kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевая игра «Переговоры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема  профилактики насилия в школе

 Проблема профилактики насилия над несовершеннолетними носит  не только педагогический, но и социально - экономический характер. Она порождена самой жизнью, теми процессами развития социально - экономических отношений, которые происходят в мире и в России. Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а так же школа как социальный институт.              

Рассматривая школу, как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений. И здесь нельзя не принять во внимание тот факт, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучения, единому речевому режиму,  к соблюдению определенных ритуалов урока и т.д.  Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт»  в оценке поступков:  внешний уровень - с точки зрения того, как «надо»;  внутренний – по существу,  т.е. как «на самом деле».

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола. 

Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее; унижают тех, кто не смог за себя постоять; оскорбляют тех, кто не смог ответить и т.д. Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня отсутствие квалифицированных кадров, умеющих работать с детским коллективом, незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями детей в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра «Переговоры». »

Ролевая игра «Переговоры».

Проблема профилактики насилия в школе

 Проблема профилактики насилия над несовершеннолетними носит не только педагогический, но и социально - экономический характер. Она порождена самой жизнью, теми процессами развития социально - экономических отношений, которые происходят в мире и в России. Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а так же школа как социальный институт.

Рассматривая школу, как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений. И здесь нельзя не принять во внимание тот факт, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучения, единому речевому режиму, к соблюдению определенных ритуалов урока и т.д. Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт» в оценке поступков: внешний уровень - с точки зрения того, как «надо»; внутренний – по существу, т.е. как «на самом деле».

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола. 

Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее; унижают тех, кто не смог за себя постоять; оскорбляют тех, кто не смог ответить и т.д. Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня отсутствие квалифицированных кадров, умеющих работать с детским коллективом, незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями детей в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

В образовательных учреждениях можно наблюдать различные виды насилия, которые специалистами классифицируются следующим образом:

Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. 

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. 

В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: 

1) угрозы в адрес обучающегося; 

2) преднамеренная изоляция обучающегося; 

3) предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; 

4) оскорбление и унижение достоинства; 

5) систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; 

6) постоянная негативная характеристика обучающегося;

7) демонстративно негативное отношение к обучающемуся.

По мнению австрийского психоаналитика Гельмута Фигдора, одним из факторов, провоцирующих насилие в образовательных учреждениях, является редукция социальных отношений. Она проявляется в том, что школа ориентируется на формирование ригидного (ригидность - сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субъекта изменить намеченную программу действий в изменившихся условиях) характера, требуя и закрепляя в учащихся определенные черты или даже провоцируя множество конфликтов, выражающихся в школьных трудностях.

Чтобы преодолеть этот патогенный фактор, педагогической общественности необходимо перейти к широкому взгляду на причины школьных трудностей, который предполагает понимание школой своего собственного участия в возникновении и решении этих проблем, а не переложение ответственности на «плохих» родителей или школьных психологов. Адекватное понимание меры своей ответственности за провокацию насилия в образовательном учреждении, позволит школе реализовать идеи ненасильственного обучения и воспитания:

Во-первых, помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий.

Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.

В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх – Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения необходимо выделить так же:

- расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности;

- введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»;

- расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования;

- создание психологического климата взаимного уважения и доверия; 

- проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации;

- самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания;

- организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе. 

Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о правах ребенка в образовательном учреждении.

Право учащихся на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность. В соответствие со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине. При защите прав ребенка родители, прежде всего, не должны забывать, что главной ценностью являются его интересы. Предполагая возможные последствия конфликта с учителем, необходимо, прежде всего, поговорить со своим ребенком, объяснить ему, чтобы его поведение было безупречным.

Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте, освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать скорую помощь. Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в травмпункте на предмет причинения вреда будет невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

В случае если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Родители обязательно должны выявить круг потенциальных свидетелей происшествия. Советуем не откладывать это важное дело на потом. В основном свидетелями бывают дети и учителя, которые сами находятся в зависимости, что вызывает дополнительные сложности. Кроме того, необходимо обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться. Обязательно зарегистрировать у секретаря свое обращение и оставить копию письма у себя на всякий случай. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование, взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен подвернуть учителя наказанию. Это может быть выговор, а может быть и увольнение педагога. Подвернуть наказанию вплоть до увольнения могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократного. Директор также должен сообщить родителям о результатах проверки. В случае, если принятыми мерами директора родители не довольны, то они могут обратиться в милицию или прокуратуру по месту жительства с просьбой принять меры. Можно также обратиться в суд. 

Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К проблеме доступности можно отнести обращения с жалобами на то, что в виде наказания ученика не допускают на занятия. Например, у него нет дневника или он одет не по форме. Запрещая посещать занятия, учителя нарушают при этом закон "Об образовании" и Конституцию РФ. В данных случаях они лишь вправе сделать замечание, потребовать соблюдения устава, но не допустить на занятия не могут. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

Приложение 1

Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения к ним, обучение

      Процедура: позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств.

Упражнение состоит из двух частей.

  1. Разогревающее упражнение

участники располагаются по большому кругу. Называются положительные и отрицательные качества на первую букву имени. Каждый называет одно качество и передает ход другому по кругу.

Необходимое время - 5-10 минут.

После окончания упражнения следует обсуждения: легко или трудно было найти качества, какие – положительные или отрицательные – качества быстрее приходили на ум и т.д.

Приложение 2. Разрешение конфликтных ситуаций.

1. Максим, Кирилл, Игорь учащиеся 7 класса , грубо обращались со своим сверстником Борисом на протяжении нескольких месяцев. Они специально задевали его , чтобы спровоцировать конфликт и узнать его характер. Борис долго терпел, нов очередной раз, когда над ним стали издеваться он стал защищаться, завязалась драка. Их остановил учитель.

- Что нужно делать дабы не допустить конфликт и как его преодолеть?

2. Саша учится в 9 классе, со сверстниками замкнут, попускает занятия, снизилась успеваемость по предметам. В семье конфликты. Саша считает себя отверженным: мать всегда ругает и обвиняет его, а отчима защищает, который излишне требователен, особенно когда пьян. Совсем другое отношение к сестре со стороны родителей. Александр высказал намерение уйти из дома так как там не нужен.

- Как решить назревший конфликт?

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!
  Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Отметь свой пол:   мужской / женский.
Сколько тебе лет? ____________________________________________________________

  1. Сколько человек в твоей семье?  _________________________________________ 
    Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

  1. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
    Мама_________________________________________________________________________
    Папа_________________________________________________________________________

(рабочие, служащие, безработные, имеет свое дело, инвалид).

  1. Есть ли у тебя родные братья и сестры?
    Да.      Нет.
    Если да, то сколько их?_________________________________________________________

  1. Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:
    - спокойные и дружные
    - иногда бывают ссоры
    - напряженные, но без видимых конфликтов
    - постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
    - другое______________________________________________________________________

  1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да.   Нет.___________________________________
    Если да, постарайся назвать причину _____________________________________________

  1. Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители:
    - моральные
    - физические

  1. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль):
    - очень часто (каждый день)
    - часто
    - от случая к случаю
    - только иногда (не чаще 1 раза в год)
    - никогда

  1. Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:
    - объясняют тебе как надо поступать
    - хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
    - запрещают тебе делать то, что тебе нравится
    - устраивают порку
    - обещают награду за хорошие поступки
    - ругают, кричат, обзывают

  1. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают ______________________________

  1. Отметь, кто чаще тебя наказывает:
    - мама
    - папа

  1. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо:
    - всегда справедливо
    - чаще справедливо
    - чаще несправедливо
    - всегда несправедливо

  1. Считаешь ли ты это:
    - насилием
    - воспитательными мерами

  1. Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома:
    - каждый день
    - несколько раз в неделю
    - один-два раза в месяц
    - только по праздникам
    - никогда

  1. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  1. Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

- не замечают происходящего

- требуют прекратить

- как-то иначе_________________________________________________________________

  1. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания:
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  1. Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников:
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  1. Считаешь ли ты это:
    - насилием
    - обычной "школьной жизнью"

  1. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
    Да.      Нет.
    Если да, то где это происходило?

 - в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом?

- родителям
- друзьям
- никому

  1. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают:
    - обида
    - гнев
    - желание исчезнуть
    - тоска
    - безразличие
    - страх
    - ненависть
    - желание ответить тем же

22. Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Ролевая игра «Переговоры».

Автор: Мещерякова Любовь Валерьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "« Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]» "
    ["seo_title"] => string(38) "bukvy-f-f-oboznachaiushchiie-zvuki-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "172739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423849143"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока "Зарождение демократии в Афинах""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "247928"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446643938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства