Цель работы заключается в cопоставлении двух видов искусства в раскрытии темы взаимоотношения человека и Мироздания, человека и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха.
*Выявление точек соприкосновения в творчестве мастеров.
*Познакомиться с философской лирикой Ф.И. Тютчева.
*Познакомиться с творчеством художника-философа Н.К. Рериха.
Произвести сопоставительный анализ художественной и поэтической системы Ф.И. Тютчева и Н.К. Рериха
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе с музыкой »
Университетский лицей МБОУ Исследовательская работа по литературе Человек пред ликом мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха
Цели работы:
Сопоставление двух видов искусства в раскрытии темы взаимоотношения человека и Мироздания, человека и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха.
Выявление точек соприкосновения в творчестве мастеров.
Задачи работы:
Познакомиться с философской лирикой Ф.И. Тютчева.
Познакомиться с творчеством художника-философа Н.К. Рериха.
Произвести сопоставительный анализ художественной и поэтической системы Ф.И. Тютчева и Н.К. Рериха.
Н.К. Рерих «Розовые горы»
Ф.И. Тютчев «День и ночь».
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Модель мира в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха
В лирике Тютчева отразилось двойственное понимание им мира, понимание Мироздания как борьбы двух стихийных начал.
Картины Рериха поражают своей эпичностью, огромностью пространства земли и неба, величественным покоем.
Н.К. Рерих «Королевский монастырь»
Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Н.К.Рерих «Тень учителя»
Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..»
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
Н.К. Рерих «Королевский монастырь»
Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Н.К.Рерих «Тень учителя»
Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..»
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходя́т оне Безмолвно, как звезды́ в ночи, — Любуйся ими — и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изрече́нная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи. Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглуши́т наружный шум, Дневные разгоня́т лучи, — Внимай их пенью — и молчи!..
Человек и его взаимоотношение с Мирозданием
Тютчев положил основание новому взгляду на личность и его взаимоотношение с Мирозданием. Человек в круговороте безбрежного океана Вселенной причастен к мировому круговращению. Однако эта причастность не только не исключает драматизма взаимоотношений, но, напротив, предопределяет его. Человек затерян в мировом хаосе, но не растворен в нем. Вселенная нуждается в человеке, мир без него пуст.
У Рериха нет мотива разлада человека с природой. В нем та же гармония, тот же «строй во всем, что в мире». Человек не чувствует себя песчинкой перед ликом Мироздания. В человеке Рериха нет напряженности, только спокойствие и самоуглубление, созерцание величия Мироздания.
В картинах Н.К. Рериха и в стихотворениях Ф.И. Тютчева-природа живой организм, Вселенная пронизана присутствием Мировой души, она дышит, живет по законам вечности. Полюса Мироздания - свет и тьма, единство и борьба.
Мир в изображении Тютчева противоречив, человек - песчинка перед ликом Мироздания, он в разладе с собой и с миром.
Картины мира в изображении Н.К. Рериха эпичны, величественны. У него нет разлада человека с Мирозданием.