Цели урока: 1. Способствовать формированию знаний учащихся о семье как социальном институте; социальном институте брака; традиционных семейных ценностях русской цивилизации; тенденциях развития семьи в современном мире. 2. Продолжить развивать умения учащихся работать с учебной литературой, оформлять записи в тетради, решать поставленные задачи при разных формах работы. Развивать навыки одиннадцатиклассников характеризовать семью как важнейший социальный институт, формулироватьна основе приобретенных знаний собственное суждение и аргументы по проблемам семьи и брака; сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы. 3. Воспитать уважение к институту семьи и брака.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Институт семьи и брака».»
Институт семьи и брака 11 класс ( профильный уровень )
Авраменко Наталья Леонидовна,
учитель истории и обществознания
Многопрофильного лицея-интерната
ГОУ ВПО «ДонНУ»
Ожидаемые результаты:
характеризовать семью как социальный институт;
выделять особенности социального института брака;
прослеживать традиционные семейные ценности русской цивилизации в своей семье;
высказывать свое мнение по поводу тенденций развития семьи в современном мире.
Социология:
Семья как социальный институт рассматривается в виде комплекса существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.
1
3
мать
2
4
Супруже-ские
5
10
сын
Семейные
роли
9
детские
Внутри-поколен-ные
сестра
Младший брат
Старшая дочь
6
Межпоко-ленные
8
прадед
внук
7
Юридическое понятие:
Социологическое понятие:
Брак – это добровольный, равноправный, заключенный в установленном законом порядке союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений, между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Формы брака
полигамный
моногамный
полигиния
(многоженство)
полиандрия
(многомужество)
Страны, где узаконены однополые браки, 2018 г.
Элементы системы: члены семьи и предметы их быта, в том числе муж, жена, теща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, теща не поссорится с зятем, колодец не зацветет и кошка не наведет котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хоть бы туда и провели водопровод, это будет не семья, а заселенный участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И наоборот, если умрет теща, будет перезаложен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на изменения в количестве элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры. Лев Гумилёв
Система семейных ценностей
1) ценности супружества;
2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;
3) ценности родительства, воспитания детей;
4) ценности родственных связей;
5) ценности, связанные с саморазвитием;
6) ценности внесемейных коммуникаций;
7) ценности профессиональной занятости
https://www.youtube.com/watch?v=esyezAXbJWQ
Виды семей
Нуклеарные
Многопоколенные
(расширенные): под одной крышей 2-3 поколения
супружеская пара с детьми
Эволюция нуклеарной семьи
В прошлом превалировала модель однокарьерная, где отец являлся главой семьи, он был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и кормил семью, а мать была занята домашним хозяйством, следила за порядком в доме, готовила пищу – это, так называемая, традиционный тип. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двукарьерная или двудоходная модель, согласно которой и отец и мать работают поровну, делят домашние заботы. Но не всегда в семьях обязанности распределяются справедливо и поэтому выделяют семьи: партнерского (эгалитарного) типа - муж и жена работают и делят домашние обязанности, и семья эксплуататорского типа - где супруги работают оба, но домашние обязанности остаются на плечах одного.
https://www.youtube.com/watch?v=rmsc-r-skR0
Проблемы современной семьи:
Насилие в семье
Алкоголизм в семье
Жилищная проблема
Материальные проблемы
Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
Проблема нравственного воспитания
Высокая смертность населения
Плохая экология
Проверь себя!
0
х
0
х
0
х
Оцени свою работу на уроке
Закончите следующие предложения:
Я понял …
Я узнал …
Я бы хотел …
Мне было интересно …
Затруднение вызвало …
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Обязательная часть:
1.Прочитать § 11, ответить на вопросы (устно).
2.Выучить термины, конспект.
Дополнительное задание:
Составьте краткую справку о помощи государства семьям и детям на основании дополнительной литературы, интернета.