Конве?нция ООН о права?х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Права ребенка "»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.М. Пясецкого
Конвенция о правах ребенка-
«Международная конституция
о правах ребенка»
Воспитатель ГПД Иванюшина Т.В.
Орел
Тема нашего клубного часа звучит так: « Конвенция о правах ребенка- Международная конституция о правах ребенка». Мы очень часто употребляем слово право. Мы имеем право называться своим именем, право на любовь, на защиту. Право…! Право…! Право…!
Поэтому вы, наверное, догадались, что мы сегодня собрались поговорить о правах, о правах детей, а также о том документе, в котором эти права закреплены. Речь пойдет о « Конвенции оправах ребенка».
Эпиграфом нашего занятия послужат слова древнего мудреца Ювенала: ,,Детству следует оказывать величайшее уважение,,. Именно этой идеей проникнута Конвенция о правах ребенка.
Давайте немного вернемся в историю. Ежегодно 20 ноября отмечается как всемирный день детей, и это не случайно.
Существует ряд документов международного значения. В частности ,, Всеобщая декларация прав человека,, ,где закреплены гражданские, политические, экономические, социальные права, принадлежащие каждому человеку (принята 10 декабря 1948 года). Это очень важный документ, но здесь говорится о людях вообще и ни слова о детях. А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе, защите со стороны государства. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием ,, Конвенция о правах ребенка ,,. В ней всего 46 статей. ООН – это международная организация, цель которой – поддержание мира во всем мире и сотрудничество между государствами. В процессе подготовки ,, Конвенции…,, ее авторы учитывали следующие факторы, касающиеся детей
Обратите внимание на статистические данные международного значения:
Покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства.
120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.
Ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению
А теперь непосредственно касающиеся нашей страны:
Каждый год из дома убегает 50 тыс. детей
60 % сирот, достигших 3-х лет попадают в специальные интернаты
Насилию в семье подвергается около 2-хмлн. Детей в возрасте до 14 лет
348 тыс. семей состоят на разных видах учета
Цифры конечно страшные.
Наше государство тоже подписало этот документ, а значит пообещало всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Дети читают стихотворение « Права ребенка»
1 учащийся
Как у всех других людей
Есть права и у детей
Мысли есть свои и взгляды
Это взрослым помнить надо
Детям с самого рождения
Требуется уважение
Крохи без него страдают
И безудержно рыдают
Дети требуют вниманья,
Состраданья, пониманья,
Бесконечного прощенья
За плохое поведенье
2 учащийся
Деток нужно угощать,
Это так легко понять.
Жизнь без вкусностей скучна,
Очень грустная она.
Про подарки не забудьте
Здесь внимательнее будьте,
Детям нужно все на свете
Без подарков плохо детям!
3 учащийся
Нужно с детками играть,
Нужно сказки им читать,
С ними нужно говорить,
Чтобы им мудрее быть.
И напомним заодно-
Бить детей запрещено,
Это просо преступленье,
Это над детьми глумленье.
4 учащийся
Целовать их нужно чаще,
И подольше и послаще,
Чтобы глазки их сверкали,
Чтобы ранки заживали.
Чтобы взрослым не грубили
И ответственными были,
Чтобы добрыми росли,
Им нужна гора любви!
Учитель: Я думаю, что вы все согласитесь, что все дети нуждаются в заботе, любви со стороны старших. Сейчас вы работаете в группах. Перед вами рабочие листы(фотографии детей в разных жизненных ситуациях ) ,определить о каких правах детей идет речь. Если вы затрудняетесь сформулировать, то можно найти соответствующую статью в тексте Конвенции.
1 группа:
- право на жизнь ( на защиту, заботу )
- право на пользование услугами здравохранения
- право на уважение и любовь
2 группа:
- право на семью, право жить в семье
- право на медицинское обслуживание
- на заботу о детях с ограниченными возможностями
3 группа:
- право на образование
- право на семью и любовь родителей
4 группа: Получает задание – от чего надо защищать детей
- от физического насилия ( от жестокого обращения )
- от попрошайничества ( от голода )
Учитель: соответствующие права зафиксировать на лепестках и каждая группа прикрепляет свой лепесток на доску.
А сейчас ребята расскажут о других правах детей и дополнят наш цветочек.
