Современные методы преподавания иностранных языков
Современные методы преподавания иностранных языков
В статье представлены некоторые возможности использования веб-технологий в процессе преподавания иностранных языков, которые могут быть использованы в качестве руководства к действию, исходя из особенностей своего курса, требований программы, потребностей и интересов обучаемых. Показаны положительные стороны использования ИКТ на занятиях. В качестве примеров даны ссылки интернет-ресурсов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные методы преподавания иностранных языков »
Применение информационно-коммуникационных технологий
в обучении иностранным языкам
Вся наша жизнь неразрывно связана с компьютером, интернетом, гаджетами. Cейчас к нам приходит поколение детей, которые не могут представить свою жизнь без информационных технологий, поэтому преподаватели должны подстраиваться, чтобы соответствовать современным требованиям, чтобы поднять интерес обучающихся к изучению иностранного языка. Здесь на помощь преподавателю приходят информационно-коммуникационные технологии.
Информационные технологии позволяют использовать широкий набор аутентичных материалов и заданий, а также большое количество методических разработок для учителей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют моделировать условия коммуникативной деятельности, овладевать языковыми навыками, индивидуализировать и дифференцировать обучение и повышать интерес и мотивацию студентов. Обучение в онлайн-режиме не должно использоваться на уроках, только из-за своей актуальности и привлекательности. Оно должно отвечать именно дидактическим целям урока. Поэтому преподавателю, прежде чем применять информационные технологии, следует проанализировать дидактические и методические возможности конкретных технологий с точки зрения решаемых на уроке задач.
Существует множество различных способов использования веб-технологий в процессе преподавания иностранных языков. Это применение мультимедийных приложений к используемым учебным пособиям, работа в компьютерной языковой лаборатории, использование интерактивных досок, мультимедийного оборудования (например, для демонстрации презентаций в Power Point) и др. Особенно эффективными оказываются мультимедийные курсы к УМК зарубежных издательств, которые специально разработаны для обучающихся с учетом определенного уровня языковой подготовки. Они, как правило, дополняют (или частично дублируют) языковой материал, содержащийся в учебнике, и позволяют интерактивно работать над ним. В качестве примера можно привести такой учебник немецкого языка Themen aktuell, издательство Hueber, с которым с удовольствием работают студенты.
С развитием интернета появились многочисленные возможности применения интернет-ресурсов на занятиях иностранному языку. Мы хотим представить некоторые возможности интернет-сервиса, которые наиболее подходят для использования их на уроке или при самостоятельной работе студентов:
видео-платформы
подкасты
блоги
вебквесты
генераторы упражнений
Видео-платформы это интернет-порталы, на которых пользователи могут загружать и просматривать видео, оценивать и комментировать материал. Самый известный и популярный - это Youtube, г де преподаватели могут найти передачи, художественные фильмы, короткометражные фильмы, обучающие фильмы, интервью, выступления известных людей, политиков и т.д. В нашей среде, в отсутствии носителя языка, это огромный плюс для развития навыков аудирования, для дополнительных самостоятельных занятий. Рекомендуем всем, кто интересуется внедрением ИКТ в учебный процесс следующие видео-платформы:
www.youtube.com
www.ted.com
www.60secondrecap.com
www.vimeo.com
www.archive.org
Примечательно, что видео можно использовать не только в онлайн-режиме. Его можно заранее сохранить на флеш-карту и дидактизировать.
Подкасты это аудио- и видеофайлы, размещенные в сети интернет для бесплатного пользования.
Существуют различные виды подкастов, которые можно разделить на следующие группы:
Аутентичные подкасты - файлы с записью носителей языка. Они обладают богатым ресурсом для аудирования и подкасты, созданные как учебные материалы, специально для изучающих иностранный язык.
Подкасты, созданные преподавателями для обучающихся
Подкасты записываются преподавателями чаще всего для собственных занятий и делаются для того, чтобы предоставить студентам доступ к материалу, который им недоступен.
Студенческие подкасты – это подкасты, которые записывают сами студенты, часто с помощью преподавателя.
Видеоподкасты предоставляют большие возможности для изучения иностранного языка, потому что «язык как средство передачи информации в этом контексте является одновременно и объектом изучения» [1,13] и по сравнению с другими видами технических средств обучения имеют ряд преимуществ:
предлагаемый видеоматериал является актуальным, современным и аутентичным.
видеоподкасты создают новые реальные ситуации для развития устной речи, воздействуя эмоционально, стимулируют спонтанную речь.
за единицу времени обучающиеся получают значительно больше информации, так как она поступает одновременно по двум каналам – по зрительному и слуховому.
позволяют экономить время преподавателя при подготовке к занятию (некоторые видеоподкасты уже дидактизированы (например, насайте Deutsche Welle http://www.dw-world.de ) : к ним прилагаются задания, глоссарий, параллельные текстовые версии, интерактивные упражнения).
Задания, которые можно использовать на преддемонстрационном этапе:
1. Предвосхищение содержания видеоподкаста, на основе
особенностей заголовков серий;
просмотра видеоподкаста без звука;
ключевых слов из видеоподкаста.
2. Введение новых слов и их объяснения с помощью дефиниций, примеров, иллюстраций.
3. Работа со сложными грамматическими структурами из видеоподкаста.
Задания, используемые на демонстрационном этапе:
1. Задания на развитие рецептивных умений:
определение верных/неверных утверждений;
ответы на вопросы по видеоподкасту;
сопоставление предложений из видеоподкаста;
расположение частей видеотекста в логической последовательности
2. Задания на поиск языковой информации:
заполнение пропусков в тексте нужными словами;
подбор эквивалентов к определенным словам и выражениям;
3. Задания на развития навыков говорения:
остановка просмотра видеоподкаста, высказывание предложений о дальнейшем развитии событий;
отсутствие изображения при сохранении звука, описание событий, героев, взаимоотношений между ними.
