kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общество как система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие общество. Общество как система. Функции и типы общества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общество как система»

Развитие общества

Развитие общества

План изучения темы:

План изучения темы:

  • Понятие,
  • Теории развития общества,
  • Типология общества.
В широком философском смысле: Общество- совокупность всех форм объединений людей и способов их взаимодействия.

В широком философском смысле:

  • Общество-

совокупность всех форм объединений людей и способов их взаимодействия.

  • Часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней
В узком смысле: общество

В узком смысле: общество

  • Население определенной территории.
  • Определенный этап исторического развития,
  • Группа людей, объединенных для совместной деятельности.
В социологии:

В социологии:

  • Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризующиеся осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.
Теории развития общества:

Теории развития общества:

  • Эволюционная теория (Спенсер, О. Конт, Дюркгейм),
  • Теория цикличного развития (Шпенглер, Тойнби),
  • Функциональная теория,
  • Теория конфликта.
Основные понятия эволюционизма:

Основные понятия эволюционизма:

  • Развитие происходит постепенно, медленно,
  • Развитие от простого к сложному,
  • Развитие необратимый характер,
  • Поэтапное развитие,
  • Развитие совершается по объективным законам,
  • Развитие является однолинейным.
Недостатки эволюционизма:

Недостатки эволюционизма:

  • Критерии социального прогресса могут выступать и как факторы регресса и разрушения:
  • Знания создание оружия массового уничтожения,
  • Свобода беспредел,
  • Развитие техники экологические проблемы.
Теория циклических изменений:

Теория циклических изменений:

  • Любое общество (цивилизация) проходит три стадии в своем развитии:
  • Стадия становления,
  • Стадия расцвета,
  • Стадия упадка (гибель).
  • О. Шпенглер «Закат Европы» (1918 г.)
Функциональная теория:

Функциональная теория:

  • Ключевое понятие – система – ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи.
  • Изменения происходят тогда, когда система теряет равновесие: развитие материальной культуры опережает развитие нематериальной культуры.
Конфликтная теория:

Конфликтная теория:

  • Напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений
Признаки общества как системы:

Признаки общества как системы:

  • Целостность,
  • Взаимовлияние,
  • Иерархичность,
  • Динамичность,
  • Постоянное развитие,
  • Функциональность.
Сфера общества определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.  Каждая сфера включает:

Сфера общества

  • определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.

Каждая сфера включает:

  • Виды деятельности,
  • Социальные институты,
  • Сложившиеся отношения между людьми.
Сферы жизни общества: Социальная экономическая Культурная Политическая

Сферы жизни общества:

Социальная

экономическая

Культурная

Политическая

Модернизация -  переход от традиционного общества к светскому, индустриальному обществу.

Модернизация -

  • переход от традиционного общества к светскому, индустриальному обществу.

Общество как динамичная и развивающаяся система:

Общество как динамичная и развивающаяся система:

Типология общества Традиционное (аграрное) Индустриальное Развитие экономической сферы Постиндустриальное (основной фактор производства, основа развития экономики) (информационное) Развитие социальных отношений (роль и характер семьи, социальная структура и мобильность) Развитие политической сферы (какие институты влияют на власть, наличие прав и свобод населения) Развитие духовной жизни (роль религии ,образования)

Типология общества

Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Развитие экономической сферы

Постиндустриальное

(основной фактор производства, основа развития экономики)

(информационное)

Развитие социальных отношений (роль и характер семьи, социальная структура и мобильность)

Развитие политической сферы (какие институты влияют на власть, наличие прав и свобод населения)

Развитие духовной жизни (роль религии ,образования)

Традиционное (аграрное) Индустриальное Развитие экономической сферы (основной фактор производства, основа развития экономики)  Земля – основной фактор производства; Аграрно-сырьевая экономика; Господство натурального хозяйства, Преобладание экстенсивной технологии, Ручной труд Постиндустриальное  Капитал - основной фактор производства; Массовое промышленное производство,  Использование интенсивных технологий,  Механизация и автоматизация производства (информационное)

Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Развитие экономической сферы

(основной фактор производства, основа развития экономики)

  • Земля – основной фактор производства;
  • Аграрно-сырьевая экономика;
  • Господство натурального хозяйства,
  • Преобладание экстенсивной технологии,
  • Ручной труд

Постиндустриальное

  • Капитал - основной фактор производства;
  • Массовое промышленное производство,
  • Использование интенсивных технологий,
  • Механизация и автоматизация производства

(информационное)

  • Информация - основной фактор производства;
  • Развитие наукоемких производств и технологий;
  • Большая роль сферы услуг,
  • Компьютеризация производства.
Традиционное (аграрное) Индустриальное Развитие социальных отношений (роль и характер семьи, социальная структура и мобильность) Постиндустриальное Сословная иерархия, Затруднение вертикальной социальной мобильности,  Преобладание расширенных семей (традиционный тип семьи). (информационное)

Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Развитие социальных отношений (роль и характер семьи, социальная структура и мобильность)

Постиндустриальное

  • Сословная иерархия,
  • Затруднение вертикальной социальной мобильности,
  • Преобладание расширенных семей (традиционный тип семьи).

