kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Реализация развивающего принципа обучения на уроках немецкого языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме «Реализация развивающего принципа обучения на уроках немецкого языка в начальной школе» с анализом УМК "Немецкия язык" для 3 класса И. Л. Бим

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Реализация развивающего принципа обучения на уроках немецкого языка»»

Добрый день уважаемые коллеги, жюри и все присутствующие!

Меня зовут Халахон Наталия Анатольевна. Я учитель немецкого языка МБОУ Гордеевская СОШ. Стаж работы – 7 лет.

Мое педагогическое кредо: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы» Леонардо да Винчи

С удовольствием хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по теме «Реализация развивающего принципа обучения на уроках немецкого языка в начальной школе».

Почему именно развивающий принцип обучения?

Ответ на данный вопрос исходит из самих целей обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе.

Основная цель обучения немецкому языку во 2 классе – развитие

школьников средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное

развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, развитие чувств,эмоций, в определенной мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять самое элементарное общение на немецком языке в рамках очень ограниченного числа стандартных ситуаций общения.

Изучение иностранного языка в 4 классе в соответствии со стандартом направлено на достижение следующих более конкретных целей:

- обеспечить развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

- заложить основы для формирования способности и готовности общаться на

иностранном языке, т.е. элементарной коммуникативной компетенции, и

соответственно для развития элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме (с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников);

- создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации

младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умения;

- приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка, познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

Главным условием успешной реализации задач и соответственно достижение является использование современных подходов к ОИЯ с учетом психологических особенностей младших школьников.

Дети в НШ охотно начинают изучать иностранный язык. Если для них чтение и письмо более менее знакомо, то ИЯ для большинства предмет новый. Как и все новое, этот предмет вызывает живой интерес и самое главное для учителя – сохранить этот интерес, т.е. способствовать формированию и поддержанию мотивации к изучению ИЯ.

Здесь у меня как у учителя возникает вопрос как это сделать?, посредством чего реализовать?, какие новые приемы, методы и технологии использовать? Кроме того обязательно необходимо не забывать, что во главе моей работы стоит развивающий принцип обучения.

Свой ответ на данный вопрос я начала с анализа УМК по немецкому языку. В своей работе в начальном звене я использую Академический школьный учебник авторов И. Л. Бим и Л. И. Рыжова «Немецкий язык» и сопутствующие ему пособия: книга для учителя, книга для чтения (4 класс), рабочая тетрадь в 2 частях и аудиокурс к учебнику.

В основе учебно-методического комплекса для начальной школы лежит система принципов, призванных реализовать поставленные цели и задачи обучения иностранному языку. И принцип развивающего обучения занимает среди них одно из ведущих мест.

Мною был проведен анализ УМК 2-4 классов с учетом реализации развивающего принципа обучения. Так например: УМК 2 класс книга страница 55 упражнение 2 ребятам предлагается прослушать, повторить за диктором или прочитать рифмовку «Was ich nicht alles mache?». После чего учитель предлагает задачу: что здесь одинаковое? Ребята, выполняя подобного рода задания, овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщении, что, несомненно, способствует когнитивному развитию и соответствует требованиям ФГОС.

стр. 64 упр. 7 (II)

Wir spielen Domino. Bilden wir Sӓtze. Nummiert bitte die Wӧrter.

Die Kinder

bemalen

Ostereier



Der Frühlingstag

hell

schӧn

ist

und


gibt

die ersten

Es

schon

Frühlingsblumen


Задание представлено в форме игры «Домино». Оно направлено на развитие интеллектуальных способностей учащихся через закрепление навыков грамматически правильно построения предложения.

стр.67,упр.6

Im Herbst ist das Wetter nicht mehr warm. Kӧnnt ihr das lesen?

Es oft. weht.

ist . scheint nicht. sind nicht mehr . Sie sind .

tanzen im .

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что предлагаемые в УМК материалы в полной мере реализуют развивающий принцип обучения; соответствуют коммуникативно-познавательным интересам и потребностям; соответствуют по степени сложности языковому и речевому опыту младших школьников в родном и иностранном языках; содержат интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию.

Кроме того подтверждается на практике основное требование к упражнению И.Л. Бим : характер упражнения должен иметь развивающий характер и соответствовать особенностям их навыков и умений которые с помощью их формируется.

Достаточно ли всего разнообразия предлагаемых в УМК упражнений для поддержания и формирования мотиваций для изучения иностранного языка в школе? В своей практике я столкнулась с пониманием того, что нет, не достаточно.

