kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на рмо учителей истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на районном методическом обьединении учителей истории и обществознания С 2013 года работаю в профильных классах с углубленным изучением истории и обществознания В школе провела день открытых дверей для учителей района для обмена опытом Материал для аттестации.Работа по технологии проблемного обучения соответствует требованию ЗУН в профильных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«выступление на рмо учителей истории и обществознания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»






Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах.




Из опыта работы

Тагановой Г.Э

учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ СОШ №1.


с. Летняя Ставка


.

-1-

Выступление на Р МО по теме

«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».



«Тысяча учителей – тысяча методов».

Китайская пословица.


«Две – три мысли, два –три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), приведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…

Ф.М.Достоевский.



Профильное обучение учащихся – это требование времени, общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем и профессиональным образованием.

В нашей школе открыт профильный (социально-гуманитарный) 10 класс. Ведущими предметами данного профиля стали история, обществознание, право.

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Обществознание на профильном уровне формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно – бытовой деятельности.

Изучение истории и обществознания на профильном уровне основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.


Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.

Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Этапы проблемного обучения.

I. Разработка проблемных вопросов.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;

  • увлекательным, но соответствующим логике науки;

  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;

  • предполагающим научный спор;

  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.


Примеры проблемных вопросов по истории.

  • Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;

  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?

  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?

  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?

  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию.

  • Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»

  • Сильная президентская власть в России: за и против».

  • Независимость судебной власти: миф или реальность?»

  • Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

  • Через углубление проблемного вопроса;

  • Через поиск разных граней его решения;

  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

III. Формы решения проблемных ситуаций.

  • Дискуссия;

  • Научный спор;

  • Проблемная лекция;

  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.


Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

  • В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».


Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

  • Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.

  • «Кровавое воскресение», 1905 год.

  • Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

  • Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

  • Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

  • Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

  • Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

  • Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

  • Многие считали его слабым правителем;

  • Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

2.Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

  1. Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».

4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы : «Демографические взрывы и катастрофы»., «Сила права или право силы?» и т. д.

Блок проблемных уроков по истории.

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.

Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?

Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?

Урок 2. Реформы 50-х гг.

Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?


Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?

Урок 3. Опричнина.

Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?


Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.

Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?


Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.

Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.

Вопросы:

  1. Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?

  2. Ваше отношение к личности Ивана IV.

  3. Альтернативные пути развития России при Иване

Рекомендации по применению проблемного обучения в профильных классах.

Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:

1.Изучение истории и обществознания в профильных классах основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.

2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.


Выводы.

На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
выступление на рмо учителей истории и обществознания

Автор: таганова гузель эюповна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Доклад на тему: «Подготовка учащихся 5 класса к Всероссийской проверочной работе по истории Древнего мира»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_podgotovka_uchashchikhsia_5_klassa_k_vserossiiskoi_proverochnoi_r"
    ["file_id"] => string(6) "518949"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567367246"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: опыт и перспективы"
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_i_vo_vnieurochno"
    ["file_id"] => string(6) "387029"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486050981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства