Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 10-11 классов (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 10-11 классов (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: основы экономики, человек и общество, социальные отношения, политика. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 10-11 классов (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год »
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 10-11 классов является составной частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 23» для 10-11 классов (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год
Нормативное обеспечение
На ступени среднего (полного) общего образования в рамках реализации концепции профильного обучения предметы образовательной области «Обществознание» изучаются по программам профильного и базового уровня в зависимости от индивидуальных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), в соответствии с выбранным профилем обучения.
Рабочая программа по предметам образовательной области «Обществознание» составлена на основе следующих нормативных документов:
Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
-Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
- Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования / Письмо Минобрнауки России, департамента государственной политики в сфере общего образования «» от 07 августа 2014 г. №08-1045.
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
- Инструктивно-методическое письмо О преподавании учебного предмета «Обществознание»
в общеобразовательных организациях Челябинской области
в 2014–2015 учебном году.
- Распоряжение Управления образования администрации г.Троицка Челябинской области от 25.07.2013г. №501-р «О формировании учебных планов муниципальных общеобразовательных учреждений города Троицка на 2013-2014 учебный год»;
- Приказ № 33 от 24.05.2012г. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, модулей, элективных курсов МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области на 2012-2013уч. г.»;
- Приказ № 99 от 02.09.2013г «Об утверждении учебных планов, индивидуальных учебных планов и плана внеурочной деятельности МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области на 2013-2014 уч. г.»;
- Концепция МАОУ “Гимназия № 23” города Троицка Челябинской области.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного
интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
• воспитание гражданственности, социальной ответственности;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
• овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно -бытовой деятельности.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса по предмету:
Одним из важнейших достижений нашего времени в области преподавания «Обществознания» в средней школе является возможность образовательных учреждений и учителей использовать в качестве учебно-методический комплекса УМК издательства «Просвещение» по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне под редакцией члена-корреспондента РАО Л. Н. Боголюбова, а также новый учебно-методический комплект «Обществознание».
В качестве учебного пособия по экономике используются учебники И.В. Липсица издательства Вита-Пресс. В качестве дополнения к основным используются учебные пособия других авторов. Кроме того, в учебном процессе задействованы цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет (Приложение 1. Учебно-методическое обеспечение).
Практическая значимость учебного предмета:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- владение видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- поиск и извлечение нужной информации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане учреждения
В группе профильного изучения обществознания в 10 классе изучаются разделы «Человек и общество», «Социальные отношения». В 11 классе изучаются разделы «Социальные отношения», «Политика». Распределение разделов программы по годам обучения обусловлено структурой учебного пособия, которое используется в качестве УМК.
В планирование курсов обществознания, экономики и права включено изучение регионального материала, отражающего социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические, политико-правовые особенности Челябинской области.
Содержание профильного курса обществознания представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: основы экономики, человек и общество, социальные отношения, политика. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. В учебном плане на изучение обществознания по программам профильного уровня отведено 210 часов. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Часы учебного плана распределены следующим образом:
Предмет
Уровень
Кол-во учащихся
Кол-во часов
10 класс
1. Обществознание
профильный
28
3 часа
11 класс
1. Обществознание
профильный
-
3 часа
Учащиеся 10, 11 класса, обучающиеся по программе профильного уровня планируют пройти государственную (итоговую) аттестацию по обществознанию.
До 40% учебного времени отведено на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобретать опыт познавательной и практической деятельности. Формы практических и лабораторных занятий выбираются в соответствии с темой урока, рекомендациями инструктивно-методического письма и включены отдельным разделом в тематическое планирование.
Общая характеристика содержания учебного предмета «Обществознание».
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: основы экономики, человек и общество, социальные отношения, политика. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Система оценивания уровня сформированности умений и навыков.
Характеристика КИМов.
Уровень сформированности знаний и умений учащихся по обществознанию оценивается при помощи лабораторно-практических работ, контрольных тестовых работ, устных зачетов. Контрольно-измерительные материалы (тесты и практикумы) составлены на основе КИМов, используемых для итоговой аттестации и содержат задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Перечень КИМов представлен в Приложении «Учебно-методическое обеспечение» в разделе «Материалы для контроля».
Контрольные тестовые и практические работы позволяют проверить следующие умения:
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
При выполнении контрольных тестовых и практических работ и для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:
«2» -
«3» – 35-60%
«4» – 61-80%
«5» - 81-100%
При оценке устных ответов учащихся учитываются:
степень осознанности, понимания изученного,
полнота и правильность ответа,
языковое оформление ответа с точки зрения норм естественного литературного и обществоведческого языков.
При устном ответе для получения отметки:
«5» – ученик
* демонстрирует высокую степень осознанности, понимание изученного;
* полно, грамотно и логично излагает материал, в том числе с точки зрения языковых норм;
*обосновывает теоретические положения и собственную точку зрения, используя различные аргументы; иллюстрирует социальные явления примерами из истории, социального и личного опыта;
* дает адекватную оценку социальным явлениям;
* предлагает творческое решение поставленных задач и проблем.
«4» – ученик:
* демонстрирует знание и понимание материала,
* полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий, характеристику явлений и процессов;
* может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
* затрудняется в оценке социальных явлений;
* излагает материал правильно с точки зрения языковых норм, но допускает недочеты в последовательности и языковом оформлении сказанного;
«3» – ученик:
* обнаруживает знание и понимание материала;
* излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке;
* не умеет достаточно доказательно обосновывать свои суждения;
* затрудняется в иллюстрации социальных явлений примерами или ограничивается житейским опытом;
* излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении;
«2» – ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, свойств, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
«5», «4», «3» – может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Итоговые оценки
Решающим при определении итоговой оценки считается фактическая подготовка ученика по всем показателям ко времени выведения оценки. Преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения обществоведческими знаниями и умениями. Итоговая отметка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных работ, практических работ, зачетов оценивалось баллом «2».
Однако для стимулирования серьезного отношения учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых отметок учитываются результаты их текущей успеваемости.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}