4. Задания на развитие социокультурных умений:
Установление межкультурных сопоставлений и расхождений
Задания, используемые на последемонстрационном этапе:
составление пересказа видеоподкаста;
ролевые игры на основе сюжета и ситуаций видеоподкаста;
написание письма или открытки от лица героя;
написание продолжения серии;
инсценировка ситуации из видеоподкста;
выявление основной проблемы сюжета и ее сравнение с собственной ситуацией
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что видеоподкасты необходимо использовать на занятиях иностранного языка с целью оптимизации процесса обучения, совершенствования навыков аудирования, говорения, ознакомления обучающихся с особенностями культуры, традиций страны изучаемого языка.
Третий способ использования интернет-ресурсов - это блог учебной группы на сайте https://titanpad.com. Эта платформа позволяет работать учащимся одновременно над одним текстом/ документом. Они могут вносить свои изменения, исправлять, предлагать изменения своим товарищам в чате. Преподавателю легко отследить активность каждого, кто что написал, так как текст каждого обучающегося будет иметь свой цвет.
При работе с учебным блогом учащиеся развивают следующие умения:
Умения, необходимые для развития письменной речи:
-излагать содержание прочитанного/ прослушанного иноязычного текста.
- проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами.
- аргументировать свою точку зрения, используя доступные языковые средства.
Умения, направленные на совершенствование различных видов чтения:
-выделять необходимые факты, сведения.
-отделять основную информацию от второстепенной.
-обобщать описываемые факты/ события.
-оценивать важность/ новизну информации.
Также блоги могут быть использованы при формировании грамматических и лексических навыков. Так, например, можно предложить студентам обязательно использовать при написании эссе или изложения новый лексический материал, либо передать содержание прочитанного материала, используя при этом сослагательное наклонение или будущее время, в зависимости от смысла сообщения.
Вебквесты это интересная технология, которая представляет собой разновидность проектной работы. В сети интернет выложено достаточно много уже готового к использованию в учебном процессе материала. Возможно и самому преподавателю разработать собственный веб-квест на необходимую тему на сайте http://wizard.webquests.ch
Каждый Web Quest начинается с введения в проблему. Многое зависит от формулировки названия, цели и задач. Использование в названии вопроса может повысить уже на этапе первичного ознакомления мотивацию участников мероприятия. При таком подходе познавательная активность находится на высоком уровне, что и является одним из требований к созданию вебквеста. Перед выполнением заданий обучаемым рекомендовано познакомиться с инструкцией. Для успешного выполнения составляется подробная инструкция для учащихся, где даны советы по организации взаимодействия в группах, рекомендации по выполнению заданий и сняты возможные технические трудности. В инструкции для преподавателя предлагаются методические комментарии. Общая подборка источников информации размещена в одной из вкладок на сайте веб-квеста. На странице каждой группы указываются только конкретные ссылки, необходимые для выполнения задания.
Почему так важно конкретизировать место поиска информации? Каждый из нас попадал в ситуацию, когда садишься за компьютер с одной целью, но незаметно для себя оказываешься совсем на другой веб-странице, не имеющей ничего общего с первоначальными намерениями. В открытой веб-среде невозможно организовать автономную работу, поэтому для того, чтобы снизить риск подобных явлений, важно четко прописать алгоритм работы над выполнением задания. В одной из вкладок размещается пошаговая инструкция. Каждый пункт с помощью гиперссылки связан с конкретной страницей для того, чтобы минимизировать поиск и не провоцировать просмотр веб-страниц, которые не нужны для выполнения определенного задания. Подготовка презентации продукта совместной деятельности оговаривается в самом начале работы. При формулировке основных задач веб-квеста четко определена форма представления конечного продукта – презентация и место размещения – рабочая страница группы. Оценивание - самый сложный этап. Нужно оценить результат коллективной работы и вклад конкретного участника. На этом этапе должна быть обеспечена прозрачность. Еще до начала выполнения заданий обучаемым предлагается познакомиться с критериями оценивания и шкалой оценки. Оценить вклад каждого поможет таблица продвижения и раздел «Рефлексия», где нужно ответить на вопросы и самому оценить личный вклад в достижение цели веб-квеста.
Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий, мы получили доступ к аутентичным материалам, на использовании которых и основывается работа по выполнению заданий Web Quest. Языковая компетенция развивается в рамках конкретной проблемы и определенных ситуаций общения. При этом ситуации соответствуют реальным познавательным потребностям учащихся и уровню их языковой подготовки.
Генераторы упражнений
Существует возможность создавать свои собственные упражнения, к тому же очень быстро, например, используя страничку http://lingofox.dw.de/. При этом преподаватель сам может варьировать уровень сложности и подготовить упражнения, нацеленные на потребности учащихся. При помощи программки на данном сайте можно создать за небольшое количество времени таблицу спряжения глагола (Konjugator), упражнения на тренировку спряжения глаголов в различных временах, залогах (Verbtrainer), создавать упражнения с пропусками слов(C-Test), а также перемешивать абзацы текстов, чтобы студенты упорядочили его. (Schuetteltext).
Рекомендуем также следующие сайты, где можно найти генераторы упражнений:
Итак, использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку открывает доступ к материалам Интернет – сервиса, которые позволяют студентам совершенствовать свои языковые знания и речевые умения как в аудитории под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеурочное время. Кроме того они существенно обогатят и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе придёт интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Литература:
Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство. Иркутск: ИГЛУ. 2006. 150 с.