(информационное)

  • Различные формы стратификации,
  • Формирование среднего класса,
  • Высокий уровень социальной мобильности,
  • Преобладание нуклеарных семей,
  • Урбанизация
  • Постепенное сокращение соц. неравенства,
  • Рост удельного весе среднего класса,
  • Равные стартовые возможности для всех соц. Слоев,
  • Преобладание семей партнерского типа.
Традиционное (аграрное) Развитие политической сферы (какие институты влияют на власть, наличие прав и свобод населения) Индустриальное Преобладание традиционной легитимности власти,  Деспотизм, Активное влияние армии и церкви на политическую жизнь Постиндустриальное  Демократизация политической жизни, Развитие гражданского общества (информационное)

Традиционное (аграрное)

Развитие политической сферы (какие институты влияют на власть, наличие прав и свобод населения)

Индустриальное

  • Преобладание традиционной легитимности власти,
  • Деспотизм,
  • Активное влияние армии и церкви на политическую жизнь

Постиндустриальное

  • Демократизация политической жизни,
  • Развитие гражданского общества

(информационное)

  • Реализация демократических принципов,
  • Движение к правовому государству.
Традиционное (аграрное) Индустриальное Развитие духовной сферы Постиндустриальное  Ценность традиций, коллективизма,  Религиозный характер культуры,  Влияние церкви на общество,  Небольшое число грамотных людей. (информационное)

Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Развитие духовной сферы

Постиндустриальное

  • Ценность традиций, коллективизма,
  • Религиозный характер культуры,
  • Влияние церкви на общество,
  • Небольшое число грамотных людей.

(информационное)

  • Ценность прогресса, индивидуальной свободы, личного успеха,
  • Интенсивное развитие науки и образования
  • Появление массовой культуры.
  • Особая роль науки,
  • Непрерывное образование на протяжении всей жизни,
  • Ценность индивидуального творчества,
  • Виртуальная культура.
Трансформация обществ: Общество охотников и собирателей I революция одомашнивание (животных и растений) Огородническое общество Скотоводческое общество II революция – аграрная (изобретение плуга) Аграрное общество III революция промышленная  (изобретение парового двигателя ) Индустриальное общество В процессе становления IV революция Информационная (изобретение микрочипов ) Постиндустриальное общество

Трансформация обществ:

Общество охотников и собирателей

I революция одомашнивание

(животных и растений)

Огородническое общество

Скотоводческое общество

II революция – аграрная

(изобретение плуга)

Аграрное общество

III революция промышленная

(изобретение парового двигателя )

Индустриальное общество

В процессе становления

IV революция

Информационная

(изобретение

микрочипов )

Постиндустриальное общество

Типология общества:

Типология общества:

  • Традиционное (аграрное)общество,
  • Индустриальное общество,
  • Постиндустриальное общество.
Практическое задание: соотнести черты к традиционному и индустриальному обществу:

Практическое задание: соотнести черты к традиционному и индустриальному обществу:

  • Главную роль играет промышленное производство,
  • Политическая власть носит патриархальный характер,
  • Быстрое развитие науки и техники,
  • Преобладание с/х,
  • Господство традиционного типа социального взаимодействия,
  • Закрытая соц. структура,
7. Власть и управление рационализированы (полагается на закон), 8. Слабо воспринимаются инновации, застойно по своей природе, 9. Религиозное сознание доминирует во всех сферах жизни общества, 10. Происходит секуляризация общественной жизни, 11. Открытый характер соц. структуры 12. Городское население преобладает над сельским.

7. Власть и управление рационализированы (полагается на закон),

8. Слабо воспринимаются инновации, застойно по своей природе,

9. Религиозное сознание доминирует во всех сферах жизни общества,

10. Происходит секуляризация общественной жизни,

11. Открытый характер соц. структуры

12. Городское население преобладает над сельским.

Постиндустриальное общество:

Постиндустриальное общество:

  • Основано на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве,
  • Хорошо развита сфера услуг,
  • Автоматизация многих процессов на рабочем месте, благодаря внедрению компьютеров,
  • Быстрое развитие знаний на основе создания, обработки и распределения информации.
Социальные факторы изменений:

Социальные факторы изменений:

  • Физическая среда,
  • Население,
  • Конфликты из-за ресурсов и ценностей,
  • Поддерживающие ценности и нормы,
  • Инновации,
  • Диффузия - процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной соц. системы к другой
Описание жизни «стопроцентного американца»: «Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему свое происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалы неамериканского происхождения: хлопок, лен, шелк…

Описание жизни «стопроцентного американца»:

«Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему свое происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалы неамериканского происхождения: хлопок, лен, шелк…

Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке… А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии… Р. Линтон

Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке…

А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии…

Р. Линтон


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Общество как система

Автор: Овсянникова Елизавета Николаевна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к занятию по дисциплине ОДБ.05 Обществознание по теме: "Общество как сложная система". "
    ["seo_title"] => string(116) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestvoznaniie-po-tiemie-obshchiestvo-kak-slozhnaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "127111"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415272769"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Личность. Как стать личностью"
    ["seo_title"] => string(25) "lichnostkakstatlichnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "276899"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452795024"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация по обществознанию "Общество как развивающаяся система""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiapoobshchiestvoznaniiuobshchiestvokakrazvivaiushchaiasiasistiema"
    ["file_id"] => string(6) "283706"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453876387"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "тест по обществознанию 11класс "
    ["seo_title"] => string(36) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-11klass"
    ["file_id"] => string(6) "168630"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423255447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства