Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка
Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка
В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя сушествует , на мой взгляд, универсальная речевая зарядка. Это фронтальный опрос уч-ся в довольно быстром темпе на темы " погода"," свободное время" и т.д. Однако эта форма опроса скучна и предсказуема.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка »
Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка
В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка. Это фронтальный опрос учащихся в довольно быстром темпе на темы “погода”, “свободное время”, и т.д. Однако эта форма опроса скучна и предсказуема. Если отдать “бразды правления” детям, то опрос превратится в веселую, увлекательную игру. А учитель получит возможность услышать своих учеников как бы со стороны.
Таким образом, мы решаем целый комплекс задач:
Обеспечиваем контроль знаний.
Повышаем мотивацию, т.к. каждый ученик имеет возможность и потребность говорить на иностранном языке.
Избегаем стереотипов, т.к. каждый учащийся задает собственные вопросы.
Решаем воспитательные задачи, т. к. требуем вежливого и корректного общения.
Детям нравится такая форма речевой зарядки, т.к. она позволяет показать, как много они уже знают, что они могут быть равноправными партнерами при общении на иностранном языке. Слабых учащихся можно стимулировать шансом получить хорошую оценку за проведение речевой зарядки.
Отдельное место занимает грамматическая речевая зарядка. Ее целесообразно проводить перед письменными тестами. Коммуникативный компонент здесь отсутствует, но, тем не менее, она позволяет освежить знания, снять эмоциональное напряжение.
Грамматическая речевая зарядка может проводиться в форме игры в “молчанку”.
Учитель показывает глагол, написанный на карточке или доске. Ученик поднимает руку, если глагол – неправильный.
Или
На доске список существительных и местоимений вперемежку. Ученик поднимает руку, если показываемое слово – местоимение.
Или
При аудировании небольших текстов (5-6 предложений) ученик поднимает руку, если слышит заданное слово.
Речевая зарядка на начальной ступени обучения.
Игра является основным средством обучения на данном этапе. Поэтому речевая зарядка также проводится в форме игры.
1. Речевая зарядка как средство активизации внимания.
Учащиеся и учитель встают в круг, держась за руки.
Команда 1: Расслабьтесь, закройте глаза. Команда 2: Внимание! Учитель пожатием руки передает сигнал, начиная считать вслух.
По тому, насколько быстро учащиеся передают сигнал, можно судить о степени их психо-эмоционального состояния, об их внутренней готовности к уроку.
Такая форма зарядки позволяет научить детей концентрироваться, реагировать на команду “Внимание!”, которую подает учитель при объяснении нового материала. Устная регистрация времени способствует увеличению скорости реакции, что является условием быстрого темпа ведения урока. При этом можно повторить числительные или алфавит. Если дополнить эту зарядку исполнением песни или стихотворения, изученных ранее, то попутно решаем учебную задачу – повторение изученного – и воспитательную – сплачиваем коллектив.
2. Речевая зарядка как средство развития памяти.
В учебном процессе, как правило, основной упор делается на зрительную и слуховую память. Что касается тактильной памяти, то она абсолютно не задействована. Игра “Передай, пожалуйста, сюрприз!” является отличным способом развить этот вид памяти, а также внимание, языковую догадку.
Учащиеся встают в круг, лицом к лицу. Руки находятся за спиной. Учитель дает в руки одному из учеников игрушку. Тот ощупывает ее, стараясь догадаться, что это такое, и передает другому и т.д. Затем учитель забирает игрушку после того, как она побывала у всех игроков, и спрашивает, что это было. Учащиеся называют свои варианты.
Эта игра оптимизирует учебный процесс, вносит элемент новизны, позволяет расширить словарный запас за счет введения обозначения предметов, выражений типа “быстрее, пожалуйста”, “подожди немного”, “передай сюрприз”, “я понял”, “я не знаю”, “я думаю” и другие.
3. Речевая зарядка как средство расширения словарного запаса.
Благодаря игре, вводимой в начале урока, можно без особых усилий вдвое расширить лексический запас. Например, игра “Угадай, что в волшебном ящике”.
В волшебный ящик заранее положены предметы школьного обихода и мелкие игрушки. В процессе игры учитель вынимает и уже знакомые предметы, и незнакомые, названия которых сообщаются тут же. Обычно через 2-3 игры эти названия прочно закрепляются в памяти.
