Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и соответствует учебному плану МОУ Каргинская СОШ на 2014-2015 учебный год.
Программа составлена на основе учебника, входящего в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова: Обществознание. 7класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, О. А. Котова, Т. Е. Лискова/ под редакцией Л. Н. Боголюбова - М.: Просвещение,2013.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и соответствует учебному плану МОУ Каргинская СОШ на 2014-2015 учебный год.
Программа составлена на основе учебника, входящего в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова: Обществознание. 7класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, О. А. Котова, Т. Е. Лискова/ под редакцией Л. Н. Боголюбова - М.: Просвещение,2013.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний, для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений семейно-бытовых отношений.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви й уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении кчеловеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Основное содержание программы
Тема 1. Человек и закон (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Этика предпринимателя.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 3. Человек и природа (4 ч)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв – 4 часа.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Содержание
Количество часов
1
Человек и закон
11
11
2
Человек и экономика
10
10+4
3
Человек и природа
4
4+1
5
Резерв
5
5-1
Итого
35
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Кол-во
ча
сов
Раздел программы.
Тема урока.
Тип урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Домашнее
задание
план
факт
11
Глава 1
Регулирование поведения людей в обществе (Человек и закон)
1
1
Что значит жить по правилам
Урок изучения нового материала
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.
§ 1
р.т.№1,2, 3,4,6
2
1
Права и обязанности граждан
Комбиниро-ванный урок
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав.
Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты.
Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
§ 2
р.т.№1,2, 3,4,5,6
3
1
Почему важно соблюдать законы
Комбиниро-ванный урок
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.
§ 3
р.т.№1,2, 3,4,7,8
4-5
2
Защита Отечества
Комбиниро-ванный урок
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.
§ 4
р.т.№1,3, 4,5,6,7,8
6-7
2
Для чего нужна дисциплина
Комбиниро-ванный урок
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условии существования общества и человека.
Характеризовать различные виды дисциплины.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины.
§ 5
р.т.№1,3, 5,6,7,8
8-9
2
Виновен - отвечай
Комбиниро-ванный урок
Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами проявление ответственности несовершеннолетних.
§ 6
р.т.№1,2, 3,4,5,8
10
1
Кто стоит на страже закона
Комбиниро-ванный урок
Называть правоохранительные органы Российского государства.
Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.
§7
р.т.№1,2, 3, 5,6,7,8
11
1
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Урок - практикум
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов школьников.
.
14
Глава 2. Человек в экономических отношениях (Человек и экономика)
12-13
2
Экономика и ее основные участники
Урок изучения нового материала
Характеризовать роль потребителя производителя в экономике.
Приводить примеры их деятельности.
Описывать различные формы организации хозяйственной деятельности.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
§8
р.т.№1,2, 3, 5,6,7,8
14
1
Мастерство работника
Комбиниро-ванный урок
Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.
§9
15-16
2
Производство, затраты, выручка, прибыль
Комбиниро-ванный урок
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Объяснять значение разделения труда в развитии производства.
Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.
§10
17-18
2
Виды и формы бизнеса
Комбиниро-ванный урок
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.
§11
19
1
Обмен, торговля, реклама
Комбиниро-ванный урок
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.
§12
р.т.№1,2, 3,4,5,6,7,8
20-21
2
Деньги,
их функции
Комбиниро-ванный урок
Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах функции денег.
§12
р.т.№1,2, 3,4,5,6,7,8
22-23
2
Экономика семьи
Комбиниро-ванный урок
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников доходов семьи.
Различать обязательные и произвольные расходы.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
§13
р.т.№1,3, 4,6,8
24-25
2
Практикум по теме
«Человек в экономических отношениях»
Урок-практикум
Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
5
Глава 3. Человек и природа
26
1
Человек – часть природы
Урок изучения нового материала
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.
Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.
Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различать ответственное и безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к природе.
§15
р.т.№1,2, 3, 4,5,6,7, 8
27
1
Охранять природу - значит охранять жизнь
Комбиниро-ванный урок
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали.
§16
р.т.№1,2, 3, 4,5,6,7
28
1
Закон на страже природы
Комбиниро-ванный урок
Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.
§17
р.т.№1,2, 3, 4,5,6,7
29-30
2
Практикум по теме
«Человек и природа»
Урок-практикум
31-34
4
Заключительные уроки.
Основная литература
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию: 7класс. Сост. А.В. Поздеев. – М. 2013г.
Дополнительная литература
Безруких М.Я. /Правила поведения для всех/ М., 2004 г.
Липсиц И.В. /Экономика без тайн/ М., 2006 г.
Машина М.В. /Экономическая азбука/ М., 2006 г.
Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В./ Я - гражданин России, 5-7 класс, М., 2008