Власть и закон: новые приоритеты
В переустройстве общества, которое с таким трудом происходит в нашей стране, два явления привлекают, пожалуй, наибольшее внимание. Одно из них – власть, другое – закон. И в этом нет ничего удивительного, ибо преобразование власти и властеотношений всегда было важнейшей задачей революции. Сегодня нас особо заботит раскрытие подлинно народного характера власти, не отчуждаемой от общества, как в прошлые годы. Столь же явственно осознается многими гражданами и новая роль закона, поскольку именно закон создает стабильный порядок в обществе и демократические процедуры, защищает личность.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 94
Взятые порознь, власть и закон действительно выступают мощнейшими рычагами преобразований в нашем обществе Но каково соотношение между ними, каковы тенденции изменения? Вопрос не новый, поскольку в истории человечества на него всегда приходилось искать ответ.
Платон предвидел гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, он усматривал спасение государства и все блага. Аристотель, признавая закон, а не человека олицетворением верховной власти в государстве, пояснял: закон свободен от человеческих аффектов и представляет собой «уравновешенный разум».
Увы, общество развивалось противоречиво и деспотизм правителей брал верх, а их воля «творила» законы как орудие власти и своекорыстия. И не случайно канун французской революции ознаменован приоритетом идей о примате закона. Руссо писал, что самая могущественная власть недостаточно сильна, чтобы постоянно господствовать, если только она не превращает свою силу в право, а послушание других – в долг. Вслед за ним Монтескье в своем труде «О духе законов» обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную в интересах общества, ибо концентрация их ведет к злоупотреблениям. Народ же не способен законодательствовать сам и действует через представителей.