Элективный курс изучения обществознания для 9 класса. Актуальные вопросы обществознания.
Элективный курс изучения обществознания для 9 класса. Актуальные вопросы обществознания.
Элективный курс "Актуальные вопросы обществознания" предназначен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся предметом и готовищихся к ГИА. Задача курса: способствовать улучшению освоения и углубнению знаний по предмету в соответствии с современными требованиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс изучения обществознания для 9 класса. Актуальные вопросы обществознания.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 63»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей социально-гуманитарных дисциплин
Руководитель МО
Алиева А.Ф. ____________________
Протокол №1
от « ___» ______ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
Ильичев А.Н._____
«___ » _________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 63
Данькин А.А.________
Приказ № ____
от «___»_______2017 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Актуальные вопросы обществознания»
для 9 классов
34 часа
Учитель Веряскина О.В.,
высшая квалификационная категория
г. Ульяновск
2017 год
Пояснительная записка.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» предназначен для учащихся 9 класса основной школы интересующихся предметом и готовящихся к государственной итоговой аттестации.
Цель курса: повторение тем, которые трудны в усвоение, систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими дальнейшего профиля обучения;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
- отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности и структуры (часть 1 КИМ)
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации (в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем)
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. При этом предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты. Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных сайтов сети Интернет. Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса - выполнение учениками зачётной работы в режиме пробного экзамена.
Элективный курс имеет следующую структуру.
Повторение теоретических вопросов основных тем курса обществознания.
Решение тренировочных заданий по теме.
Выполнение зачётных заданий по теме.
Практикум по решению разных типов заданий.
Обучающий практикум по выполнению заданий части 2.
Итоговая предэкзаменационная работа.
В результате изучения курса ученик должен научиться:
- понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- определятьхарактерные черты и признаки основных сфер жизни общества
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
-описыватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
-социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примерысоциальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
-оцениватьповедение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-осуществлять поисксоциальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
Содержание курса.
Тема 1-2. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Тематическое планирование курса.
№
Название темы
Количество
часов
Ведение
2
1.
Общество.
6
2
Человек
4
3.
Экономика.
5
4
Социальная сфера.
4
5.
Сфера политики и социального управления.
4
6.
Право.
4
Итоговое тестирование
3
7.
Сфера духовной культуры
Итого
34 часа
Литература для учителя и учащихся.
Учебник «Обществознание» 6-9 классы. М. Русское слово. 2013 – 2016 г.