Со вступлением в силу ФГОС мне пришлось задуматься, что такое современный урок, каким он должен быть. Современный урок ИЯ это интеркультурный урок значит особое внимание для отбора содержания ОИЯ уделяется социокультурной направленности, а это влечет за собой необходимость переосмысления компетентности учителя и использование им активных и интерактивных технологий коммуникативного и социокультурного развития личности ученика.

Что же ждет от нас государство? Государство задает нам определенный стандарт образования в основе которого лежит системно деятельностный подход, исходя из концепций которого важны межпредметные связи. системность мышления позволяет ученику пользоваться комплексом полученных знаний, владеть анализом, синтезом, аргументировать суждение, сравнивать, обобщать. все выше перечисленное позволяет говорить о возможности реализации РПО.

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития ителлекта. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как « вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».

Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна ещё и в том смысле, что её можно применять на любом этапе обучения.

Счастлив тот, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом.

Ф.Тютчев

Современное общество диктует системе образования заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. Это накладывает на образовательные учреждения ответственность не только за обеспечение учащимся высокого уровня предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и за развитие учебных способностей, формирование учебной деятельности. В связи с этим Государственный образовательный стандарт определяет цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УДД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Что ждут от нас современные дети? Наши дети, как и мы, живут в век высокого развития компьютерных технологий. Вспомните, как часто работаете с компьютером и телефоном вы и как часто их используют дети? Современный ребенок, как и любой другой ребенок, любит игры. Разница лишь в том, что современный ребенок по-другому воспринимает игру. Он привык к ярким впечатлениям, острым переживаниям, мимолетным радостям, которые дает им компьютерная игра. Мы тоже можем привлечь внимание школьника на уроке, используя компьютерные технологии.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности реализации развивающегося принципа обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры.

В своей педагогической деятельности я использую следующие обучающие программы как: «Несерьезные уроки. Немецкий язык», «Немецкий для малышей в 3 частях» , «Professor Toto» и пр. В них представлены фонетические, лексические, грамматические упражнения, игровые ситуации, соответствующие возрасту и интересам учащихся. Особенно часто использую в своей практике видео из обучающего курса «Уроки тетушки Совы» на уроках во 2 классе при знакомстве с немецким алфавитом.

В связи с введением ФГОС возникает необходимость совмещать требования государства и желания учников. В этом мне помогают современные образовательные технологии, одну из которых я открыла для себя после прохождения курсовой профессиональной подготовки. Это сайт LearningApps.org. LearningApps.org. является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Данный ресурс удобен в использовании и дает массу возможностей разнообразить урок. Так, зарегистрировавшись на этом сайте, мне представилось множество вариантов создания собственных материалов: викторин, таблиц для заполнения, заданий на соответствие, кроссвордов, кластеров, голосований и многого другого. Кроме того есть огромное количество заданий, созданных коллегами, которые можно также использовать на уроке или внеклассном мероприятии. На своих уроках использовала данное приложение только в рамках классной работы, но огромным плюсом является то, что задания можно давать и для выполнения дома как отдельным ученикам, так и всему классу в целом. Кроме того, если зарегистрировать каждого ученика, то появляется возможность наблюдать за результатом выполнения заданий.

Всегда ли есть возможность использование компьютерных технологий в явном виде на уроке? Не произойдет ли перенасыщение, не привыкнут ли ребята и будут уже смотреть, и воспринимать это как должное?

Несомненно необходимо дозировать и чередовать применение «вкусненького» на уроке. С этой целью на своих уроках использую Arbeitsblätter (рабочие листы) они позволяют в первую очередь представить информацию в привлекательном виде, что будет способствовать поддержанию интереса к изучению иностранного языка, кроме того придерживаясь правила, что упражнения должны быть подготовительными, условно-коммуникативными и собственно-коммуникативными с этой целью использую в своей практике книгу “Deutsch lernen mit Spielen und Rätseln”. В данном пособии все задания представлены в игровом виде.

Я хочу закончить свое выступление притчей:

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

К учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Бичер Генри Уорд Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса. Поэтому современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Реализация развивающего принципа обучения на уроках немецкого языка»

Автор: Халахон Наталия Анатольевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(107) "riealizatsiia-printsipa-razvivaiushchiegho-obuchieniia-na-urokakh-niemietskogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "131630"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416175684"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса  в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». "
    ["seo_title"] => string(172) "kontsieptsiia-postroieniia-modieli-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-nachal-naia-shkola-sistiemnoie-zvieno-samoopriedielieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "162478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства