацион­ные, импровизационные, моделирую­щие и ролевые игры, упражнения, направленные на выработку навыков установления обратной связи, обмена чувствами, использования техники присоединения, фиксирующие состо­яние «здесь и теперь».

Особенно эффективны, на наш взгляд, ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Конечно, необходимость признать в ученике равного себе подчас вызывает у него мучительные переживания, раздражение на коллег и особенно на организаторов игры. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.


2.4 Как действовать учителю

-Если конфликтная ситуация вышла из-под контроля, не пытайтесь уладить её самостоятельно - зовите на помощь третьи лица (социальный педагог,охрана, милиция, администрация школы).

- помните, что вы не имеете права отстаивать чьи-либо интересы (до полного выяснения обстоятельств

-  если ребенок постоянно подвергается преследованиям со стороны других школьников, не бойтесь рекомендовать родителям перевести его в другую школу.

- Если вы являетесь классным руководителем класса, в котором наблюдаются постоянные конфликты, необходимо выработать программу, способствующую повышению уровня коммуникативной культуры и межличностного общения.

-  Используйте различные ситуации - просмотр телепрограммы, художественного фильма, случая из жизни - для формирования нетерпимого отношения к различным формам насилия, анализа подлинных мотивов агрессивного поведения, выбора альтернативных действий.

-  Проводя коррекционную работу со школьным правонарушителем, не ставьте основной акцент на беседах, нравоучениях, лучше помогите ему найти адекватный выход агрессивной энергии (футбол, баскетбол...).

- Серьезное значение в профилактике насилия в школе имеют школьные рейды с привлечением родителей, ОДН, СПЦ в места скопления детей в вечернее время.

-Не провоцируйте детей на агрессию.

- Не умалчивайте о случаях жестокого обращения с детьми ваших коллег.


2.5 Технология реагирования на выявленные либо установленные факты насилия (травли)

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации насилия специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по воспитательной работе).

2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.


Алгоритм сбора информации по факту насилия

Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

— реальность самого насилия;

— его длительность;

— его характер (физический, психологический, смешанный);

— основные проявления насилия;

—участники(инициаторы и исполнители насилия).;

— их мотивации к насилию;

— свидетели и их отношение к происходящему;

— поведение жертвы (пострадавшего);

— динамику всего происходящего;

— прочие важные для диагностики обстоятельства.


Непосредственная работа с жертвами и преследователями

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

1. Я тебе верю.

2. Мне жаль, что с тобой это случилось.

3. Это не твоя вина.

4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.

5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность



Практический материал.

Подвижные игры

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.


«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.


«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.


«Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.


«Попроси игрушку» — невербальный вариант

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?»
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.


«Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.


«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

Кроме упражнения «Зайчики», рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».


«Я вижу...»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...».
Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.


«Ласковые лапки»

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.


«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.


«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.






























40



Просмотр содержимого презентации
«детство без насилия»

«Детство без жестокости и насилия»  Цель: «Профилактика насилия в школе»  Семинар- практикум для учителей. 2014-2015 г

«Детство без жестокости и насилия» Цель: «Профилактика насилия в школе»

Семинар- практикум для учителей.

2014-2015 г

Наши дети в жестоком социуме

Наши дети в жестоком социуме

Учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого.  В трудной ситуации никогда не обратятся к учителю 89% подростков.  Для 65% россиян учитель не является авторитетом.

Учительское насилие

в школах касается

20% детей — каждого пятого.

В трудной ситуации

никогда не обратятся к учителю

89% подростков.

Для 65% россиян

учитель не является авторитетом.

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ:  как противостоять  жестокости и агрессии

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ: как противостоять жестокости и агрессии

Насилие -это поведение, нарушающее права другого человека

Насилие -это поведение, нарушающее права другого человека

ФИЗИЧЕСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МОРАЛЬНОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ Виды насилия

ФИЗИЧЕСКОЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

МОРАЛЬНОЕ

СЕКСУАЛЬНОЕ

Виды насилия

Школьное насилие  – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями к ученикам или учениками по отношению к учителю.
  • Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями к ученикам или учениками по отношению к учителю.
Эмоциональное насилие  – деяние, направленное на ухудшение психологического благополучия жертвы

Эмоциональное насилие – деяние, направленное на ухудшение психологического благополучия жертвы

Психологическое насилие   Формы проявления Сверхкритичное отношение Лишение стимуляции  Неприятие Ярлыки Унижения достоинства Чрезмерные требования Оскорбления Обзывания .. Угрозы Прозвища

Психологическое насилие Формы проявления

Сверхкритичное отношение

Лишение стимуляции

Неприятие

Ярлыки

Унижения достоинства

Чрезмерные требования

Оскорбления

Обзывания

..

Угрозы

Прозвища

Физическое насилие – нанесение жертве физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие – нанесение жертве физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие  Формы проявления

Физическое насилие Формы проявления

В школе ребенок, ставший жертвой, переживает серьезные психические травмы: так как школа носит принудительный характер, обиженный ребенок обязан возвращаться к обидчикам

В школе ребенок, ставший жертвой, переживает серьезные психические травмы: так как школа носит принудительный характер, обиженный ребенок обязан возвращаться к обидчикам

Последствия школьного насилия.   Ближайшие последствия Отдаленные последствия

Последствия школьного насилия.

Ближайшие последствия

Отдаленные последствия

Отличительные признаки  возможной жертвы насилия

Отличительные признаки возможной жертвы насилия

Детерминанты жестокости и насилия в школе.

Детерминанты жестокости и насилия в школе.

Так же школьному насилию способствуют:

Так же школьному насилию способствуют:

Семьи «группы риска» насильственного поведения детей

Семьи «группы риска» насильственного поведения детей

Как защитить себя???

Как защитить себя???

Как перестать быть жертвой дразнилок Совет 1. Осознай причину  Совет 2. Измени свое отношение, не реагируй!  Совет 3. Придерживайся этого правила на 100%

Как перестать быть жертвой дразнилок

Совет 1. Осознай причину

Совет 2. Измени свое отношение, не реагируй!

Совет 3. Придерживайся этого правила на 100%

Помни!!!

Помни!!!

  • Разговор по поводу издевательства- это не ябедничество, это защита себя и других.
  • Ябедничество-это если ты хочешь кому-то доказать, что ты лучший, в ущерб другому (посмотри, какой он плохой и какой я хороший)
Ученики и учителя Если вы хотите покончить в своей школе с издевательством , то:

Ученики и учителя

Если вы хотите покончить в своей школе с издевательством , то:

  • Осветите все случаи издевательства
  • Не обвиняйте кого-либо, найдите решения, которые бы помогли как тому, кто издевается, так и унижаемому.
  • Избегайте вопросов «Почему?»
  • Создавайте между детьми систему поддержки
  • Обучите детей самим улаживать ссоры
  • Организуйте обсуждение в группах
Пути и средства борьбы с насилием

Пути и средства борьбы с насилием

Как действовать учителю

Как действовать учителю

  •   не пытайтесь уладить конфликт самостоятельно - зовите на помощь третьи лица
  • помните, что вы не имеете права отстаивать чьи-либо интересы
  • не бойтесь рекомендовать родителям перевести его в другую школу.
  •   необходимо выработать программу, способствующую повышению уровня коммуникативной культуры и межличностного общения.
  •   используйте различные ситуации - просмотр телепрограммы, художественного фильма, случая из жизни - для формирования нетерпимого отношения к различным формам насилия.
  •   не ставьте основной акцент на беседах, нравоучениях
  • не провоцируйте детей на агрессию.
  •   не умалчивайте о случаях жестокого обращения с детьми ваших коллег.
Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:  1. Я тебе верю.  2. Мне жаль, что с тобой это случилось.  3. Это не твоя вина.  4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.  5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию: 1. Я тебе верю. 2. Мне жаль, что с тобой это случилось. 3. Это не твоя вина. 4. Хорошо, что ты мне об этом сказал. 5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность

Выполнила: Пономарева А.Ю.  группа Н-4а

Выполнила: Пономарева А.Ю. группа Н-4а


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Детство без насилия и жестокости"

Автор: Сагандыкова Сауле Даулетхановна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час Детство без насилия"
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi_chas_detstvo_bez_nasiliia"
    ["file_id"] => string(6) "500409"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1550524076"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Детство без насилия и жестокости"
    ["seo_title"] => string(36) "detstvo_bez_nasiliia_i_zhestokosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "623465"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1674049207"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Детство без насилия и жестокости"
    ["seo_title"] => string(34) "detstvo_bez_nasiliia_i_zhestokosti"
    ["file_id"] => string(6) "622872"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1673511178"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Классный час :"детство без насилия""
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi_chas_detstvo_bez_nasiliia_1"
    ["file_id"] => string(6) "659949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732126625"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Детство без жестокости и насилия""
    ["seo_title"] => string(37) "dietstvo_biez_zhiestokosti_i_nasiliia"
    ["file_id"] => string(6) "365533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480844280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства