Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса "Политика и право"»
Ростовская область, Миллеровский район, село Ольховый Рог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВО-РОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
Педагогического совета школы
протокол №10 от 31.08.2022
Председатель Педагогического Совета________О.Н. Овчарова
Согласовано
Зам. директора
_____Е.А. Слабченко
31.08.2022
Утверждаю.
Директор МБОУ
Ольхово-Рогской СОШ
Приказ №197 от 31.08.2022
__________ О.Н. Овчарова
Утверждаю.
Приказ №___ от 22.03.2012г
Директор школы:_____О.НОвчарова
Рабочая программа
по курсу «Политика и право»
на 2022-2023 учебный год
10 класс
Количество часов__68______
Количество часов согласно календарному учебному графику_______
Составитель: Васильченко Любовь Алексеевна
учитель истории
высшей квалификационной категории
с. Ольховый Рог
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1)ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; с изменениями, внесенными в ФГОС СОО, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.;
2)Основная образовательная программа;
3)Учебный план МБОУ СОШ;
4)Календарный учебный график;
5)римерная программа среднего общего образования по праву. Сборник нормативных
документов. Право. - М., Дрофа, 2014.
6) Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф.
Никитин, 2014 г. - М., Дрофа, 2014.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности,
правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и
правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина,
налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой
компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Цели курса:
развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к
закону, привычек правомерного поведения.
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих задач:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и
основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой
сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному
принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению
ответственности.
Содержание учебного материала
Из истории государства и права 9 ч
Происхождение государства и права. Право древнего мира. Право средневековой Европы
Становление права нового времени. Развитие права в России (IX- начало XIX в.)
Российское право в XIX - нач XX вв. Советское право. Современное российское право
Вопросы теории государства и права 6 ч
Государство, его признаки и формы. Понятие права. Правовая норма. Источники права
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Право и другие сферы общественной жизни. О российской философии права.
Конституционное право 9 ч
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституции в России.
Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Гражданство в РФ
Федеративное устройство. Президент РФ. Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление.
Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.
Права человека 7 ч
Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека.
Гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени
Избирательное право 2 ч
Избирательное право. Избирательный процесс.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Метапредметные результаты:
понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы
правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии; формы и процедуры избирательного процесса в России;
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых
договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,
- объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как
участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,
- различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права,
правоприменительной практики;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; О анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права; О применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
Тематическое планирование
№
Тема
Количество
Дата проведения
план
факт
урока
часов
Из истории государства и права 9 ч
1.
Происхождение государства и права
1
01.09
2.
Право древнего мира
1
08.09
3
Право средневековой Европы
1
15.09
4
Становление права нового времени
1
22.09
5
Развитие права в России (IX- начало XIX в.)
1
29.09
6
Российское право в XIX - нач XX вв.
1
07.10
7
Советское право
1
14.10
8
Современное российское право
1
21.10
9
Повторительно-обобщающий урок по теме «Из истории государства и права». Тестовая работа.
1
28.10
Вопросы теории государства и права 6 ч
10
Государство, его признаки и формы
1
10.11
11
Понятие права. Правовая норма. Источники права
1
17.11
12
Понятие и признаки правового государства
1
24.11
13
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей
1
01.12
14
Право и другие сферы общественной жизни. О российской философии права
1
08.12
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Вопросы теории государства и права». Тестовая работа.
1
15.12
Конституционное право 9 ч
16
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.
1
22.12
17
Конституции в России.
1
12.01
18
Общая характеристика Конституции РФ
1
19.01
19
Основы конституционного строя. Гражданство в РФ
1
26.01
20
Федеративное устройство. Президент РФ
1
02.02
21
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
1
09.02
22
Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление.
1
16.02
23
Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.
1
02.03
24
Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституционное право».
Тестовая работа.
1
09.03
Права человека 7 ч
25
Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека.
1
16.03
26
Гражданские и политические права.
1
30.03
27
Экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду.
1
06.04
28
Права ребенка.
1
13.04
29
Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время.
1
20.04
30
Международная защита прав человека в условиях военного времени
1
27.04
31
Повторительно-обобщающий урок по теме «Права человека». Тестовая работа.