Учащиеся: (читают стихи )
1 ученик: ( право на имя )
Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное твое
2 ученик ( право жить в семье )
Очень трудно одному
Жить на свете одному
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь всегда ребята
3 ученик: ( право на творчество )
Есть еще такое право
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья
Если хочешь подарить
4ученик: ( право на защиту от физического насилия )
Я росточком не доволен
И пока не так силен
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон
5 ученик: ( право на медицинскую помощь )
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы
6 ученик: (право обучаться на родном языке )
Чтоб с наукой подружиться
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке
7 ученик: ( пра Сколько раз тебе говоритьво на счастье )
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным, всеравно
Ты родился быть счастливым
Это право вам дано
На доску прикрепляются лепестки
Учитель: Ребята, а представьте ситуацию, когда человек обладает одними правами. К чему это может привести?
Ответы детей: к анархии, к беспорядкам.
Учитель: Есть очень хорошее выражение ,, Права без обязанностей – это анархия, обязанности без прав – это рабство,, .Я прошу вас вдуматься в эти слова. Поэтому рядом с правами всегда шагают обязанности. .Вот свои права вы озвучили. А теперь назовите свои обязанности.
Учащиеся называют свои обязанности
Учитель: Сейчас я приведу примеры ситуаций, а вы должны будете правильно их разрешить.
Ситуация 1:
Мать: Сколько раз тебе говорить – после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мам, ты еще не спишь в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.
Учитель: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить сыну.
Ситуация 2:
Ученик: Марья Иванна, я к вам на химию ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы химию не знаете. Пусть нам другого учителя найдут.
Учитель: Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Могу. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание мена касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете, как наказали?
Учитель: Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?
Ситуация 3:
Мама: Сынок я ухожу, когда сделаешь уроки, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама: Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын: По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы. Которая служит препятствием в получении образования.
Учитель: Как вы разрешите эту ситуацию?
А теперь вам предстоит выполнить следующее задание. Пользуясь рабочими листами на ваших столах, где просто перечисляются права и обязанности детей, распределить их по группам : отдельно права, отдельно обязанности
Уважение мнений всех учащихся и учителей
Хорошее поведение на уроках и переменах
Бесплатное образование
Соблюдение техники безопасности и ПДД
Защита личной собственности
Сотрудничество с учителями
Бережное отношение к школьному имуществу
Удобное рабочее место
Посещение школы в предназначенное для этого время
Учитель: Итак. ребята, вы познакомились со своими правами и обязанностями. Давайте сейчас выработаем кодекс чести. Выберете из перечисленного то, что приемлемо для нашего класса, приемлемый для нашего класса.
1.Никто не должен бояться высказываться по любому вопросу.
2.Будь лично ответственным за свои слова и поступки
3.В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками отдельно
4.В классе все равны, независимо от пола, национальности и убеждений
5.Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу только по имени
6.В классе у каждого должно быть прозвище, так веселее
7.В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться8
8.Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи
9.Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться и обижать других
10.Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее, можно брать в пользование любую вещь . которая тебе понравилась
11.нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки
12.Следить за порядком и чистотой только на своей парте
13.содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства
14.Вести себя хорошо только на перемене, а на уроках можно баловаться и шалить
Учитель: Вот по этим законам мы и будем строить жизнь в нашем классе
Ученик: Читает стихотворение
На планете Земля неспокойно
Да и было ль спокойно на ней ?
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней,
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье
Человек, полюби человека
Только в этом спасенье твое!
Учитель: Я хочу , чтобы эти строки звучали для нас всех, как призыв.
Ну, а сейчас мы возвращаемся к теме нашей встречи . Почему же ,,Конвенцию о правах ребенка,, мы называем Международной Конституцией?
Ответы учеников
Учитель: В нашем государстве существует много органов, защищающих наши права
Слово гостю
Это музей В.А. Русанова. Он был исследователем Арктики. Русанов жил в этом доме. Мы часто посещаем этот музей.
Ахтырская церковь. Это архитектурный памятник 18 века. Она расположена на улице 5 Августа, недалеко от нашей школы.
Птица орел – это архитектурное сооружение, символ нашего города. Он находится у железнодорожного вокзала. Птица сделана из соломы.
Это здание ТЮЗа. Так раньше назывался театр, а сейчас он называется Свободное пространство. МЫ тоже часто посещаем этот театр.
Это памятник нашему земляку Поликарпову Николаю Николаевичу. Он конструировал самолеты.
Сквер – Танкистов. Этот памятник посвящен героям – танкистам, освобождавшим наш город от немцев. Ребята из нашей школы несут вахту на посту №1 у Вечного огня.
Это наша любимая школа, которой уже исполнилось 75 лет.
Это памятник нашему земляку Ивану Сергеевичу Тургеневу. Это великий русский писатель.
Это памятник генералу Алексею Петровичу Ермолову. Он был участником Отечественной войны 1812 года.