Эта игра дает возможность отработать вопрос “Что это?”, общие вопросы, закрепить пройденную лексику. Со временем дети сами проводят эту игру.
Другой вариант: игра “Стань волшебником!”
Для игры понадобится стул, мелкие игрушки или предметы школьного обихода, плотная ткань. Учащийся раскладывает предметы на стуле и закрывает тканью так, чтобы их не было видно. Затем стул выносится на всеобщее обозрение. Учащиеся пытаются угадать, что находится на стуле. Угадавший становится “волшебником”.
Эта игра быстро становится популярной, поэтому целесообразно четко обозначить количество времени для ее проведения.
4. Речевая зарядка как средство обучения чтению.
На доске написано слово, но открыта только первая буква. Учащиеся называют буквы, пытаясь угадать следующую, и т.д. Угадавший слово становится его обладателем (можно вручить Слово на карточке), т. е. когда в тексте встречается загадывавшееся слово, то читать его будет победитель игры.
В дальнейшем эту игру могут проводить сами учащиеся.
5. Речевая зарядка как средство контроля.
В целях контроля и повторения пройденного речевая зарядка может использоваться с наибольшей активностью.
Например, при проверке знания числительных можно провести игру “Командир”.
Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Командир подает команду “Рассчитайся!” Учащиеся употребляют числительные требуемого диапазона.
Таким образом, можно проверить знания порядковых и количественных числительных как в порядке убывания, так и в порядке возрастания.
Речевая зарядка на средней ступени обучения.
Обучение на средней ступени характеризуется увеличением роли учащегося в учебном процессе, что предъявляет к нему большие требования, справиться с которыми он иногда не может в силу ряда причин: физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, особенности личности. Благодаря развитию в подростковый период абстрактного мышления подросток с легкостью запоминает сложные формулы, огромные тексты, большое количество новых слов и грамматических явлений. При всем этом сознание подростка концентрируется на внутренних бурных переживаниях, поскольку в данный период ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью, наделенной правами и обязанностями, частью большого коллектива. Мотивация в этот период не имеет практической направленности и носит личностно-ориентированный характер. Ее стабильность обуславливается наличием успеха, а речевая зарядка как раз дает чувство успеха уже в самом начале урока, оптимизируя, таким образом, весь учебный процесс.
1. Речевая зарядка как средство расширения словарного запаса.
Учащиеся должны выполнить следующие задания с помощью карточек (стандартный набор 40 прилагательных):
Выбрать черты характера, которые есть у себя, у друзей, у родителей.
Выбрать положительные и отрицательные черты характера.
Подобрать синонимы (антонимы) к заданному слову.
С помощью карточек по теме “путешествие” найти пару и составить диалог. Многократное повторение фразы позволит заучить ее и использовать в дальнейшем.
2. Речевая зарядка как средство формирования языковой догадки.
Прослушивание стихотворения, песни и последующее обсуждение темы произведения, автора, его мировосприятия. Подобное начало позволяет плавно перейти к темам “Экология”, “Дружба”, “Любовь”, “Школа”, взаимоотношения между людьми.
3. Речевая зарядка как средство контроля устной речи.
Перед учащимися вывешен ряд картинок. Задание: “Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке”. Включение принципа наглядности позволяет разнообразить учебный процесс, дает возможность использовать пройденную лексику и ввести новую, употреблять речевые клише “я думаю”, “я считаю” и т.д.
4. Речевая зарядка как средство развития памяти, внимания.
На доске план города. Задание: найти самый короткий путь от дома до школы, от дома до магазина, назвать достопримечательности, самый безопасный участок дороги, самый экологичный район (обосновать, почему). Затем доска закрывается. Дети по памяти рисуют план города. Игра может проводиться по командам.
Выигравшая команда объявляется “самой внимательной командой” и будет использоваться учителем в качестве консультантов при проверке упражнений.
Речевая зарядка на старшей ступени обучения.
Обучение на старшей ступени характеризуется быстрым темпом проведения, что обеспечивается более высоким уровнем владения языком, речевыми умениями. Соответственно, речевая зарядка решает следующие задачи.
1. Речевая зарядка как средство оптимизации учебного процесса.
Учащимся раздаются листки бумаги, на которых они пишут пожелания друг другу на время урока, на предстоящий день, выходные, и т.д. Листки скручиваются, перемешиваются и вручаются заново.
Обсуждение “лотереи прогнозов” занимает 5 минут, но за это время можно активизировать речевые образцы, выражающие сомнение, уверенность, отрицание, а также, грамматические структуры будущего и настоящего времени.
2. Речевая зарядка как средство развития умения говорения, аудирования.
По картинкам, имеющим отношение к теме урока, учащиеся составляют короткие рассказы и оценивают друг друга.
По наблюдениям психологов картинки, не имеющие ярко-выраженные очертания, стимулируют мыслительную деятельность гораздо сильнее. Следовательно, для обеспечения закладывания речевых образцов в долговременную память необходимо использовать схематические рисунки. Важно уложиться в строго отведенное время, использовать заранее определенные лексико-грамматические единицы.
3. Речевая зарядка как средство развития внимания, навыков сопоставления, сравнения.
Учащимся предоставляются слегка различающиеся между собой картинки. Необходимо найти отличия. Работа может происходить совместно, или отвечает один ученик, а другие его координируют.
Благодаря зарядке “Найди отличия” можно использовать лексико-грамматические структуры, употребляемые в сравнениях, расширить запас слов.
4. Речевая зарядка как средство развития аналитического мышления.
В начале урока учащимся предлагается внимательно осмотреть класс, приготовленные к уроку наглядные пособия, средства ТСО и сделать вывод о том, что будет происходить на уроке, чему он будет посвящен.
Опрос может быть проведен фронтально или в виде анкетирования. Во втором случае уместно задать вопрос, чем интересуется ученик, что бы он хотел делать на уроке. В результате, ученик употребляет сложные предложения, аргументируя свои выводы. Используются условные предложения при ответах на анкету.
5. Речевая зарядка как средство развития языковой догадки.
Учащимся предлагаются фразеологизмы, слово-сленг, американизм и т. п. для историко-этимологического анализа.
Для этого им рекомендуется подобрать синонимы, найти образ, послуживший причиной возникновения того или иного слова. Неожиданные образы стимулируют мыслительную деятельность.
6. Речевая зарядка как средство закрепления грамматических навыков.
Учащимся предлагается набор слов из предложения, которое они должны составить за определенный период времени.
Такая “мозаика” позволяет тренировать навыки построения предложений, грамматических конструкций, а также языковую догадку.
7. Речевая зарядка как средство развития умения монологической речи.
В качестве речевой зарядки сейчас очень редко используют “политинформацию”, когда ученики сообщают о последних событиях, происходящих в стране и за рубежом.
Особенно эффективно проводить такую речевую зарядку при подготовке к диспутам, дискуссиям, т.к. позволяет многократно повторить требуемую лексику, тренирует навыки и умения монологической речи.
Итак, речевая зарядка является одним из важнейших элементов урока, на которые учителю следует обратить особое внимание, т.к. она позволяет наиболее эффективно использовать урочное время.
Наряду с основной целью речевая зарядка может решать целый комплекс учебных и воспитательных задач. Ее необходимо варьировать в зависимости от целей урока, степени подготовленности учащихся, их уровня владения языком.
Для младшей ступени обучения характерно использование игры как средства обучения. Однако, игра не должна стать самоцелью, она должна носить обучающий и воспитывающий характер.
На средней ступени наибольшую роль играет ориентация на личность учащихся. Речевая зарядка может проводиться в виде блиц - анкетирования, составления диалогов на интересующие подростков темы.
Речевая зарядка для старшей ступени обучения является тренировкой полученных знаний и умений, обеспечивает переход к интенсивной работе на уроке.
Следует заметить, что речевые зарядки, используемые на младшей ступени обучения, можно употребить и на уроках в средней ступени обучения с тем, чтобы разнообразить учебный процесс. С этой же целью можно использовать речевые зарядки средней ступени на уроках в старшем звене.
Использование речевых зарядок на уроках иностранного языка должно проводиться в строго определенное время, поэтому имеет смысл ознакомить учащихся с правилами заранее.