kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по литературе с музыкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы заключается в cопоставлении двух видов искусства в раскрытии темы взаимоотношения человека и Мироздания, человека и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха.

*Выявление точек соприкосновения в творчестве мастеров.

*Познакомиться  с философской лирикой Ф.И. Тютчева.

*Познакомиться с творчеством художника-философа Н.К. Рериха.

Произвести сопоставительный анализ художественной и поэтической системы Ф.И. Тютчева и Н.К. Рериха

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе с музыкой »

Университетский лицей МБОУ  Исследовательская работа  по  литературе    Человек пред ликом мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха

Университетский лицей МБОУ Исследовательская работа по литературе Человек пред ликом мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха

Цели работы:

Цели работы:

  • Сопоставление двух видов искусства в раскрытии темы взаимоотношения человека и Мироздания, человека и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха.
  • Выявление точек соприкосновения в творчестве мастеров.
Задачи работы:

Задачи работы:

  • Познакомиться с философской лирикой Ф.И. Тютчева.
  • Познакомиться с творчеством художника-философа Н.К. Рериха.
  • Произвести сопоставительный анализ художественной и поэтической системы Ф.И. Тютчева и Н.К. Рериха.
Н.К. Рерих «Розовые горы» Ф.И. Тютчев «День и ночь». На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День - сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день - настала ночь; Пришла - и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь: И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!

Н.К. Рерих «Розовые горы»

Ф.И. Тютчев «День и ночь».

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День - сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Модель мира в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха  В лирике Тютчева отразилось двойственное понимание им мира, понимание Мироздания как борьбы двух стихийных начал.  Картины Рериха поражают своей эпичностью, огромностью пространства земли и неба, величественным покоем.

Модель мира в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха

В лирике Тютчева отразилось двойственное понимание им мира, понимание Мироздания как борьбы двух стихийных начал.

Картины Рериха поражают своей эпичностью, огромностью пространства земли и неба, величественным покоем.

Н.К. Рерих «Королевский монастырь» Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…» Как океан объемлет шар земной,  Земная жизнь кругом объята снами;  Настанет ночь - и звучными волнами  Стихия бьет о берег свой.   То глас ее; он нудит нас и просит...  Уж в пристани волшебный ожил челн;  Прилив растет и быстро нас уносит  В неизмеримость темных волн.      Небесный свод, горящий славой звездной,  Таинственно глядит из глубины,-  И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Н.К. Рерих «Королевский монастырь»

Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Н.К.Рерих «Тень учителя» Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..» О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!.. О! страшных песен сих не пой! Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!..

Н.К.Рерих «Тень учителя»

Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..»

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

О! страшных песен сих не пой!

Про древний хаос, про родимый

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О! бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

Н.К. Рерих «Королевский монастырь» Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…» Как океан объемлет шар земной,  Земная жизнь кругом объята снами;  Настанет ночь - и звучными волнами  Стихия бьет о берег свой.   То глас ее; он нудит нас и просит...  Уж в пристани волшебный ожил челн;  Прилив растет и быстро нас уносит  В неизмеримость темных волн.      Небесный свод, горящий славой звездной,  Таинственно глядит из глубины,-  И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Н.К. Рерих «Королевский монастырь»

Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Н.К.Рерих «Тень учителя» Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..» О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!.. О! страшных песен сих не пой! Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!..

Н.К.Рерих «Тень учителя»

Ф.И. Тютчев «О чем ты воешь ветр ночной..»

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

О! страшных песен сих не пой!

Про древний хаос, про родимый

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О! бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

Silentium!  Молчи, скрывайся и таи  И чувства и мечты свои —  Пускай в душевной глубине  Встают и заходя́т оне  Безмолвно, как звезды́ в ночи, —  Любуйся ими — и молчи.   Как сердцу высказать себя?  Другому как понять тебя?  Поймёт ли он, чем ты живёшь?  Мысль изрече́нная есть ложь.  Взрывая, возмутишь ключи, —  Питайся ими — и молчи.   Лишь жить в себе самом умей —  Есть целый мир в душе твоей  Таинственно-волшебных дум;  Их оглуши́т наружный шум,  Дневные разгоня́т лучи, —  Внимай их пенью — и молчи!..

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходя́т оне Безмолвно, как звезды́ в ночи, — Любуйся ими — и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изрече́нная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи. Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглуши́т наружный шум, Дневные разгоня́т лучи, — Внимай их пенью — и молчи!..

Человек и его взаимоотношение с Мирозданием  Тютчев положил основание новому взгляду на личность и его взаимоотношение с Мирозданием. Человек в круговороте безбрежного океана Вселенной причастен к мировому круговращению. Однако эта причастность не только не исключает драматизма взаимоотношений, но, напротив, предопределяет его. Человек затерян в мировом хаосе, но не растворен в нем. Вселенная нуждается в человеке, мир без него пуст.  У Рериха нет мотива разлада человека с природой. В нем та же гармония, тот же «строй во всем, что в мире». Человек не чувствует себя песчинкой перед ликом Мироздания. В человеке Рериха нет напряженности, только спокойствие и самоуглубление, созерцание величия Мироздания.

Человек и его взаимоотношение с Мирозданием

Тютчев положил основание новому взгляду на личность и его взаимоотношение с Мирозданием. Человек в круговороте безбрежного океана Вселенной причастен к мировому круговращению. Однако эта причастность не только не исключает драматизма взаимоотношений, но, напротив, предопределяет его. Человек затерян в мировом хаосе, но не растворен в нем. Вселенная нуждается в человеке, мир без него пуст.

У Рериха нет мотива разлада человека с природой. В нем та же гармония, тот же «строй во всем, что в мире». Человек не чувствует себя песчинкой перед ликом Мироздания. В человеке Рериха нет напряженности, только спокойствие и самоуглубление, созерцание величия Мироздания.

В картинах Н.К. Рериха и в стихотворениях Ф.И. Тютчева-природа живой организм, Вселенная пронизана присутствием Мировой души, она дышит, живет по законам вечности. Полюса Мироздания - свет и тьма, единство и борьба. Мир в изображении Тютчева противоречив, человек - песчинка перед ликом Мироздания, он в разладе с собой и с миром. Картины мира в изображении Н.К. Рериха эпичны, величественны. У него нет разлада человека с Мирозданием.

В картинах Н.К. Рериха и в стихотворениях Ф.И. Тютчева-природа живой организм, Вселенная пронизана присутствием Мировой души, она дышит, живет по законам вечности. Полюса Мироздания - свет и тьма, единство и борьба.

Мир в изображении Тютчева противоречив, человек - песчинка перед ликом Мироздания, он в разладе с собой и с миром.

Картины мира в изображении Н.К. Рериха эпичны, величественны. У него нет разлада человека с Мирозданием.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по литературе с музыкой

Автор: Карпова Елена Валерьевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118565

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Исследовательская работа по музыке на тему «Влияние рок-музыки на психику подростка»"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_po_muzyke_na_temu_vliianie_rok_muzyki_na_psikhiku_podro"
    ["file_id"] => string(6) "514098"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560090938"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Научно - исследовательская работа «Золотое сечение – красота и гармония в математических расчетах.» "
    ["seo_title"] => string(110) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-zolotoie-siechieniie-krasota-i-gharmoniia-v-matiematichieskikh-raschietakh"
    ["file_id"] => string(6) "232930"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442943683"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Исследовательская работа "Я и мой друг черепаха" "
    ["seo_title"] => string(55) "issliedovatiel-skaia-rabota-ia-i-moi-drugh-chieriepakha"
    ["file_id"] => string(6) "244204"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445883943"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Исследовательская работа "Пушкин и музыка""
    ["seo_title"] => string(39) "issliedovatielskaiarabotapushkinimuzyka"
    ["file_id"] => string(6) "316795"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460180107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства