Роль внеклассной работы для изучения иностранного языка (из личного опыта).
Роль внеклассной работы для изучения иностранного языка (из личного опыта).
Статья знакомит читателей с опытом работы учителя немецкого языка, работающего в рамках немецкий, как второй иностранный язык после английского языка. Речь в данном случае идёт о создании естественных мотивов общения на изучаемом языке, расширении границ учебного времени за счет внеклассной работы, которая формирует потребности обучаемых использовать немецкий язык, как средство межкультурного общения, средство познания иной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль внеклассной работы для изучения иностранного языка (из личного опыта). »
Бойцова Т.В.
учитель немецкого языка
МБОУ “Гимназия №12”
г. Белгород
Роль внеклассной работы для изучения иностранного языка.
В нашей гимназии немецкий язык изучается в качестве второго иностранного языка после английского с 5 класса по 11 класс. В силу того, что на немецкий язык выделяется малое количество часов (5-8 классы – 1 час в неделю, 9-11 классы – 2 часа в неделю), учителям немецкого языка необходимо проводить внеклассную работу не только для повышения мотивации изучения немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, но и тем самым расширять возможности учащихся в овладении дополнительными знаниями по языку с использованием доступных и интересных методов.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, интеллектуального и эмоционального единства. Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации проведение внеклассного мероприятия.
Так на среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, стремятся к восприятию нового, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, не любят ограничение своей самостоятельности со стороны взрослых. Поэтому им интересны такие интеллектуальные игры на иностранном языке, как: “Что? где? когда?”, ток-шоу, “круглые столы”, проекты.
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к углубленному усвоению знаний, возрастает их социальная активность, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Общение со сверстниками - неотъемлемая часть их жизни, происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников. Они предпочитают общие праздники: „Всемирный день иностранных языков”, вечера поэзии, переписка со сверстниками других стран, просмотр кинофильмов на иностранном языке, создание индивидуальных и групповых проектов. Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет. Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. Например, мои ученики 11 класса создали проекты, посвященные 70-тию победы советского народа в Великой Отечественной войне: “Трептов парк в Берлине как символ победы”, “Веймер – символ немецкой культуры и литературы и одновременно символ ужасов нацизма”, интегрированный проект“ Курская битва. Истоки победы.“ Свои проекты они защищали перед учащимися 9 классов, для которых эта тема была малознакома и интересна.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как “Неделя иностранного языка в школе”. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней всех учащихся школы, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу мероприятий. Неделя становится своеобразным творческим отчетом в формировании творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения Недели. В нашей гимназии она называется Декадой иностранных языков, имеет двадцатилетние традиции и всегда начинается в предрождественское время. Эффективность этого мероприятия заключается в том, что практически оно проводится на двух языках одновременно (английском и немецком).
Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нём, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.